Волость Тоёкита: образование

Волость Тоёкита: образование

Установить точную дату превращения русского села Пустаки в японское Мотокаваками пока не удалось. Однако, следуя логике действий японской администрации, которая стремилась немедленно занять все населенные пункты, полученные в результате Портсмутского мирного договора, их заселяли быстрыми темпами. Отсюда можно сделать вывод, что вполне вероятно уже в 1906 году, самое позднее 1907, русские поселения юга Сахалина уже не только носили японские наименования, но и осваивались японскими переселенцами, что подтверждается скорость возникновения сети школьных учреждений.

Японцы приезжали семьями, вместе с детьми, поэтому уже в августе 1906 года в Тоёхаре была создана первая национальная школа. В 1908 году выходит императорский указ № 45 «О школах на о. Карафуто» и приказ Министерства внутренних дел № 6 «О исполнении указа о школах о. Карафуто» на основании которых разработаны правила ведения дел в начальных школах, а также «дополнительные правила для частных школ, по которому выплачивали дополнительные пособия учителям и обязали старост поселений управлять делами своей школы».[1] Позднее все частные школы были переведены в муниципальное ведение. Начиная с 1912 года, на основании очередного императорского указа, в губернаторстве начинают появляться средние школы (8 классов), затем создаются гимназии, в крупных городах. В 1935 году были созданы молодежные школы, куда поступали выпускники начальных школ, не получившие среднего образования, где учащиеся наряду с общим образованием, приобретали специальность, и срок обучения зависел именно от нее. Во времена второй мировой войны большое внимание в этих молодежных школах уделялось военной подготовке.

Первые школы в волости Тоёкита были образованы в 1908 году в селах Кусано (Луговое), Томиока (Томиока) и Миюки (Старорусское), в 1909 году Конума (Новоалександровск), Судзуя (Новая деревня) и Мотокаваками (Ключи). Последняя школа была открыта в 1917 году в Окукаваками (Тепловодский).

Самая большая школа разместилась в Конуме (фото в превью), и это было оправдано, так как центр волости имел численность населения 1740 человек.  В школах Судзуя и Окукаваками было всего по одному классу (начальному). В остальных школах было по 2 учителя, соответственно два класса: начальный и средний.

Интересные факты представляет японская статистика 1945 года по школам волости Тоёкита. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что основной шкалой в системе учета населения для японцев был двор. В 1945 году (19-й год эпохи Сёва) в волости Тоёкита дворов было 751, население - 3858 человек.

В приведенной ниже таблице представлены сведения по количеству учителей и учеников в национальных школах волости в 1945 году.

 

Село

Год основания школы

Всего дворов

Кол-во преподавателей

Кол-во учеников

Конума

1909

346

8

401

Кусано

1908

73

2

69

Судзуя

1909

61

1

19

Окукаваками

1917

61

1

42

Мотокаваками

1909

65

2

87

Томиока

1908

68

2

77

Миюки

1908

77

2

80

Итого

 

751

18

775

 

Национальная 8-летняя школа Мотокаваками состояла из двух классов, где преподавали два учителя (мужчина и женщина). Классы были смешанные, в них одновременно учились ученики разного возраста. Учащихся в начальной школе было 69 человек, в средней школе 18, всего 87 учащихся. Кроме этого, в селе была еще и молодежная школа, где училось 10 человек.

Удивительно, что в Мотокаваками, не самом большом среди сел волости, учеников было больше, чем в остальных, если исходить из количества учеников, которые приходились на 65 дворов. Да и по количеству учеников на одного учителя село было вторым, после Конумы. Трудно сейчас выяснить, почему в Мотокаваками было такое количество детей, возможно одна из причин в том, что здесь 85% дворов занимались крестьянским трудом, в таких семьях в те времена всегда было много детей. Можно предположить и другу причину: вероятно к тому моменту из других сел население уже массово выезжало в Японию, тогда как из Мотокаваками уезжать не спешили, советские переселенцы села Ключи рассказывали, что японцы очень не хотели уезжать из села.

В Карафуто была создана система надзора над образованием, она состояла из Отдела учебных дел при губернаторстве. В 1930 году был сформирован штат школьных инспекторов из 9 человек. Власть осознавала свою ответственность за сферу школьного образования, и считала, что жители острова «с учетом особого положения и условий острова должны принимать активное и самоотверженное участие в делах улучшения культурного уровня народа и развития колонизации».[2]

В книге «30 лет губернаторства Карафуто. т.3» размещена Директива губернаторства № 36 от 3 сентября 1920 года о пяти принципах общего образования, в качестве инструкции для всего населения острова. В директиве была провозглашена главная цель: «воспитать соответствующие способные кадры для дел освоения, с учетом особых условий о. Карафуто».[3] Этот документ стоит прочитать, поэтому привожу его полностью.

«Пять принципов:

Воспитывать население в духе патриотизма путем просвещения в великом принципе построения государства и духе государственного строя, и развития народного убеждения.

  • прививать понятие об обширной и протяженной истории основания нашей страны;
  • поставить ясность истории судеб страны и расширения престижа императора;
  • объяснить причины неповторимого характера государственного строя в мире;
  • приумножать добрую традицию набожности и уважения предка;
  • известить о положении Японии в мировом масштабе;
  • создавать и развивать сильное государственное сознание и мораль жертвы и служения государству;
  • осветить историю оккупации Карафуто, возбудить любовь к острову, и последовательно вести работу по надежному его освоению.

