"Город. Женитьба. Гоголь": спектакль, который не отпускает

"Город. Женитьба. Гоголь": спектакль, который не отпускает

Великий писатель и драматург Николай Васильевич Гоголь всегда мечтал о театре, который стал бы великой школой, которая карала бы смехом пороки человека, высмеивала проблемы, показывая тем самым их никчёмность в большинстве своем и призывала к действиям.

Эту цель он так или иначе пытался осуществить в каждом своем драматическом произведении. «Женитьба» Гоголя не была исключением. Несложное по сюжету, но огромное по содержанию произведение всегда привлекало режиссеров. «Женитьба» впервые была поставлена в 1842 году в Александрийском театре и по сегодняшний день завоевывает симпатии зрителей в разных своих вариациях. Особенно популярен сюжет пьесы стал с приходом нового тысячелетия: с 2000 по 2017 год в России различными театрами было поставлено более 20 вариантов пьесы. Все они разные, неповторимые. Но по признаниям критиков в 2015 году на сцене знаменитого Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета на суд зрителю была представлена самая необычная, новаторская и в то же время классическая постановка пьесы Гоголя.

Вчера нам посчастливилось стать зрителям спектакля «Город. Женитьба. Гоголь», которым закрывался фестиваль «Сахалинская рампа».

Это один из самых долгих двух актовых спектаклей, что мне приходилось когда-либо смотреть: он длится три с половиной часа. Но это еще и тот спектакль, который буквально через несколько минут после начала просмотра приковывает взгляд зрителя к сцене и не отпускает до конца, поэтому и время, проведенное в театре, пролетает незаметно.

В этом спектакле зрителю не удалось увидеть линейно выстроенного действия по пьесе «Женитьба» Гоголя. Это действо стало неким конгломератом, соединившим в себя множество мелких, но важных частиц, взятых откуда только можно. И каждая эта частичка играет огромную роль для понимания общей картины.

Уже само название «Город. Женитьба. Гоголь» как будто заранее расставляет все по полочкам в сознании зрителя. Даже последовательность слов здесь важна. На первом месте стоит слово «Город», и в пьесе город Петербург – это отдельный персонаж, который проживает свою собственную жизнь, меняется, переживает времена подъема и упадка, радости и горести. Город с вековой традицией становится незаменимым фоном, связующим прошлое и настоящее. В постановке благодаря минимальным, но необычайно умело подобранным декорациям и умело вставленным текстам великих петербуржцев, как Цветаева и Достоевский перед нами предстает не парадный Петербург с его золотыми фасадами и шумом струящихся фонтанов, а то, что находится на обратной его стороне, за серыми домами с дворами-колодцами. Мы видим ту повседневную жизнь, которой жили и живут в Петербурге, а туристы, снующие в поисках того или иного здания, проходят лишь фоном-шумом. Здесь главным стал не Невский проспект, а маленькие улочки, название которых одно за другим, как скороговорку то и дело произносят герои. Но сила Невского проспекта все же довлеет над этими улицами. А сила его, что некогда познал и сам Гоголь, не в красоте, а в обмане. Он затягивает людей к себе, обещая счастье, радость и достаток посреди городских красот, а после отбрасывает от себя в трущобу, доведя почти до нищеты, предоставив самому себе, и… дальше дело лишь за тобой самим: сумеешь, не струсишь, сдашься – не выберешься из трущоб никогда. Этот город всегда проверяет на прочность. Он любит сильных духом людей. Недаром один из героев обращается к зрителю со словами из другого произведения Гоголя: ««О, не верьте этому Невскому проспекту.. . Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

Второе слово в названии – «Женитьба». Все же основой произведения стала пьеса Гоголя о желании одних жениться, а других выйти замуж. Но эта пьеса не так проста, как кажется на первый взгляд. Эта пьеса об одиночестве, сотворенном людьми собственными руками. Эта пьеса о людях, которых не любит Петербург, о людях нерешительных, которые своей чрезмерной боязнью всего и вся, чрезмерной рассудительностью ломают свою жизнь и теряют годы. Дворянин, надворный советник, экспедитор Иван Кузьмич Подколёсин (актер Олег Федоров) намерен жениться. Он обращается с просьбой о помощи в организации этого дела к свахе Фекле Ивановне. В это же время двадцатишестилетняя купеческая дочь Агафья Купердягина (актриса Анна Ковальчук) понимает, что годы идут, и если она сейчас не выйдет замуж, то останется, о позор, в старых девах. Но ей важно, чтобы жених был дворянином. Она обращается к этой же свахе. Фекла Ивановна решает свести молодых, но Подколесин все не решается идти на встречу, по любым предлогом перенося ее на более позднее время.

