Крест Эльбруса (Часть 2)

Погода для дневки выдалась отменная. Все отдохнули, высушили вещи, подлатали стертые ноги. Продукты были поделены и распределены между участниками. Тяжелую пищу (консервы, часть колбасы) отдали туристам, которые приехали лечиться на нарзановые источники.

Группа с нетерпением вышла на маршрут. Весь день мы постепенно набирали высоту, уже не сбрасывая ее. Растительность становилась все скуднее и скуднее, уступая место камням. Ничего примечательного в этот день не случилось, и мы благополучно разбили лагерь недалеко от подножия скалы «Утюг». Перед отбоем проверили альпинистское снаряжение, завтра предстоял выход на ледник.

Сворачиваем лагерь

Альпийские луга

Вид на «Утюг»

Штурмуем осыпь

Снова «Утюг»

Закат

Утром в горах был мороз. Речка замерзла, и завтрак мы готовили на заготовленной с вечера воде из канистры.

Перед выходом на ледник стали в связку, надели кошки, и уже не снимали их до самого спуска с вершины. Солнце начало растапливать снег на гребнях, и вниз то и дело срывались маленькие камушки, перебегая нам дорогу.

Шли без перерывов. Этот участок нужно было проскочить как можно быстрее, пока вниз не полетели камни покрупнее.

Кавказский хребет

Команда. Фото Михаила Мацуя

И вот мы у подножия «Утюга». Зрелище впечатляющее. Огромная глыба возвышается над нами на сотни метров. Ветер срывает с вершины куски льда и сосульки и бросает их на ледник. Время обедать. Мы останавливаемся на скалах под «Утюгом», т.к. места лучше уже не найти.

У подножия «Утюга»

По сравнению с прошлыми обедами этот проходит удивительно быстро. Ни у кого нет желания сидеть под горой, с которой постоянно летят лед и камни =)

Снова выходим на лед, что обойти «Утюг». Камни вверху кулуара не вызывают доверия, и Саша уводит нас за гребень. Через десять минут раздается грохот, и огромный булыжник размером с компьютерный стол прокатывается по тому месту, где 10 минут назад проходили мы. В этом нет ничего страшного, мы бы успели уступить ему дорогу, но небольшой осадок остается =)

Выходим на ледник

А ледник меж тем становится всю круче и опаснее. Над нами висят ледяные глыбы в 3-4 этажа высотой, с которых свисают метровые сосульки. Склон круто уходит вниз к огромным трещинам.

Неожиданно связка останавливается. Впереди от самых скал открытая трещина. Перепрыгнуть ее в верхней части нет никакой возможности. Саша вкручивает ледобур, навешивает станцию и начинает спуск вдоль трещины. Через 8-9 метров трещина сужается и через нее уже можно переступить. После того, как Саша удобно фиксируется на склоне, спуск начинает другой Саша из Оренбурга. Остальные ждут.

Саша медленно движется вдоль трещины, и вдруг срывается и начинает скользить по склону. Несколько человек одновременно кричат «Срыв!», и вся группа зарубается в склон. Через три метра он останавливается, выравнивает положение и аккуратно заканчивает спуск. Следующий.

Пока ждем своей очереди, в трещину неожиданно проваливается Саша из Новгорода. Медленно, сперва по колено, а потом по грудь он уходит в снег. Видимо, под нами не одна трещина. Саша выбирается без посторонней помощи, только помогаем придержать его рюкзак.

Ледник

Вот и моя очередь. С гордостью могу сказать, что тренировки в спелеологическом клубе «Сармат» и горные походы даром не прошли. Все действия четкие и отточенные. Встал на самостраховку, замуфтовался, отстегнулся от связки, перестегнул узел, замуфтовался, отстегнул самостраховку. Никакой суеты. Теперь вниз вдоль трещины. Вбиваю ледоруб, одну кошку, вторую, снова ледоруб. Если бы не рюкзак за спиной, то было бы вообще не сложно. В один момент, когда уже поднял ногу, чтобы сделать шаг, лед под второй не выдерживает, и я срываюсь. «Срыв!», звучит с разных сторон. Тормозя кошками и ледорубом, проезжаю пару метров и останавливаюсь. Очень неприятное ощущение, как будто в воздушную яму попал или поставил ногу на ступеньку, а ее там нет… А вот и то место, где ребята переступали трещину. Внизу темнота. Может она и не глубокая вовсе, а может там добрый десяток метров. Лучше об этом не думать =)

Замыкающий связку Денис выкручивает ледобур, и мы снова движемся по леднику вдоль скал. Через несколько часов начнет темнеть, а удобного для выхода на плато места все нет. Даже появляется предложение выровнять площадку под скалой и заночевать там, но Саша ведет группу дальше.

Отдыхаем на карнизе

За очередным поворотом обнаруживается удобное место, чтобы забраться наверх. К крутой скале вплотную подступает снежный надув, с которого можно забраться на камни. Немного скалолазания (не забываем про почти 30 кг за спиной) и мы выбираемся на ровную площадку.

