Остров пегого пса

Остров пегого пса

Пока Чехов-центр рассказывает сахалинцам о Боингах, я задумываюсь – решит ли он в новом сезоне предложить зрителю чуть ли не последний в роли худрука Ч-Ц, и, на мой взгляд, самый талантливый спектакль Безносова, который я видел. А потому вспоминаю то, что лицезрел сам… "Пегий пёс, бегущий краем моря".

«В непроглядной, насыщенной летучей влагой и холодом приморской ночи, на всем протяжении Охотского побережья, по всему фронту суши и моря шла извечная, неукротимая борьба двух стихий – суша препятствовала движению моря, море не уставало наступать на сушу…Человеку подчас приходится очень туго между ними – между сушей и морем, между морем и сушей. Не любит его море за то, что к земле он больше привязан…»

ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ – ВЛАДИМИРУ САНГИ

Как часто с вами, уважаемый театральный зритель, бывает так, что перед премьерой спектакля вы откладываете все свои дела, берете в руки книгу и перечитываете то, что завтра вам предстоит увидеть на сцене?

Конечно, в данном случае речь идет о тех постановках, в которых книжный оригинал истории присутствует. Скажу сразу, что я так поступаю всегда – не из желания потом искать какие-то недоработки сценической интерпретации или какую-то недосказанность в речах актеров, а просто из стремления понять художественную мысль того человека, который эту историю создал, ибо именно мысль обязан будет донести до меня завтра задействованный в спектакле актер.

И мне очень хочется, чтобы понимание этой мысли и у меня, и у актера совпадали. Если по окончании спектакля я чувствую, что это произошло, – я счастлив, что вчера отложил все свои дела, а сегодня увидел талантливую актерскую игру и профессиональную работу режиссера. С «Пегим псом…» случилось именно так.

Художественный руководитель Чехов-центра Даниил Безносов поставил спектакль по одноименной повести Чингиза Айтматова. Однажды, говоря о замысле повести, Чингиз Торекулович вспоминал, что никогда не был там, где происходит действие его произведения, что он не знает нивхов, но знаком с самым первым писателем этой народности, с Владимиром Санги.

О НАШЕЙ ЗЕМЛЕ И НАШИХ ЛЮДЯХ

Владимир Санги рассказал Айтматову историю о мальчике, который вместе со взрослыми впервые вышел в море на охоту. Они попали в густой туман и потеряли все ориентиры. По истечении двух дней, когда была утрачена всякая надежда на спасение, охотники увидели пролетающую птицу и взяли курс по направлению ее полета. Спустя некоторое время была обнаружена земля.

Посвященная Владимиру Санги повесть расширяет границы этой истории. Она повествует о первом выходе на охоту мальчика Кириска вместе со старейшиной рода ОргАном, отцом Эмрайином и дядей Мылгуном. Так заведено у них в роду – старшие посвящают мальчиков в охотники.

Разыгравшаяся на море буря приводит к тому, что охотники сбиваются с курса, и опустившийся плотный и неподвижный туман не дает им надежды вернуться домой. Запас пресной воды заканчивается. И тогда взрослые мужчины один за другим покидают лодку, чтобы оставшаяся в бочонке вода досталась Кириску.

Возможно, судьба улыбнется ему, он выживет и продолжит их род. Так и получается: над отчаявшимся мальчиком пролетает полярная сова Агукук. По направлению ее полета Кириск ориентируется и приводит свой каяк к родному дому – владениям Пегого пса – той настолько знакомой и любимой с детства, приметной сопке-утесу, «и вправду напоминавшей издали огромную пегую собаку, бегущую по своим делам краем моря».

КАЯК НАДЕЖДЫ

Зал Чехов-центра был заполнен. Несмотря на обозначенное в афише возрастное ограничение, было на удивление много детей. Некоторые приехали издалека – прямо передо мной, рядом ниже, разместилась группа из Смирныховского района.

«Интересно, как они смогут показать безграничность моря? А как воплотить на сцене мысли и воспоминания главных героев?» – доносилось откуда-то справа, видимо, от людей, таких же, как и я, – прочитавших ранее повесть Айтматова.

