История села в лицах: Александра

История села в лицах: Александра

История села в лицах: Александра

Население нашей области не однажды подвергалось волнам миграции: сначала каторжане, потом японцы, наконец, с 1947 года масштабное заселение островов, для строительства народного хозяйства СССР. Кто и почему приезжал, можно лучше всего понять, если познакомиться с переселенцами, но сделать это становится все сложней, так как время берет свое, наши родители, деды и прадеды уходят, унося с собой истории своих жизней.

Село Ключи приняло первых переселенцев в 1947 году, продолжался этот процесс и в 50-х годах 20 века. Среди них не было известных людей, в основном это были простые люди, крестьяне, они работали на земле, отдавая все силы и здоровье стране, в период тяжелейших исторических условий. Эти люди достойны нашей памяти и внимания, мы должны отдавать дань уважения тем, кто поднимал острова, закладывая основы сельского хозяйства на десятилетия вперед.

Переселенцы ехали со всех концов огромной страны, большей частью без сожаления бросая родные места, в надежде на лучшую жизнь в далеком крае. Вербовщики рассказывали жителям  Центральный областей РСФСР «о сказочном острове в Тихом океане, о том, что погода чудесная, птицы и звери диковинные, и платят там большие деньги».[1]  

Осенью 1947 г. в Ключи прибыла первая партия переселенцев с Большой земли, среди которых была большая семья Кукушкиных: родители и пятеро их детей в возрасте от 30 до 17 лет. Об Александре Матвеевне Кукушкиной (Стрельцовой) и пойдет наш рассказ.

Поселок Красные Баки, откуда родом была эта семья, имеет богатое историческое прошлое. Появившись на карте государства Российского в Нижегородской губернии в начале 17 века с именем Баки, деревня уже в 1670 году становится центром разинского движения на Ветлуге под руководством разинского атамана Ильи Долгополова, и здесь же в декабре состоялась казнь повстанцев.

Поселок этот располагается на берегу реки Ветлуги, особу славу которой составили ветлужские бурлаки. В Баках в конце 19 века и родилась в семье поселенцев Александра Стрельцова. Девочка рано осталась без матери, воспитывалась отцом и старшими братьями. Особое влияние на развитие Александры оказала церковно-приходская школа, которая была при Никольской церкви, основанной еще в 1635 году, где дети нижних сословий изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. У девочки был отличный слух и красивый голос, поэтому ей доверяли петь в церковном хоре.

Детство Александры пролетело быстро, детям рано прививали навыки к труду, девчушка была смышленая, трудолюбивая, характера смирного и не злобива. В пору юности девушку уже ждала подённая работа, а как вошла в силу, так хрупкие девичьи плечи обхватила грубая лямка, и ветлужская артель пополнилась еще одной бурлачкой, благо роста Александра была высокого. «Доля  бурлака … не завидная,— труд зачастую не по силам, труд бессмысленный, притупляющий  умственные способности, всякого рода лишения и в будущем та же нужда, какая  была и при начале». [2]

Освободило от этого тяжкого труда Александру замужество, и стала Стрельцова Кукушкиной. Последующие годы большую часть времени она отдавала семье и пятерым детям, успевая подзарабатывать на случайных работах. Особой душевной отрадой для нее была возможность служить при храме, где она и пела молитвы, и была чтецом.

В годы войны  Александра Матвеевна работала санитаркой и прачкой в госпитале, до последних дней она вспоминала, как возами гоняли они на Ветлугу полоскать после стирки амуницию, белье, одеяла и полотенца, невзирая на погоду и время года.

Война окончилась, но жизнь налаживалась медленно, голодно было, Александра Матвеевна с мужем уже не могли работать в полную силу, вся надежда была на детей.  В 1947 году услышали они призывы ехать на Сахалин.

«Не раздумывая, согласились ехать за тридевять земель несколько семей по одному переселенческому билету. Ехали долго, но на душе было радостно. Было чувство, что все беды позади»[3] – вспоминал о тех событиях Николай Павлович Кукушкин сын Александры Матвеевны.

            О том, как обустраивались переселенцы, здесь рассказа не будет, важней закончить историю Александры, узнать: в чем она нашла свое предназначение, но для этого нужно сделать небольшой экскурс в историю религии в Сахалинской области.

Влияние религии на Сахалине и Курилах имеет глубокие исторические корни, и тесно связано с историей освоения островов, с особенностями народов проживающих и приезжавших сюда. В годы становления Советской власти на Северном Сахалине начались жесткие гонения на все виды религий, которые продолжились и на Южном Сахалине после освобождения его от Японии в 1945 году. «Опаснейшим контрреволюционным проявлением считалось не только соблюдение религиозных обрядов, но и даже легкий намек на негативное отношение к атеизму».[4] В результате этого были уничтожены все религиозные сооружения и строения, и Сахалинская область стала зоной самого агрессивного атеизма в СССР, вплоть до начала 1990-х годов.

Верующие сахалинцы не афишировали своего отношения к вере, боясь преследования властями, поэтому все ритуалы проводились либо в домашних условиях, либо при выезде за пределы области.

