Эрдэни Жалцанов: "Я люблю работать с символами, метафорами"

Эрдэни Жалцанов: "Я люблю работать с символами, метафорами"

Работа над спектаклем «Песнь Ых-мифа. Одиночество Богов» была трудной, тяжелой. Ежедневно над премьерным показом трудились десятки людей – начиная от кассиров театра, администраторов, бутафоров, швей, заканчивая непосредственно актерами, которые, кстати, впервые прикоснулись к истокам начала возникновения жизни на Сахалине (так гласит нивхская легенда, - почитайте Владимира Санги!), и которые возможно б никогда этого не совершили, если б не Эрдэни Жалцанов, обладатель самой высшей театральной премии «Золотая маска», на месяц покинувший свой родной «Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр», художественное руководство над которым он взял пятнадцать лет назад. Как с ним не побеседовать, тем более что атмосфера позволяет – мы беседовали на берегу Охотского моря.

 

- Эрдэни, с чего все началось?

- Несколько лет назад мы с моим театром «Ульгэр» приезжали к вам на Сахалин и принимали участие в фестивале театров кукол «На островах чудес». Именно тогда Антонина Александровна предложила мне поставить спектакль, и именно по нивхским сказкам. Потом уже, когда события начали развиваться, в ходе переписки было решено поставить спектакль по легендам Владимира Санги, тем более что у него в этом году юбилей. И уже год назад я постепенно начал погружаться в материал…

 

- Вы читали книги Санги?

- Я читал все, что может быть связанно с нивхской культурой. Я перерыл весь интернет, и конечно же наткнулся на множество вопросов, потому что материала было недостаточно. Прочесть легенды, полистать фотоальбомы – это все хорошо, но недостаточно. Для полного погружения в материал мне не хватало самих нивхов, живых, настоящих, живущих у моря. И поэтому, когда приехал на Сахалин, я предложил актерам отправиться в этнографическую экспедицию по северу острова. И для дальнейшей работы это очень многое дало. Мы общались с нивхами, они нам пели песни, танцевали, проводили обряды… Я в восторге от ребят актеров, которые старались как можно больше что-то узнать, и хватали/запоминали все на ходу – игры, танцы…

 

- Актерам понравилось в экспедиции?

- Они большие молодцы. Я, если честно, немного был не уверен, что ваши девочки, например, смогут станцевать нивхский народный танец. Причем сделали они это не хуже самих нивхов. Или разучить детскую игру «Хлопушки», которая очень сложная, так как в ней много мелких физических действий…

 

- Кто еще помогал вам в создании спектакля?

- Помогали все, и я всем благодарен.  И мастерам ваших цехов, в которых создавались декорации и куклы, - кстати, именно эти люди ездили на берег Охотского моря и в тайгу за необходимым природным материалом (коренья, палки, ветки), нам все это понадобилось; и вашему звукорежиссеру Александру Попову, который меня понял и сделал шикарный звук к спектаклю. С такими профессионалами работать было одно удовольствие.

 

- А до этой постановки вы сталкивались когда-нибудь с нивхской культурой?

- Нет. До этого я ставил спектакли этнического характера - про эвенков, нанайцев, тувинцев, бурятов, монголов… Но про нивхов впервые.

Поразила боль… Боль народа.

Они пытаются не показать это,

но в их глазах чувствуется драма. 

- А что больше всего вас поразило в экспедиции?

- Поразила боль… Боль народа. Они пытаются не показать это, но в их глазах чувствуется драма. Их осталось всего пять тысяч человек, их язык вымирает, а с языком уходит богатейший пласт культуры, который был веками, тысячелетиями обогащен и насыщен предками. А сейчас это все постепенно уходит. Но это драма не только одного народа, это происходит повсеместно – даже с бурятским народом. Молодежь потихоньку забывает язык, традиции… Ведь живая традиция, живой язык – это такая связующая нить с нашим героическим прошлым!

- О чем ваш спектакль? Как режиссер вы что хотите сказать?