Режиссер Даниил Безносов и художник-постановщик Михаил Кукушкин несколько удивили, разместив в центре вращающейся по кругу сцены каяк. Он, сохраняющий и отнимающий жизнь, он, дающий надежду, – именно он должен был стать главным героем этой истории. Четверо мужчин, вокруг судеб которых развивается действие, красивейшие девушки (тогда это были - Мария Шарапова, Наталья Красилова, Елена Бастрыгина, Мария Картамакова), которых один из критиков еще до премьеры спектакля несправедливо к главным героям не отнес, – все они в национальных костюмах нивхов, так мастерски подобранных художником по костюмам Арсением Радьковым. А вокруг безграничное море, имитируемое развевающейся тканью в сочетании с игрой света, и клубы тумана, в котором, кроме главных действующих лиц, оказывается половина зрительного зала. А позади героев – полотно, то рисующее нам изображение Пегого пса, то визуально воплощающее воспоминания из жизни действующих лиц, то играющее тенями, то расцветающее красками, оно – то море, то суша. Оказалось, что безграничности много места не нужно.

КОНТРАСТЫ

Литературовед Георгий Гачев отметил однажды, что сюжет повести разыгрывается между Океаном соленой воды и бочонком пресной. От себя добавлю, что сюжет повести, как и театральной постановки, раскрывается не только в рамках реальности. Нам показали, что народный миф, сказание может оживать и воплощаться в повседневной жизни. Реальность в интерпретации Даниила Безносова – это суровое море и быт нивхов, это мужчины спектакля. Герои-мужчины – добытчики, продолжатели рода. Вместе с тем к финалу спектакля они, жертвуя собой, становятся ветром, звездой и волной, которые ведут Кириска к родным берегам.

Прекрасные представительницы мифа – девушки в спектакле. Именно они – и таинственная прародительница Рыба-женщина, и героиня нивхских легенд Утка Лувр, и птица Агукук, и синяя мышка, которая всегда утешит и принесет воды. Но в то же самое время они – реальные возлюбленные героев, матери, подруги. Те из вас, кто был на спектакле, не дадут соврать – девушки-героини эту постановку пропустили через себя настолько, что страдание о судьбах героев-мужчин присутствовало на их лицах даже в те моменты, когда они не были главными героинями сцены, когда они просто стояли или сидели в стороне от разворачивающегося действия. Не знаю, как вы, а я заметил это страдание даже после завершения спектакля.

Безносов огромное внимание уделяет деталям. Если старик Орган курит трубку, то запах табака достигает последних рядов зрительного зала. Если режиссеру нужно показать всю ценность воды, то он непременно создает контраст – маленький бочонок в самый критический момент жизни героев и огромное ведро воды в начале спектакля, когда все хорошо, когда мы не ценим такую мелочь, как глоток воды, когда мы можем упиваться взахлеб и проливать половину ковша на одежду и землю.

Эти детали вместе рисуют цельную картину происходящего, глядя на которую некоторым хочется улыбаться, некоторым – плакать. Главное, что происходящее на сцене не оставляет равнодушным и заставляет задуматься.

О МЫСЛИ

Так в чем же она, главная художественная мысль спектакля? Та самая, которая пойдет с нами дальше, которая, вероятно, уже успела поменять наше мироощущение. Для меня она заключена в любви к родному дому и в наших с вами жертвах, на которые мы готовы пойти, чтобы вернуться туда. Пегий пес, та сопка-ориентир в спектакле, это наш с вами остров, покидая который, пусть и на время, мы всегда должны хранить в памяти, всегда знать направление к нему, несмотря на бури и туман в нашем море жизни. Каждый из нас – немного Кириск, стремящийся во что бы то ни стало вернуться домой.

«…Солнце уже передвинулось на другой край неба, когда мальчик пришел в себя. Подтягиваясь и опираясь на трясущиеся руки, он с трудом вылез на корму и замер с закрытыми глазами, пережидая головокружение. Потом он открыл глаза. Лодка плыла по волнам. И море все так же рябилось, насколько хватало глаз, бесчисленными бликами живой, колышущейся воды. Кириск глянул перед собой, протер глаза и обомлел. Прямо на него из-за темно-зеленой горбины моря выплывал Пегий пес. Пегий пес бежал навстречу! Великий Пегий пес!»

* В блоге использованы цитаты из повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря».

Автор: Яков Максимов, 3 марта 2014, в 16:17 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Мужики ходили шатаясь...
Мужики ходили шатаясь...
Поставил, на, счётчик
Поставил, на, счётчик