КРЫМСКИЕ КАНИКУЛЫ

КРЫМСКИЕ КАНИКУЛЫ

         Мои осенние крымские каникулы в 2019 году были ознаменованными двумя замечательными экскурсиями. Одна из них была запланирована заранее, хотя с ней и была проблема: в Чеховский домик в Гурзуфе[1] из Судака, где я отдыхала, попасть не просто, нет специальных организованных экскурсий, ибо нет большого спроса.

         Зато поездка в Старый Крым одна из самых распространенных, и здесь уже главное, чтобы повезло с экскурсоводом, как было в моем случае. Небольшой городок оказался старым не только по названию, но и по своей сути. Первое впечатление – я на машине времени вернулась в 50-60-е годы 20 века. Время там застыло в каждом строении, в дорогах, и даже в пейзажах. Именно здесь я получила незабываемые впечатления от музеев, и невероятный сюрприз.

         Все произошло в Литературно-художественном музее[2], который расположился в усадьбе, постройки второй половины ХIХ века. Коллекция у музея богатейшая, как внутри здания, так и на территории, а времени на экскурсию отвели всего 40 минут. Впитывая информацию экскурсовода, я спешила сделать фотографии самых интересных экспонатов, захлебываясь от потока эмоций, которые обрушивались лавиной.  

         Нас уже торопили к автобусу, чтобы ехать в следующий музей[3], как вдруг я увидела прилавок с книгами, которые можно было купить. Буквально на ходу я выбрала две книги: одна была путеводителем по Коктебелю и Старому Крыму, а вот вторая привлекла своей яркой внешней новизной. Успела выхватить глазами красные буквы названия «Крымские каникулы», и только потом увидела фамилию автора – РАНЕВСКАЯ!

         Нина Станиславовна Сухоцкая, будучи близким другом Ф.Г.Раневской, в своих воспоминаниях о великой актрисе в 80-х годах 20 века написала:  «Фаина Георгиевна никогда не вела дневников…»[4]. Спустя три десятилетия счастливый случай опроверг это утверждение, и подарил поклонникам таланта Раневской дневники молодой актрисы, которая в самые тяжкие годы гражданской войны служила в театрах Крыма.

  «Я чувствую себя лепестком, подхваченным бурей. Мне кажется, что мир сошел с ума. Рухнул порядок, на котором все держалось, и теперь все летит в бездну. Сначала мне было весело наблюдать за процессом. Потом веселье улетучилось, осталось только любопытство. Но после того, как я чудом избежала расстрела, в душе моей поселился страх»[5].

  

        В 1918 Фаине Раневской исполнилось 23 года, впереди были голодные годы и «университетское» становление великой актрисы. Ее счастье составляло окружение, в которое она попала. Павла Леонтьевна Вульф была для Фаины не только другом и учителем, но и заменила ей родителей, с которыми актриса рассталась по собственной воле. Впоследствии отъезд родителей за рубеж разделил Раневскую с семьёй Фельдман уже навсегда.

         Читать чужие дневники занятие не простое и одновременно очень увлекательное.  Дневникам человек доверяет самое сокровенное, раскрывая душевные порывы, физические страдания, иногда выворачивая самого себя наизнанку. Отсюда у читателя порой может возникать чувство неловкости, как будто снова слышишь Высоцкого «Я не люблю, когда чужой читает, письма, заглядывая мне через плечо».

В случае с этими конкретными дневниками этой неловкости можно избежать благодаря самой актрисе.

«Много чести для Раневской писать ее на каждой афише. Вот потому я и решила вести дневник. Хочется знать, что после меня останется что-то на память»[6].

Интересна сама история находки трех тетрадей с дневниками Фаины Раневской, но как бы ни хотелось ее пересказать, оставлю любознательному читателю возможность узнать об этом из первоисточника.

Читая дневники, я выбрала много цитат, которые хотелось зафиксировать в памяти, потом вернуться и снова перечитать, и поймала себя на мысли, что уже десятилетиями существующий массив цитат Фаины Георгиевны Раневской теперь значительно пополнится за счет этих дневников. Позволю себя привести еще три цитаты из этой книги:

« Искусство – это воздух, без которого невозможно жить. Искусство – это жизнь, а не украшение жизни»[7].

« С.И. вдруг сделалась англоманкой. Она убеждена, что только англичане способны навести порядок в России. Я с этим не согласна. Порядок в доме наводить жильцам, а не гостям»[8].

«Человек думает, что может обойтись без чего-то, пока не лишится этого на деле»[9].

         Книга Фаины Раневской «Крымские каникулы : дневник юной актрисы» теперь обрела свое место в фонде Южно-Сахалинской Центральной библиотеки им. О.П.Кузнецова, и ждет своих читателей.

         Эта книга выпушена маленьким тиражом всего 3000 экземпляров, так что она сразу же стала библиографической редкостью!

         Возьмите в руки эту книгу!

 

[1] Дача А. П. Чехова и О. Л. Книппер — музей Антона Павловича Чехова в Гурзуфе (Крым).

[2] В 2001 г. он вошел в состав заповедника "Киммерия М. А.  Волошина".

[3] Мемориальный Дом-музей А. С. Грина.

[4] О Раневской. –М.: Искусство, 1988. –С.23.

[5] Раневская Ф.Г. Крымские каникулы : дневник юной актрисы. –М., 2016. –С 13.

[6] Там же.  –С 15.

[7] Там же. –С. 114.

[8] Там же. –С. 117.

[9] Там же. –С. 159.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Imyareya, 16 июня 2020, в 14:18 +10
Комментарии
Написано 16 июня 2020, в 18:19
Прекрасно, когда люди, кроме прилавков с мороженым и пивом видят вокруг себя прекрасное. Вы из таких, миру с вами повезло!
+7
Написано 16 июня 2020, в 18:42
Занузия Ивановская, благодарю за ваш отзыв! Мир становится добрей, когда видишь прекрасное. Мысли и чувства Раневской полны искренности, мимо них невозможно пройти равнодушно!
+5
Написано 16 июня 2020, в 18:52
Крым - наш

Крым это - Россия

Крым не отдадим, Крым мы - защитим
+4
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Жители посёлка Серные Источники в Холмском районе против строительства полигона для мусора.
Жители посёлка Серные Источники в Холмском районе против строительства полигона для мусора.
Обнаружена свалка документов с личными данными
Обнаружена свалка документов с личными данными