Удешевляющий переход?
Разговор с Президентом России снова реанимировал идею соединения Сахалина с материком. Мосты во Владивостоке ведь смогли построить – а это сложнейшие инженерные решения. И теперь это один из символов нашей страны. Строится Керченский мост, который безо всякого сомнения также будет мелькать во всех презентационных роликах о России. Так почему бы и не построить мост или тоннель, который будет соединять Сахалин с материком?
Вообще, это как своего рода мантра для властей. Сахалинские власти регулярно говорят о необходимости соединения острова с материком. Иногда просыпаются железнодорожники и тоже заявляют о своем интересе в реализации этого проекта. Чуть реже об этом говорят федеральные власти. Помнится, вопрос строительства железнодорожного перехода между Сахалином и материком уже поднимался на пресс-конференции Владимира Путина. И также прозвучало на всю страну, что строить надо.
В речах сахалинских чиновников красной нитью проходит «удешевление товаров с материка». И здесь либо некомпетентность (что вряд ли), либо политический популизм.
Отвлекусь немного от моста/тоннеля. Во времена И.П. Фархутдинова появилась идея проекта перевода Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 на природный газ проекта «Сахалин-2». Вернее, сначала предполагали, что газ будет с Анивских месторождений, но потом поняли, что его просто не хватит. Поэтому сосредоточили все внимание на «Сахалине-2». Поначалу даже Игорь Павлович говорил о том, что после перевода на газ ТЭЦ-1 подешевеют тепло и электроэнергии. Но после более тщательных расчетов поняли – дешевле не будет. Будет чище воздух и надежней оборудование. А если учесть, что выбросы электростанции занимали более половины всех выбросов вредных веществ в воздух областного центра, то первый довод и стал основным.
Еще одним доводом стало то, что источники энергии должны быть диверсифицированными. Не должно быть так, чтобы электроэнергию вырабатывали бы только угольные станции. Должно быть минимум 2, а лучше 3 и более источников. Сейчас есть два – уголь и газ – и это уже неплохо.
Вот так и со снабжением Сахалина. Сейчас есть два пути: морской и авиационный. Как они работают – вы и сами прекрасно знаете. Есть погода – есть доставка. Иначе – стоп и ждем. Если построить мост/тоннель, то добавится еще и железнодорожный вариант. Хватит средств – будет и автомобильный. Сказать, что они не зависят от погоды, то это несколько лукаво – потому что пути иногда переметает, лавины сходят, а иногда и паводками смывает насыпи. Но это все равно более надежно, чем только авиа и морская доставка.
И именно об этом, мне кажется, и стоит говорить властям при обосновании строительства перехода Сахалин-материк – надежность. В 2007 году, когда после невельского землетрясения началась большая стройка в Невельске и в Ново-Троицком строители столкнулись с тем, что строительные материалы и конструкции с материка просто не могли дойти до Сахалина и скапливались в районе паромной переправы Ванино-Холмск. Ноябрьские шторма просто не давали возможности переправить грузы. Стоял и порт Корсаков. И это тогда в очередной раз показало – нужны надежные пути снабжения.
А вот вопрос стоимости доставки – это вообще из другой категории. Сегодня доставка 20-футового контейнера из Москвы до порта Корсаков будет стоить от 150 до 200 тысяч рублей. Груз идет по железной дороге. Если будет переход Сахалин-материк, то от Хабаровска он пойдет не на юг – во Владивосток, а на север в район Де-Кастри. Сколько это километров? Порядка 700? Плюс переход – километров 10. И плюс 500-600 километров от Погиби до Южно-Сахалинска. Даже в этом случае цена на доставку не будет сильно отличаться от текущей.
То есть строительство перехода Сахалин-материк – это разговор не про снижение стоимости доставки, а только о ее надежности. Фактор, который поможет снизить стоимость - это увеличение грузопотока. А этого в ближайшее время не случится – население и экономика острова резко не вырастут. К сожалению.
Наверное, лучшим вариантом будет создание грузового логистического узла. Мост Хоккайдо-Сахалин решит проблему отсутствия у нас мощных глубоководных портов за счет Японии. Можем стать транзитной территорией. И об этом тоже говорили все губернаторы, начиная с И.П. Фархутдинова. Но есть пара мелочей.
К примеру, Владивосток (вы же помните, что у него есть статус свободного порта?) рассматривает возможность создания логистического центра по доставке грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. После модернизации его порты смогут серьезно увеличить свой грузооборот. Но даже этот проект столкнется с одной и очень серьезной проблемой – Транссибирская железнодорожная магистраль.
Пропускная способность железной дороги, которая соединяет восток и запад нашей страны серьезно нуждается в увеличении. Нынешние ее мощности не отвечают даже потребностям дальневосточных регионов. А что говорить о том, если грузопоток может увеличиться в разы?
Так что прав Владимир Путин, когда говорит о том, что строительство перехода Сахалин-материк – это совсем не просто. Это огромная задача, которая сравнима со строительством Байкало-Амурской магистрали и другими всероссийскими стройками. Вот только ресурсов у страны на эти проекты гораздо меньше.
А то, что переход Сахалин-материк необходим – это факт. И Президент России это подтвердил.
Вот только это – еще раз скажу – не об удешевлении стоимости доставки грузов.
+7-962-125-15-15
Вы куда клоните, к Японии...Печётесь о её транзитной территории........
Пусть Япония о своей АЗС Фукусима -1, заразившей морские воды, по чаще думает.... Что- то все об этом стали помалкивать....
А причем здесь АЭС "Фукусима" я вообще не понял...
И вопросами отправки груза из портов Владивостока и Находки в районы крайнего севера страны в навигационные периоды занималась......
В Крыму нет того, что есть у нас. Так же население больше, чем у нас, а его кормить надо. У нас вместе с Курилами, проживает около 470 тысяч человек и территория разделена островами. На севере Сахалина живет мало людей, а до юга надо будет так же прокладывать путь. Но, самое главное, что у нас нет таких производств, чтобы везти сюда или отсюда товары, сырье. Это расточительно. Потому Путин и сказал, что нужна страна-инвестор, а что за страна, думаю догадались. Но, Китай не будет сюда вкладываться он и по трубопроводу отказался от участия вложения денег. Газ ему, дешевле из Туркмении и США, чем у нас - покупать. Заселить Сахалин, наладить производство как в СССР было, тогда еще возможно, а так.... Очередная афера будет с распилом.
И инвестор в нашем случае не Китай, а Япония.
Власти Китая пересматривают политику отказа от угля, а кроме того — заинтересовались покупкой сжиженного газа в США, объяснил Reuters источник в «Газпроме».
По данным Bloomberg, договоренность о поставках в КНР американского СПГ была достигнута на переговорах Си Цзиньпина и Дональда Трампа в апреле. В мае Минторг США объявил о подписании двустороннего торгового соглашения, которое расширит доступ американским энергокомпаниям на китайский рынок.©