Большая перемена, или Мой первый школьный выпускной
Всем привет. Сегодня я расскажу вам о молодых людях, которые живут в нашем доме-интернате.
До недавнего времени они не могли ни читать, ни писать, ни считать. Их никто этому не учил.
До 18 лет они жили в тымовском интернате. А потом их перевели в дом для престарелых и инвалидов в Южно-Сахалинске. Здесь им дали работу – кто полы моет, кто посуду, а кто подрабатывает в бане.
За свой труд они получают деньги. Но правильно тратить их – например, считать они не могли. Поэтому в магазинах и на рынках их постоянно обманывали на очень крупные суммы.
Так было до тех пор, пока к нам не пришла работать Наталья Борисовна Русинова.
За год она проделала колоссальную работу. Она выиграла грант и на эти деньги организовала «Взрослую школу». Были закуплены школьные прописи, учебники, оборудование для изучения физики, химии. В общем, всё для того, чтобы взрослые молодые люди узнали, почему тает снег, откуда берется дождь, почему трава зеленая и откуда дует ветер. Все эти знания дают ребятам возможность познавать мир.
Благодаря Наталье Борисовне наши молодые люди научились считать деньги. Их теперь не обманут.
Кроме того, у нас открылся компьютерный класс, где можно научиться пользоваться интернетом. Сюда приходят даже люди старшего поколения.
А недавно в нашей «Взрослой школе» был первый выпускной. Самых прилежных учеников наградили грамотами и вручили подарки. Меня тоже назвали в числе лучших. Даже доверили выучить отрывок из поэмы Некрасова «Крестьянские дети» и вместе с учителем разыграть по ролям. Я была тем самым неразговорчивым, но трудолюбивым мужичком, который "в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок".
А сейчас слово самой Наталье Борисовне Русиновой. Пусть она расскажет о нашей школе от первого лица. Пожалуйста, прочитайте ее текст.
- У нас есть взрослые ребята, которых нужно научить читать и писать, а еще считать. Им нужна помощь, - сказали мне при приеме на работу.
Я тогда даже представить не могла, как будет сложно. В моем распоряжении были принесенные из дому сотрудниками учебники для начальных классов (личные книги, которыми они могли поделиться) и методика школы Ломоносова, которую я могла адаптировать под этих ребят с конкретным диагнозом — одним на всех. Были прописи, скачанные в интернете. Всё необходимое уместилось в небольшую стопку на столе. А сверх этого не было ничего.
Но отсутствие оборудования и пособий — полбеды. Гораздо страшнее были судьбы и истории.
Ведь в наш интернат люди попали уже взрослыми. А детство их пришлось как раз на 90-е годы. Тогда жизнь в обычных-то домах-интернатах была не сладкой, а уж для детей с умственной отсталостью — тем более.
- Нет, читать мы выучились уже потом, сами, - рассказывали мне ребята. - Нас копать учили только. Мы у директора тогдашнего копали огороды каждое лето.
- Нет, сказки на ночь не читали, мы так засыпали. Там темная комната была, мы когда не слушались и спать не хотели, нас туда закрывали. А еще мокрыми простынями били.
- Я потом выучился, сюда приехал, пошел в магазин, а там тетенька-продавец спросила, откуда я, потом посмотрела и говорит — ты что, читать не умеешь? А потом она у меня сто рублей забрала, сказала, килограмм конфет столько стоит. А у меня это все деньги были с собой. Я уже потом узнал, что конфеты стоили не сто рублей, а пятнадцать.
- Мне надо деньги считать, а то я зарплату тут получил первую, пошел на рынок за фруктами, хотел два килограмма винограда купить, так эти, ну которые нерусские, деньги у меня все забрали и сказали, что два килограмма даже дороже стоят, но они мне скидку сделают. Потому что я инвалид. И все деньги забрали.
И каждый рассказ — абсолютно будничным голосом, без возмущений и обид. Привыкли уже, что к ним — вот так.
От этих историй я пила настойку пустырника каждый вечер и усиленно соображала, как бы сделать, чтобы ребята плодотворно учились и понимали этот мир хотя бы немного лучше, чем сейчас. Чтобы поняли, что жить намного интереснее, чем им сейчас кажется. И чтобы ни одна нечестная гадина не могла их обидеть или обмануть на деньги.
