Остатки Карафуто

Остатки Карафуто

Посещая исторические места Сахалина, невозможно пройти мимо построек периода Карафуто, дарами которого мы пользуемся до сих пор. В некоторых случаях даже не подозреваем, что это сделали японцы – настолько хорошо сохранились объекты.

Также на Сахалине очень много брошенных японских сооружений, которые не используются по назначению, но от этого не утратили свою неповторимую атмосферу и величие.

Японские здания

Проходя мимо офисного здания, расположенного по Коммунистическому проспекту, 41 (раньше эта улица называлась Дзиндзя дори), никогда бы не подумал, что это бывшая мэрия города Тоехара (Южно-Сахалинска), да ещё и с такой интересной историей. Первое здание было построено в далеком 1925 году. В августе того же года произошло знаменательное событие – в развивающийся центр японской колонии прибыл наследный принц Хирохито. Пересев на железнодорожном вокзале в автомобиль, сопровождаемый кавалеристами, будущий император, направляясь в главный храм Карафуто дзиндзя, посетил мэрию. Однако зимой 1928 года здание сгорело, в том же году на его месте построили новое.

Но это не единственное японское здание, спрятавшееся на улицах островной столицы. Банк колонизационного развития, построенный в 1930 году, сейчас превратился в областной художественный музей. Центральная больница Тоехара используется в качестве военного госпиталя. Конференц-зал губернаторства Карафуто, расположенный возле Дома правительства, стал военно-следственным отделом. Резиденция вице-губернатора Карафуто также занята военными, в ней расположилась ветеринарная лаборатория военного ведомства. А одно из первых построенных японцами зданий, штаб охранных войск, занял военный суд.

Тоннели и укрепления

На вопрос, зачем нужно посетить мыс Крильон, можно ответить, не задумываясь: для того, чтобы увидеть колоссальные плоды труда тех времен. Первое, что мы встретим на своём пути, это остатки одного из самых дорогих мостов на Карафуто, 50-метрового Томаринай-баси через реку Ульяновку, разрушенного наводнением во время тайфуна «Филлис». Следом стоит посетить пешеходную тропу на мысе Канабеевка. В 1906 году её начали прокладывать японские саперы, построили искусственные карнизы и пробили в скалах два туннеля, один из которых длиной 30 метров. Но без лодки с проводником или серьёзной скальной подготовки осмотреть её полностью, к сожалению, не удастся. Следует посмотреть на остатки портоубежища в селе Атласово, раньше это был один из самых оживленных рыбных центров юга острова. Ну и на закуску остаются береговые укрепления на самом мысе Крильон. Конечно же, все это совмещается с красивейшими местами: скалами, дикими пляжами и горными реками с водопадами.

Корсаковские маяки

Корсаков (Одомари) также нельзя оставить без внимания. В самом городе можно увидеть здание бывшего японского банка «Хоккайдо Такусёку Гинкоу», построенного в 1929 году. Расположен он по улице Советской, 3. Внешне здание похоже на областной художественный музей, который также был банком при японцах. Здание до недавнего времени использовалось под различные нужды. Потом было заброшено и, наконец, за него взялось министерство культуры. Началась реставрация в связи с тем, что в здании планируется создать музей порта. По улице Зеленой стоит здание бывшей гимназии 1915 года постройки, которое в настоящее время используется в качестве голубятни. За Корсаковом можно найти два японских маяка – 23-метровый Айро мисаки на мысе Тонин и красивейший Нака-Сиретоко-мисаки, стоящий на скале Тодо возле мыса Анива.

Памятники войны

Для любителей бродить по заброшенным зданиям отлично подойдут Макаровский и Поронайский районы. На окраине Макарова располагался огромный бумагоделательный завод, начавший работать в 1927 году и выпускавший газетную бумагу. Сейчас от некогда самого большого бумажного завода на Сахалине остались только постройки и цеха. А на берегу Чёрной реки на окраине Поронайска покоится ещё один гигант. Относительно молодой (построен в 1935 году) и самый большой из числа построенных японцами, целлюлозный завод компании «Нихон Дзинкэн Парпу».

Для желающих испробовать себя в качестве диггеров стоит отправиться в Смирныховский район на бывшую границу Японии и СССР. Количество бункеров, укреплений и других военных объектов просто зашкаливает. Расположены все эти интересности в основном в Харамитогском (Победино) укрепрайоне. Раньше этот район прикрывал единственную в Поронайской низменности грунтовую дорогу, соединявшую север и юг острова. Искать их следует в районах гор Длинная, Голая и Плешивая. Также пройдитесь от трассы Оха – Южно-Сахалинск в сторону горы Брусничная, по пути можно найти множество памятников войны.

