L'avare, он же "Скупой"
«Вечно эти деньги! У всех одно на языке: деньги, деньги, деньги!»
В этом году третий межрегиональный театральный фестиваль «Сахалинская рампа» представил возможность лицезреть классику в совершенно новой и сочной обработке. Фестивальную программу открывали хозяева «Сахалинской рампы» – Сахалинский Международный театральный центр с постановкой «Скупой» (режиссер - Олег Еремин). Именно с этой комедийной истории, наполненной необычайно живым юмором и любовными страстями, началось мое небольшое театральное путешествие. Уже с первых секунд спектакля было понятно, - то, что будет происходить на сцене впечатается в память надолго…
Жан-Батист Поклен, известный под псевдонимом Мольер, написал «Скупого» в 1668 году. Пьеса была впервые поставлена в 1668 в театре Пале-Рояль, причем роль Гарпагона играл сам Жан-Батист. С тех пор его работа множество раз ставилась на сцене, известны также ее экранизации.
Молодой режиссер Олег Еремин, выпускник мастерской Вениамина Фильштинского, с энтузиазмом взялся за классика. Олег - автор ряда постановок в Александринском и других театрах (ставил Чехова, Майенбурга, Хармса, Вампилова).
Премьера «Скупого» состоялась в мае 2016 года, спектакль закрывал 85-й театральный сезон. Позже постановка вошла в long-list престижного театрального фестиваля России «Золотая маска».
Реакция южносахалинцев на спектакль была неоднозначна: кто-то хвалил и порывался сходить еще раз, а кто-то недоумевал и ругал его в отзывах. Кто бы что ни говорил, но на то оно и искусство, чтобы вызывать полемику и расхождение мнений.
В комедии высмеивается отдельная отрицательная черта характера людей – крохоборство. Главный герой пьесы, Гарпагон - скупердяй, привыкший экономить на всём. Он вдовец и отец молодых Клеанта и Элизы, которые готовы к браку со своими возлюбленными. Обладая болезненным желанием обогатиться, он стремиться каждый день, каждую минуту приумножить свой капитал. Даже если иногда приходится поступиться счастьем своих детей.
Несмотря на то, что Гарпагон - самое настоящее олицетворение жадности, неприязни к нему не возникает, и уж вовсе не хочется его называть антагонистом, злодеем. Харизма исполнителя роли, Владимира Байдалова, сделала свое дело: Гарпагон воспринимается не как алчный старикашка, а как милый и смешной персонаж. Но при этом, в образе и поведении Гарпагона нещадно высмеиваются его пороки.
Питерский художник-постановщик Сергей Кретенчук в гротескной форме обыграл стилистику времени, в котором жил и творил Мольер. Огромные парики, чрезмерный макияж, чудаковатые костюмы – это все отсылки к XVII веку. Намёками на эту эпоху пропитан весь спектакль. К примеру «Folia» французского композитора Жана Батиста Люлли, творившего для Людовика XIV, является главной музыкальной темой «Скупого».
Все художественное оформление определенно несет символический характер. Любопытно, что помидорные и яичные «кляксы» неспроста использованы как часть декораций, ведь именно ими закидывали актеров недовольные зрители. В углах занавеса в переплетениях виньеток можно разглядеть рисунок в анфас – это лицо режиссера, которое наблюдает за зрителями и актерами.
Сценическая обстановка и музыкальное сопровождение усиливают впечатления от спектакля – паззл сходится и получается причудливая, немного утрированная пародия на XVII век.
Важно заметить, что действо на задней части сцены привлекало внимание не меньше, чем на переднем – там постоянно что-то происходило. Было интересно переключать внимание с одного плана на другой: хотелось рассматривать каждого героя и наблюдать, чем он занят в определенный момент времени. Среди оригинальных режиссерских решений стоит отметить поклон, который просто выбивает публику из колеи и шокирует своей неожиданностью. Все действующие лица устроили зажигательные танцы под современную музыкальную композицию, да и сами зрители были не против подвигать плечиками в такт музыке.
+7-962-125-15-15