Но диагноз подопечных висел на моих благих намерениях пудовой гирей. И здоровые люди намного легче усваивают различные знания в детстве или юности. Что же говорить про взрослых инвалидов, чей диагноз в обществе давно уже стал оскорбительным словом, обозначающим, мягко говоря, очень глупых людей? Долго читать они не могут, учить наизусть — тем более, а если не повторят пройденное в течение недели — забудут обязательно.
Намного лучше шла работа с образами и картинками. И использование различных игровых форм. Но нужных пособий катастрофически не хватало. Ведь они стоят денег, зачастую — немалых. А где их взять в бюджетном учреждении, где каждая копейка — подотчётна.
И тут — письмо с предложением поучаствовать в конкурсе на получение гранта в одной из нефтегазовых компаний.
А через несколько дней звонок — вы выиграли! И рекомендация увеличить сумму, ибо запросили мы очень скромненько — пособий и игр всего на 30 тысяч рублей. Конечно, мы тут же развернулись и заказали еще кучу обучающих игр и опытов для учеников, а еще цветной принтер для распечатывания прописей.
А потом неожиданно «что-то пошло не так». В хорошем смысле слова. Факультативные занятия проекта «Взрослая школа» вдруг зажили отдельной жизнью и образовали целую научную лабораторию на базе интерната. Всё началось со старых лабораторных столов и медицинских шкафчиков, которые нам отдали в класс. Мы поставили на них колбы, пробирки, порошки и растворы, анатомические муляжи и другие интересные штуки, закупленные в рамках гранта, и ахнули. Потом пришли медики посмотреть, что получилось, и тоже ахнули.
И спустя пару дней они же принесли два огромных микроскопа. Старых, списанных за ненадобностью, но еще вполне рабочих.
А еще нам принесли кучу пробирок и медицинскую настольную центрифугу. Сказали — вдруг пригодится.
С тех пор не было ни дня, чтобы хоть кто-то из ребят не забежал в компьютерный класс, где и проводились все занятия, и не заглянул в стоящий на столе один из микроскопов, не сунул нос в коробку со специальной плесенью, не порылся в различных сыпучих веществах. Неважно, есть у нас сегодня урок или нет.
Доходило и до курьезных случаев. Например, рассматривали мы на занятии лапки кузнечика (шли в наборе) и одна девочка вдруг сказала - вот бы таракана поймать и посмотреть через увеличение, какой он, страшный, наверное!
Сорвалась и убежала. Пять минут ее нет, десять, двадцать, час. Занятие уже давно закончилось, да и рабочий день подходил к концу. Вдруг прибегает наша пропажа, видно, что откуда-то с улицы, в шапке и куртке нараспашку (дело было зимой) и кричит радостно — вот, нашла! И разжимает ладонь, в которой лежит уже дохлый таракан. Где она его взяла — не знаю. Пришлось преодолевать брезгливость и настраивать микроскоп для просмотра.
Сейчас лаборатория работает в полную силу. Мы хотим изучить Солнечную систему, строение некоторых человеческих органов, посадим растение и посмотрим, как развивается его корневая система, сделаем выставку поделок из пластилина, создадим лимонад, почистим ржавчину колой и проведем множество других интересных экспериментов, которые помогут нам лучше понять мир, в котором живём.
И мы, конечно же, не забрасываем занятия по математике, русскому языку и другим основным предметам. Ребятам даются эти науки гораздо сложнее, но они очень стараются.
А еще мы учимся считать деньги, играя в «Монополию». И так дело идёт гораздо быстрее, практически все, кто хотя бы раз в неделю азартно рубится с другими, покупая различные города, уже хорошо ориентируются в округленных суммах свыше 500 рублей.
С подсчетом мелочи пока туговато. Но у нас много времени впереди.
Фотографировала - Светлана Фатыхова
P/S Если вы захотите пригласить меня на море, в парк, в кино или просто прогуляться по городу, я буду вам очень благодарна.
+7-962-125-15-15
Как здорово, что есть такие люди, как Наталья Борисовна ... Они живут своей работой, они переживают за своих подопечных , и радуются любому их успеху! За это ей огромнейшее спасибо! Удачи во всех планах, задумках и начинаниях!
Успешной тебе и твоим одногруппникам дальнейшей учёбы