Чертов мост

Отдельно хочется рассказать о Чертовом мосте на железной дороге Холмск – Южно-Сахалинск. Мост был возведен в ходе строительства железнодорожной ветки Тоёхара – Маока. Дорога и так шла через горы, что сильно осложняло строительство, а когда добрались до испещренного глубокими ущельями участка, в котором сплошной стеной встали склоны гор, строительство стало практически невозможным. Рабочим пришлось рыть туннели и возвести несколько мостов, одним из которых и стал Чёртов мост. Этот объект можно назвать гениальным и сложнейшим инженерным решением. Участок дороги, на котором расположен Чертов мост, выполнен в виде петли. Проезжая через два тоннеля, поезд круто поворачивал и выезжал на вершину сопки, с которой переезжал на другую по Чертову мосту. Высота моста 38 метров, длина 125 метров. По-настоящему грандиозный тоннель прорыт под самим мостом, его длина 870 метров. В те времена мост был достоянием Японии. Но строительство этого объекта не обходилось без жертв, то и дело он забирал жизни у подневольных корейцев, строивших участок железной дороги. Бытует мнение, что на каждую уложенную шпалу на этой ветке приходится по одному погибшему.

Мост забирал жизни не только при строительстве. Во время освобождения Сахалина в 1945 году за столь важный объект шли кровопролитные бои, в которых погибло немало солдат. Возможно, именно поэтому он и получил свое прозвище Чертов.

Мост и прилегающий к нему обширный участок железной дороги закрыли после сильнейшего бурана в 1994 году. Слишком дорого было ремонтировать пять километров туннелей и более километра мостов, пришедших в окончательную негодность. Сейчас мост посещают жители и гости острова. Однако, по словам министра, Чертов мост сильно обветшал и выходить на него стало очень опасно.

Из досье МК

Карафуто (префектура Карафуто) – южная часть острова Сахалин, входившая в состав Японской империи с 1905 по 1945 годы. С 14 марта 1907 года законодательно оформлена префектура Карафуто. В состав Карафуто входил и остров Монерон площадью около 30 км², имевший японское название Кайбато. В результате победы над Японией Советский Союз присоединил Южный Сахалин и все Курильские острова.

Кстати

– Сейчас из всего разнообразия памятников эпохи Карафуто объектами культурного наследия являются только три здания, – рассказывает Анна Жук. – Но в будущем их список значительно увеличится. Мы поручили главам муниципалитетов собрать информацию и подготовить списки объектов эпохи Карафуто. После этого специальная комиссия решит, какие взять под охрану, а какие – нет.

Справка МК

При японцах на Сахалине производили сахар. В 1936 году был построен сахарный завод «Карафуто Сэйто». Принадлежал он крупнейшей компании производителя сахара в Японии «Мэйдзи Сэйто». В год завод мог переработать 40 тысяч тонн сахарной свеклы – это примерно пять тысяч тонн сахара. Сейчас в здании сахарного завода, расположенного в Южно-Сахалинске по улице Крайней, 58, расположено несколько фирм.

Статья написана мною, но взята с сайта МК

Автор: Герман Красников, 27 июля, в 13:49 +7
Комментарии
Написано 27 июля, в 14:17
Да Японцы строили на века . Очень познавательный блог , это история , спасибо Григорий Н. Да вот по поводу маяка на мысе Анива , всё божились наши правители сделать грандиозную реконструкцию , до сих пор ждём )))
+3
Online
Написано 27 июля, в 14:41
max7676, Макс...не я это
и не моё...
+2
Написано 27 июля, в 14:44
Григорий Смекалов,
Конечно не вы . Просто за державу обидно .
+3
Написано 27 июля, в 16:29
Григорий Смекалов, Григорий , самое досадное , что я и не взглянув на автора статьи машинально подумал , что это вы написали . т.к. в основном вы всегда затрагиваете такие интересные исторические темы.
+2
Написано 27 июля, в 16:25
Вот я клоун , даже и не глянул на автора статьи , как всегда по превычке подумал , что это Смекалов Г.Н. пишет ведь он часто на такие интересные исторические темы пишет . Герман , спасибо за этот блог .
+1
Написано 27 июля, в 16:26 Отредактированно 27 июля, в 16:26
max7676, Бывает) Да незачто.
+1
Написано 27 июля, в 18:27
Хорошо бы ещё фотографии к тексту привязать...
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Каторжанской тропою
Каторжанской тропою
Кто и что сдерживает амбиции США и Израиля в Сирии?
Кто и что сдерживает амбиции США и Израиля в Сирии?