Александра Матвеевна была из тех, кто сохранил веру в Бога вопреки всему, ей удалось сохранить семейную Библию, которую она не продала даже, когда вся семья была на грани голода. Книга была большая и тяжелая, в кожаном переплете, с цветными узорчатыми буквицами на каждой странице. Библию хозяйка хранила в Красном углу, рядом с иконами. Приехав на Сахалин, Александра Матвеевна и в новом жилище устроила Красный угол, и берегла Библию как зеницу ока.

Атеизм, вытеснивший всякую возможность для верующих исполнять религиозные ритуалы, давал слабину в таких укромных уголках, как наши Ключи. Поэтому, как только селяне перезнакомились, и узнали, что Александра Матвеевна имеет определенный опыт в исполнении ритуалов: крещение, отпевания, к ней потянулись с просьбами и духовными потребностями. Она никому не отказывала, доставала свою Библию, укутывала ее в платок, и шла исполнять свой долг перед Богом, так она считала, и была верна ему.

Таким образом, благодаря ее усилиям, многие дети в селе Ключи были крещеными, а почивших сельчан провожали в последний путь по всем православным канонам. И хотя сегодня Православная церковь не признает таких своими прихожанами, все они себя считают православными людьми. 

Мужа своего, Павла Ивановича Кукушкина, Александра Матвеевна похоронила в 1961 году на сельском кладбище в Ключах, это были практически последние похороны на том погосте. Сегодня нет ни следа от тех могил, на месте кладбища расположены дачи южносахалинцев.

            В теплый апрель, ясным солнечным днем 1979 года  Александру Матвеевну Кукушкину (Стрельцову) похоронили на кладбище в Новоалександровске.

Александра прожила на острове не один десяток лет, душевный склад ее был настолько миролюбив, что она ни кому и никогда не сказала ни одного плохого слова, даже не повышала голоса в разговоре. Она очень любила ходить в лес по грибы, и могла часами сидеть с удочкой под мостом, или на ручье, как девчонка радовалась каждой поклевке, и всегда возвращалась домой с бидончиком усачей  на жареху.

Главное наследство Александры Матвеевны Кукушкиной (Стрельцовой) – дети, двое из которых остались жить на острове. Теперь здесь живут внуки, правнуки, праправнуки, и уже прапраправнуки, их общее количество перевалило за три десятка.

 

[1] Жизнь моя, иль ты приснилась мне : о старожилах п.Ключи / сост. Н.В.Дудкина. –Южно-Сахалинск, 1997. –С.13. 

[2] Боголюбов Н.П. История корабля. В 2 т. / Соч. Н. Боголюбова. - М.:Тип. Л.Ф. Снегирева, 1879. - XVI, 354 с.

[3] Танина Н.Ф. Листая прошлого страницы. –Южно-Сахалинск, 2007. –С. 48.

[4] Костанов А.И. Русская православная церковь на Сахалине и Курильских островах. - Южно-Сахалинск, 1992.

Фото: 

Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губернии. 1910г. Фотография начала XX в. фотографа З.З.Виноградова. Из фондов Государственного исторического музея в Москве.

Николаевская  церковь села Баки. Фото 1-й пол. XX в. Краснобаковский исторический музей.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Imyareya, 27 апреля 2018, в 12:36 +9
Комментарии
Написано 27 апреля 2018, в 17:30
Моя бабушка тоже приехала на Сахалин по вербовке и дед мой лежит на старом кладбище в Южно-Сахалинске, которое все больше окружает авто-бизнес. Скоро сотрет с лица города всю память, останутся одни вороны...
+3
Написано 28 апреля 2018, в 13:26
Zoil, информация про кладбище для меня была шоком, так как у нашей семьи там дача с 1980 года...
0
Написано 28 апреля 2018, в 10:13
Как выясняется, в представлениях молодых людей XXI столетия история нашей страны выглядит далекой от действительной. Погружение в прошлое своей семьи, своего села, города, страны - увлекательно для людей старшего возраста, но важнее для подрастающего поколения. Спасибо автору, что собирает по крупицам сведения о своих земляках. О людях, приехавших на Сахалин в послевоенное время, их судьбах, а также личные воспоминания представлены в документальных очерках Гапоненко Константина Ерофеевича.
+1
Написано 28 апреля 2018, в 13:28
cakura, спасибо! да, хочется, что бы такие истории читали молодые люди, ведь многие из них не знают даже историю своих дедов, что уж тут говорить про прапрадедов...
0
Написано 3 мая 2018, в 11:32
Езжу через Ключи. После таких публикаций совсем иными глазами смотришь на село. Здорово, что есть такие энтузиасты, как автор. Историю обязательно надо "насаждать" (в хорошем смысле), иначе она растворится... Спасибо вам
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Талант без границ
Талант без границ
Исторический конкурс прошел в стенах Военно-патриотического центра "Вымпел Сахалин"
Исторический конкурс прошел в стенах Военно-патриотического центра "Вымпел Сахалин"