Гоголь не спроста дал такие фамилии героям. Не напоминает ли фамилия Купердягина слово «скупердяй»? Скупердяй – очень скупой человек, и Агафья в данном случае действительно скупа на чувства. Вроде бы она и хочет жениться, и жених ей понравился. Но вот возникает мысль о детях, проблемах и заботах, и чувства, прокравшиеся в сердце, начинают угасать. Актрисе Анне Ковальчук прекрасно удалось передать этот образ. Несмотря на то, что на сцене она предстала совершенно не такой, какой видел ее Гоголь: она не дородная дама в кринолине, а легкая и воздушная, смеющаяся девушка с косичкой и сумочкой через плечо. Ее образ также соединил временные пласты: сколько таких Купердягиных существует на свете и поныне? Вроде бы в мыслях мучаются от любви, страдают, ждут, но как только судьба преподносит долгожданный подарок, начинают рассматривать его со всех сторон, думать, искать изъяны, и сердце черствеет, а душа пустеет.

Фамилия жениха вызывает ассоциации с нерешительностью. И да, он такой. Вечно думающий… Кажется вот все решивший, но в последний момент, испугавшийся и повернувший назад. Наверное, каждый из зрителей смог найти в этом герое частичку себя. Ведь каждый из нас не раз откладывал важное дело на потом, а потом еще на потом и снова на потом. Здесь отдельная благодарность актеру, сумевшему как нельзя лучше передать эту внутреннюю ломку самосознания, при которой человек готов корить себя и ругать последними словами, но при этом бежать от дела.

Нерешительность Подколесина заставляет сваху оббежать других женихов, своих клиентов, и позвать их на смотрины. Ими стали коллежский асессор Иван Павлович Яичница (актер Сергей Мигицко), отставной пехотный офицер Никанор Иванович Анучкин (актер Евгений Филатов) и отставной моряк, лейтенант Балтазар Балтазарович Жевакин (актер Александр Новиков). Каждый из этих мужчин чрезвычайно одинок находится в поисках счастья. У каждого из них свое представление о счастье, и как бы иногда несуразно оно не выглядело, оно имеет право быть.

Иван Павлович Яичница находится уже в преклонных годах, его голову покрыла седина, но он так и не нашел себе пару. Его мечта – стать мужем обеспеченной дамы, и вместе бы они тогда добились высот и жили как у Христа за пазухой. Невеста Анна ассоциируется для него, прежде всего, с каменным домиком, который, по заверению свахи, она имеет. Сцена, в которой он из большого чемодана, что вечно таскает за собой, достает по очереди, расставляет на столике и озвучивает предметы – уменьшенные копии имущества невесты: подушки, шубы, домик, сани, чугунную ванну вызывает смех, но в то же время жалость к герою. С такой уж любовью он говорит о каждом из них!

Никанор Иванович Анучкин ищет жену, непременно образованную. Для него счастье состоит в том, чтобы найти девушку, знающую французский. Хотя сам он не знает ни слова по-французски. Режиссер переносит его образ и в современность: вот он приехал откуда-то окрыленный, стучит в дверь, звонит в звонок, набирает номер телефона, а в ответ лишь гудящая тишина. Разве есть среди людей человек, который может похвастать, что никогда не стучал в закрытые двери, не понимая почему они закрыты?

Балтазар Балтазарович Жевакин живет прошлым. Одиночество приводит его к пьянству. Режиссер выбирает именно этого героя для того, чтобы сыграть частые мизансцены и рассказать об одиночестве людей, проходящем сквозь столетия. Вот он пришел на смотрины, а вот он уже в современности, помогает незнакомой даме перейти через огромную лужу… их взгляд соединился, но вот она убежала, и так каждый раз. 17 раз, 17 неудачных попыток знакомства. Его монолог об одиночестве, обращенный в зал, заставляет задуматься и увидеть себя, отчаявшегося в определенный момент и готового кричать от безысходности. Много в мире живет таких Жевакиных.

Над каждым из них поиздевалась судьба, и когда Анна Купердягина отвергает женихов, они втроем появляются на сцене, садятся на ее край и одевают клоунские носы. Судьбе вновь удалось их облапошить, судьба посмеялась над ними. Очень сильный момент…

Рассказ о каждом из женихов режиссер разбавил сценами о семейной жизни, которые то и дело вкрапляются в основное повествование. Это сцена мужчины и женщины, которые познакомившись за бутылкой вина, вскоре сливаются в едином бешеном танце, а после падают на землю и, отдышавшись, дама задает лишь один вопрос: «А как была Ваша фамилия?» Ничего не напоминает? На мой взгляд, это символичное изображение отношений на одну ночь, когда чувства встают на последний план.