- В названии спектакля, «Песнь Ых-мифа. Одиночество Богов», как раз-таки и заложена та идея, та цель с которой я приехал на Сахалин, и которую я хотел донести до зрителя. Мы начинаем постепенно забывать живые традиции, мы перестаем понимать язык Богов. Ведь совершенно в недалеком прошлом люди тесно общались с божествами, духами, понимали, например, язык животного мира, и люди были частью этой природы. А сейчас человек себя как-то абстрагировал, стал потребителем – природа должна давать, давать и давать. А в ответ человек ничего не отдает. Это плохо. Происходит нарушение баланса природы с человеком. Если сейчас включить телевизор, что мы увидим? Войны, насилия, теракты, убийства… Гибнет масса людей непонятно за что! Люди перестали доверять друг другу. А раньше, если вспомнить, как хорошо мы жили, ходили друг другу в гости – была большая советская семья. Сейчас же человек начинает уходить в себя, в свое одиночество. Люди между собой очень мало общаются, особенно молодые. В животном мире, например, все благополучно – есть хищники, есть млекопитающие. Да, они пожирают друг друга, но так устроено природой, это их нормальная среда. А среди людей что? Человек не должен лишать жизни другого человека. Никто не дает права человека лишать кого-то жизни…

 

- Эрдэни, как вы думаете, зритель задумался? Стоит ли вовсе об этом говорить? Ведь в зале было очень много молодых… Оно им надо?

- Безусловно, стоит им показывать подобные спектакли. «Песнь…» не только для взрослых, подростков, но и для детей помладше. Надо прививать ценности, которые подарили наши предки, надо им об этом говорить постоянно.

 

- Как на вашу работу отреагировали сами нивхи? Что после премьеры сказал Владимир Михайлович Санги?

- Для меня его слова стали наивысшей оценкой к этому спектаклю. Он сказал: «Спектакль от начала до конца получился настоящим, нивхским!» И я как режиссер этим горжусь.

 

- Второй раз вижу вашу режиссерскую работу, первым был спектакль «Дэрсу». «Песнь Ых-мифов…» и «Дэрсу» я бы не назвал спектаклями, в них нет сюжетной линии, нет реплик, только сверхзадача и внутренний монолог через призму физических движений. И все это перемешивается в какой-то космической атмосфере, словно я не в зрительном зале. Словно я нахожусь на медитации или на обряде. Много у вас таких спектаклей?

-  Таких спектаклей у меня несколько. Как я пришел к такому этапу?! Я просто однажды понял, что со сцены не обязательно говорить…

Я не люблю,

когда кукла много болтает 

- Да, да! Некоторые спектакли, в которых есть текст, смотреть не возможно, а вот, например, «Песнь Ых-мифа. Одиночество Богов» я посмотрел три раза подряд…

- Я не люблю, когда кукла много болтает – не мое это и все. Иногда в действии, в молчаливом, наполненном, слова не нужны. Я люблю работать с символами, метафорами…

 

- Это чувствуется и видится. Смотришь спектакль, словно загадку какую-то отгадываешь…

- Внутренний монолог – это чаще всего больше чем слова, предложения. И если актер с ним справляется, а зритель его понимает – вот тогда у меня как у режиссера получилось донести до обоих то, о чем хотел сказать.

 

- Если позовут еще, приедете?

- Я обязательно хочу еще раз приехать на ваш прекрасный остров. Но для этого мне надо найти тему, которая меня тронет, с которой я захочу поделиться с сахалинским зрителем…

 

- Удачного поиска…

 

БЕСЕДОВАЛ С РЕЖИССЕРОМ
И ЕГО ЖЕ СФОТОГРАФИРОВАЛ:
СЕРГЕЙ ОМШЕНЕЦКИЙ
 

P.S.
А вот так интервью с режиссером я разместил в апрельском номере нашего театрального вестника "Антракт":

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Сергей Омшенецкий, 23 апреля 2015, в 10:39 +10
Комментарии
Написано 23 апреля 2015, в 10:51
Пожалуйста, ну пожаааалуйста - не пишите вы заглавными буквами заголовки к постам... Это, между прочим, даже в правилах наших есть. (Это обращение ко всем сразу)
+3
Написано 23 апреля 2015, в 10:54
Екатерина Шемякова, Катенька, исправил. Извини. просто копировал текст из ворда, а там он у меня заглавными буквами. Не обратил на это внимание)))
+1
Написано 23 апреля 2015, в 10:56
Сергей Омшенецкий, да я-то уже исправила сама)
+2
Написано 23 апреля 2015, в 10:56
Екатерина Шемякова, больше не буду
+1
Еще 1 комментарий
Написано 23 апреля 2015, в 15:27
Прочитала на одном дыхании. На спектакле не была - сразу признаюсь. Надо сходить.
А еще теперь любопытно узнать, что за детская игра «Хлопушки». Пойду у инета спрошу)
+2
Написано 23 апреля 2015, в 16:16
Татьяна Сергеева, завтра опубликую интервью с художником спектакля
+1
Написано 28 апреля 2015, в 12:40
вот бы нам тут билетик на этот спектакль разыграть
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Идеальное преступление
Идеальное преступление
Василий Тёркин на сцене театра кукол
Василий Тёркин на сцене театра кукол