Всё, самый сложный в техническом плане участок мы одолели. Высота около 4500 тысяч метров. Так высоко я еще не забирался, но самочувствие хорошее, что не может не радовать. Отсюда уже виден Эльбрус.

Эльбрус. Фото Александра Сотникова

Отдыхаю

Вид на лагерь

На следующий день погода начинает портиться. То и дело вершину закрывают тучи. Сегодня мы должны поставить штурмовой лагерь и прогуляться в сторону вершины налегке. К месту стоянки поднимаемся еще до обеда. Высота 5014 метров. Руководитель предупреждает, что здесь бывает очень сильный ветер. Укрепляем палатки всеми возможными способами, связываем друг с другом и обносим стеной из снега и камней.

А ветер действительно сильный. Прогулка отменяется, и вся группа заваливается спать. Время от времени кто-нибудь выходит на разведку. Хороших новостей нет. Погода портится.

Снежное плато

Чаепитие

Лагерь на 5014. Фото Михаила Мацуя

Кратковременное затишье

Ночью налетает шквал, палатку немилосердно трясет. Мне в этот момент совсем не весело. Уже два восхождения заканчивались у меня такой погодой.

Весь следующий день мы не вылезаем из палаток. Ветер то утихает, то вновь набирает силу. Мимо нас гонит огромные массы облаков. Сказочная картина. Раньше я видел такое только из окна самолета…

Фото Михаила Мацуя

Выше облаков

Горный пейзаж. Фото Михаила Мацуя

«Человек среди гор ничтожно мал» Фото Михаила Мацуя

Чтобы скрасить время пытаюсь поймать по радио прогноз погоды. Так и не услышав ничего похожего на прогноз, засыпаю под ретро =)

«Выходим!». Кто-то трясет нашу палатку. На часах три ночи, 15 июля. Небо звездное, вдалеке в долине и ущельях видны огоньки поселков.

Быстро собираем лагерь, завтракаем и в 5 утра уходим на штурм. Высота дает о себе знать, идем не спеша и с остановками.

В семь утра на высоте 5300 нас накрывает облако. Идем по навигатору. Видимость 20-30 метров. А до вершины все меньше и меньше. Последние 60 метров «ползем» 40 минут пока не выбираемся на гребень, вдоль которого установлены вешки. Еще чуть-чуть. Маленький подъем, и склон заканчивается. Дальше только спуск. Мы на вершине!

Видимость стала еще хуже, не больше 10 метров. Как же обидно, ведь вокруг должна быть такая красота. Хотя какая разница?! Ведь мы на вершине! 5642! С запада! С полными рюкзаками!

К нам поднимается группа иностранцев. Они очень удивлены, увидев наши рюкзаки =)

Поздравляем друг друга с восхождением, делаем общий снимок и уходим с пяточка. Нам еще нужно спуститься в седловину и разбить лагерь.

Вершина. Фото Александра Сотникова

Чем ближе к седловине, тем больше людей встречаем. Кто-то спускается, кто-то поднимается. Одного бедолагу ведут между собой на привязи двое инструкторов, он совсем не держится на ногах.

Параллельно с нами спускается еще одна группа. Вдруг девушка из группы кричит мне: «Что ты морозишься?! Срыв!» Автоматически падаю на ледоруб и кричу «Срыв!» В этот же момент веревка сзади натягивается, и меня тащит вниз по склону гирлянда из двух замыкающих. Метров через пять останавливаемся.

«Цел? Почему команду не подал?» -  в разных вариациях задаем мы вопрос последнему.

- Да тут эти детишки шумели, - раздается ответ.

- Какие детишки?!

- Ну… Проходили тут.

Похоже, что парень переутомился. А может, это «горняшка»…

Дальше спускаемся без происшествий.

Руководитель принимает решение сниматься с маршрута. Два человека чувствуют себя плохо, и ночевка на 5300 их самочувствия не улучшит. Вариантов нет.

За несколько часов по южной  стороне спускаемся к канатной дороге и в пять вечера уже сидим в кафе в Азау.

Погода внизу замечательная. От резкой смены обстановки в голове сумятица. Только сейчас приходит понимание того, что сделал. Это как первый прыжок с парашютом. Сперва ничего не понятно, просто буря эмоций, а потом на земле накрывает восторг. Здесь так же.

«Вот это мы дали… Мы же на вершине Эльбруса были!»,- крутится в голове мысль, невольно вызывая улыбку =)

Силы покинули меня =)

На вершине непогода

Спасибо горе, что все же пустила! Мы не прошли «Крест», не сделали траверс. Но это не страшно. Главное, что взяли самую высокую точку и благополучно спустились.

На будущее очень много планов, но я еще вернусь. Даже не сомневаюсь в этом. Ведь надо побывать и на восточной вершине =)

До новых встреч, Эльбрус ;)