Особого внимания заслуживает сцена с мужчиной и женщиной, прыгающими на кровати. Казалось бы, что такого? Они даже слова не сказали. Но здесь каждый жест, движение символично. Прыганье на кровати – символ семейной жизни бок о бок друг с другом. В первый раз прыгая, женщина вдруг обнаруживает волос на пиджаке мужчины и встает с кровати, отворачиваясь. Это первая распространенная причина разводов – измена. Второй раз мужчина, прыгая, проливает на женщину бокал шампанского, начинается заваруха и вот уже оба отвернулись друг от друга. Это вторая причина – ссора. В третий раз зритель слышит шум дождя, грозы, мужчина, прыгая пытается прикрыть зонтом себя и женщину. Но зонт ломается. И женщина, схватив чемодан, спрыгивает с кровати. По мне это символичное изображение бытовых проблем, которые так часто приводят к разладу, когда кто-то из двоих не выдерживает их натиска. Но самое интересное, что в конце каждой мизансцены, отвернувшись от мужчины и не смотря на него, женщина все равно тянет к нему руки. Этакое «Уходи, но останься», скрытое в характере любой женщины.

Не до конца понятен мне образ девушки в белом, то и дело появляющейся рядом с главным героем, и повторяющим его слова. Может быть это его душа, его совесть, внутреннее Я. Но от того, что этот код пока не разгадан, становится еще интереснее.

Агафья Тихоновна на протяжении всего спектакля то и дело думает о замужестве, о детях. Она не знает, кого из женихов выбрать. По мнению девушки, каждый из женихов имеет свои достоинства. В конце концов она решает кинуть жребий — выйти замуж за того, бумажку с чьим именем вытянет из ридикюля. Для нее женихи стали некой вещью, потеряли свою душу. Эту особенность режиссеру удалось гениально передать сценой, когда женихи предстают как лоты на аукционе, а Агафья сидит к ним спиной.

В один момент к Подколёсину приходит его приятель, Илья Фомич Кочкарёв и, застав там сваху, что некогда женила и его, догадывается о намерениях Ивана Кузьмича. Зная о нерешительности друга, тот решается сам взяться за дело и женить его. Образ Кочкарева (актер Сергей Перегудов), на мой взгляд, был самым загадочным, сложным и интересным в постановке. Сначала Кочкарев – это друг, который пропагандирует семейную жизнь, говорит о благе жизни в семье среди множества детей так похожих на тебя. А после, в момент очередного побега Подколесина от встречи с Агафьей, превращается в некого Купидона. Ну, неспроста он переодевается в розовый костюм и занимает такие позы, сидя на решетках, в каких изображают Купидона на картинах. Он всеми силами пытается свести двух людей: Агафью и Подколезина. Для этого Кочкарев, пришедши под видом родственника в дом невесты, говорит, что она глупа и не имеет приданного, чем избавляет ее от двух женихов. Третьего он заставляет напиться, и тем самым, выставляя в нелицеприятном виде, отваживает от Агафьи.

После этого Кочкарёв приводит Подколесина, теперь уже единственного жениха, к Агафье Тихоновне и оставляет их вдвоём, чтобы Подколесин сделал ей предложение. Но Подколесин не решается, и после небольшой беседы ни о чём уходит. Кочкарёв в ужасе: ведь уже всё готово, нужно уже через час ехать в церковь. И здесь начинается самая смешная часть всего спектакля, в которой используя всего два табурета, героям удалось показать абсурдность ситуации. Главные герои сидят на расстоянии друг от друга, и Купидону приходится буквально силой, но как бы незаметно, подвигать один табурет к другому. Все это происходит в абсолютном молчании на фоне известной итальянской мелодии, в которой повторяется фраза: «Не упустите момент!». Действительно, как часто, когда уже сама судьба приносит нам все на раскрытых ладонях, мы упускаем момент и свое счастье, а позже все жалуемся и жалуемся на судьбу.

Понравилась мне и сцена после долгожданного признания, когда Агафья танцует среди кусочков белой бумаги. Эти бумажки – ее эмоции. После разговора с Подколесиным ее эмоции нарастают и буквально засыпают ее: актриса сначала разбрасывает груды бумажек из огромных черных пластиковых пакетов, а потом дворники, подметая бумажки, засыпают ее огромной белой горой – эмоции накрыли.