Воспитывать население в духе самоуправления, путем определения изменения идейных течений времени и общего мирового положения, и путем установления идеи конституционной формы правления.

  • воспитывать людей с высоким взглядом, чтобы проникнуть в положение эпохи, для чего необходимо приобрести знания со всех концов мира;
  • вести моральное воспитание справедливости и гуманности;
  • усилить воспитательную работу по достойному и принципиальному поведению;
  • воспитать характер, который осознает ответственность и охотно выполнит обязанности;
  • устранить беспомощные настроения и воспитать в духе самостоятельности;
  • приложить усилия на развитие конституционной идеи и сознание самоуправления;
  • создать условия заинтересованности в науке и усвоить привычку самостоятельной учебы и самовоспитания;
  • воспитывать в духе активности в учебе и посещаемости;
  • вести занятия по труду в зависимости от степени развития детей тем чтобы набрать опыт самоуправления.

Воспитывать население в духе сотрудничества, путем просвещения о принципе самообладания и разумности объединения, и путем поощрения благородного нрава – взаимопомощи.

  • приложить усилия на воспитание чувства общественного долга с тем, чтобы познавали истинное значение сопроцветания;
  • воспитывать в духе добрососедства, дружбы и взаимопомощи, и развивать здоровые и хорошие нравы и обычаи народа;
  • развивать добрый нрав, уважение человеческого достоинства, независимо от его происхождения и профессии;
  • прививать знания о необходимости принципа сотрудничества для исполнения общественной обязанности и общественного служения;
  • способствовать развитию живого и веселого настроения, свежего эстетического чувства и благородной склонности, и воспитать согласованный характер;
  • вести занятия по труду, для чего необходимо силы и сплоченность;
  • содействовать в создании и развитии молодежных воспитательных организаций, и прививать привычку сотрудничества.

Воспитывать трудолюбивое население, путем развития физических и жизненных сил, и создания доброго обычая – бережливости и сострадательности.

  • воспитывать в духе стремительности, смелости и непоколебимости, решимости с тем, чтобы смоли противостоять нужде и лишениям;
  • воспитывать характер трудолюбия и преданности своему делу;
  • воспитывать характер качественно полноценного, мужественного, скромного и старательного (человека);
  • воспитывать детей физически крепкими, для чего необходимо поощрять гимнастические упражнения, игры и др. спорт, в соответствии с временем года;
  • воспитывать детей чтобы они подружились со снегом и не боялись холода, для чего необходимо создавать оптимальный костюм, который соответствовал бы климатическим условиям Карафуто.

Воспитывать население в духе, путем распространения научного исследования и знания его практического применения, и культивирование принципа серьезности значения индустрии.

  • воспитать характер стремления к научному знанию и практическому применению его;
  • стараться преподавать так, чтобы у детей повышались практические знания и умения;
  • проводить работу по образованию в соответствии с положением и жизненным уровнем населения, с учетом личного характера и положения учеников;
  • известить о природных богатствах Карафуто;
  • расширить знания о различных отраслях промышленности на острове, и привить интерес к производству и экономической идее;
  • отрицать грабительскую тенденцию у переселенцев, прививать любовь к природе и сохранению природных богатств;
  • пропагандировать значение сохранения лесов, лесонасаждения и защиты леса от пожара».

PS: рекомендую познакомиться с историей школы села Березняки, в которой подробно описан быт японской школы.

 

[1] ГИАСО. Ф. 1170. Оп. 1. Ед.хр. 41. Л. 80

[2] ГИАСО. Ф. 1170. Оп. 1. Ед.хр. 41. Л. 97

[3] ГИАСО. Ф. 1170. Оп. 1. Ед.хр. 41. Л. 97

 

Автор: Ключи, 23 марта, в 11:34 +7
Комментарии
Написано 23 марта, в 22:09
Ничё не понимаю, так и не нашёл «выявлять, формировать, привлекать», такое впечатление что японцы начала прошлого века были человечнее и мудрее, чем - https://astv.ru/news/society/2019-03-23-na-sahalin..
+2
Написано 24 марта, в 07:00
venom, о японской "человечности" много уже было написано, я планирую так же о ней написать позднее, опираясь на их же документы.
+2
Написано 24 марта, в 07:55
Ключи, достойно у Вас получается о “нечеловечном» воспитание излагать, зависть об истином понимание необходимого в воспитание молодёжи возникает, всё как то без иновационно-революционно-партийно-общественного «сформировать, обобщить, довести, решить...», хотелось бы увидеть чем могли бы завершиться, оформиться Ваши изучения геноцида КПСС над советским народом
+3
Написано 24 марта, в 11:47
venom, "..... хотелось бы увидеть чем могли бы завершиться, оформиться Ваши изучения геноцида КПСС над советским народом"

А сейчас нет геноцида: все сами с крыш попадают, перепиваются, перебиваются ножами, топорами, в
ДТП.....
Все условия людям (ой забыла, что вы их "БЫДЛОМ" называете) представлены торгашами - власть имущими, понимаЕшь: свобода во всём ....
+1
Еще 1 комментарий
Написано 24 марта, в 08:10
Прежде чем ответить Вам, хотелось бы знать сколько лет вопрошающему? Вам сколько лет довелось прожить при КПСС?
Предупреждаю сразу, я не являюсь апологетом ни того советского, ни сегодняшнего коммунизма, но и фанатичным противником так же. Нет в мире совершенства...
+5
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Митинг на Приморском бульваре в Холмске
Митинг на Приморском бульваре в Холмске
С юбилеем!
С юбилеем!