В последний момент Ивана Кузмича вдруг посещают мысли о том, что он точно хочет жениться, мечтает о семье и уютном доме. Его монолог трогает проникает в душу каждому зрителю, а потом … он трусливо выпрыгивает в окно прямо в день свадьбы, пока невеста переодевается. Окно, решение, прыжок – все гениально передано светом и звуком, и, кажется, что Иван действительно в страхе, что «это на всю жизнь» пролетает несколько этажей.

Финал романа еще более необычен. Сначала мы видим спинки кровати, что выносятся на сцену. Кажется, что это спальня невесты, она готовится к выходу. Вот и она рядом в белом, кружится счастливая. Но вот еще одна спинка, вторая, третья, четвертая… Присмотревшись, мы видим на каждой из них цветок. И понимаем, что это не спальня, это кладбище.

Финал открыт, зрителю не понятно до конца, погиб ли Подколесин, разбившись, или это кладбище, на котором похоронена убитая собственноручно любовь. Вот и сваха в черном сидит рядом и плачет.

А на заднем фоне смех, танцы и хороводы с обручем, крики: «Горько!». Все идет по кругу, все возвратиться на круги своя: кто-то умер, кто-то грустит, а кто-то ищет свое счастье, то страдает, то радуется, город живет…. Но эта история несостоявшейся любви и семейной жизни окончена и нет к ней возврата, о чем символично говорит разведенный петербургский мост из пансырной сетки кровати и уплывающий бумажный кораблик с сердцем на борту, провожаемый взглядом всех героев.

Спектакль сложен, но в этом его привилегия, он заставляет думать, он – набор загадок, найдя разгадки к которым, осознаешь все его величие! «Смех свозь слезы», все как завещал Гоголь.

Знаю, что спектакль многим не понравился, многие ушли после первого акта. Но на то это и непростой спектакль, он не дает расслабиться, это из тех, произведений искусства, которые нужно пытаться разгадать, которые нужно смотреть внимательно и, если тебе удалось понять хотя бы часть задуманного постановщиком, ты ощущаешь некий внутренний восторг. Это спектакль, который не отпускает. Я бы точно сходила на него снова.

Спасибо фестивалю «Сахалинская рампа» за возможность прикоснуться к гениальному творению мастеров своего дела!

Фото - Денис Таушканов. Взято с ИА SakhalinMedia.

Автор: Катерина Раченко, 25 июня 2017, в 01:09 +8
Комментарии
Написано 26 июня 2017, в 13:50
Спектакль на самом деле замечательный. Очень понравилась игра актеров и замысел режиссера. Мы были на первом дне показа, аплодировали стоя)
+5
Написано 26 июня 2017, в 14:01
Елена Потапова, я бы не сказал, что спектакль замечателен. Спектакль на троечку. А вот игра актёров великолепна, звезды и вытаскивают этот спектакль на уровень - два выше чем он есть. Мигицко, Ковальчук, Перегудин и остальные. Вот они и делают игру. Полчаса пения трио песен ни о чём. Другой состав бы не вытянул такую галиматью, а у этих получилось. И после спектакля фотосессия с актерами и просто общение с ними, ваще я в шоке.
+4
Написано 26 июня 2017, в 14:03
VLадимир, завидую...держать в руках такую женщину
даже твой не богемный вид В. не в силах затмить Анечкин шарм...
+5
Написано 26 июня 2017, в 14:11
Григорий Смекалов, я сам был в шоке, когда она просто взяла и обняла. Жена смеялась, и до сих пор смеётся над моим выражением лица. Да, я сам себе завиду..
+5
Еще 19 комментариев
Написано 26 июня 2017, в 15:59
Катерина - Огромное спасибо за такой подробный и обстоятельный отзыв..даже пожалела что из-за нашего отсутствия мы не побывали на этом спектакле!
Но благодаря вам - я почувствовала как он хорош!!! Спасибо!
+4
Написано 26 июня 2017, в 17:52
ritupe, пожалуйста, когда эмоции переполняют, хочется делиться ими
+4
Написано 26 июня 2017, в 17:46
Здорово, Катюша!
+5
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Спектакль, который мимо меня инкогнито не прошел
Спектакль, который мимо меня инкогнито не прошел
Итоги конкурса на самый интересный блог о фестивале "Сахалинская рампа"
Итоги конкурса на самый интересный блог о фестивале "Сахалинская рампа"