Фестиваль "Утро Родины": предпоказ фильма "Гоголь.Вий"

Фестиваль "Утро Родины": предпоказ фильма "Гоголь.Вий"

В Международный женский день, 8 марта 2018 года, в нашем городе стартовал фестиваль "Утро Родины". Как смешливо подметили многие, название фестиваля сразу рисует в голове у сахалинца тетрапакеты молочной продукции, выставленные в ряд для дегустации. Но нет, с этого дня "Утро Родины" - это еще и название фестиваля телевизионных художественных фильмов, что продлится в Южно-Сахалинске до 14 марта. Так что горожанам и гостям островной столицы в этот предлагается  "продегустировать " кино. Программа фестиваля обширна и многогранна. Здесь и показ телевизионных сериалов с представлением их актерами и режиссерами, и показ старых и довольно новых художественных фильмов по литературным произведениям, и показы телеспектаклей, вечера-концерты, встречи, лекции, обмен опытом.

Так сегодня мы с мужем побывали в ККЗ "Октябрь" на предпоказе художественного фильма "Гоголь. Вий". Как верно отметил генеральный директор кинокомпании "Каро-Премьер", что сняла фильм, А. Резанцев, это был скорее пред-предпоказ фильма, так как он еще дорабатывается: южно-сахалинцам показали черновую работу фильма. Хотя фильм этот почти готов, в доработке находится графика в последних эпизодах фильма, о чем говорила зрителям мелькающая в уголочке надпись,все остальное ясно-понятно-интересно-прекрасно. Официальная премьера фильма, кстати, не за горами. Она состоится 5 апреля 2018 года.

"Гоголь. Вий" - вторая часть трилогии по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя и его биографии. Этот фильм продолжал первую часть "Гоголь. Начало". Но если Вы не смотрели эту часть, Вы все равно прекрасно поймете вторую. Она хоть и опирается на события первой части, но все же больше автономна и понятна, так как имеет свой сюжет.

"Гоголь. Вий" - это не экранизация повести Гоголя, это фильм по мотивам нескольких его работ, а именно повестей "Миргород", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или утопленница" и, конечно же, "Вий". Не обошел стороной сюжет фильма и биографию Николая Васильевича Гоголя, а именно ее темные стороны, которые заставляют множество исследователей да и простых читателей вновь и вновь возвращаться к личности Гоголя. Нет, в этом фильме Вы не увидите, как Николай Васильевич сжигает второй том "Мертвых душ", зато увидите своеобразный взгляд режиссера на эпилепсические припадки Гоголя, в которых тому являлись видения. По воспоминаниям современников, Гоголь с рождения был болезненным ребенком, часто впадал в депрессию, а к концу жизни и вовсе стал часто падать в обморок и вскорости у него развились припадки, похожие на эпилепсию. Но это не отталкивало от него людей, а наоборот притягивало. После каждого подобного состояния, в голове у Гоголя рождался замысел того или иного образа, а иногда и целого произведения. "… ехали к нему, - вспоминал И.С. Тургенев, - как к необыкновенному гениальному человеку, у которого что-то тронулось в голове. Вся Москва была о нём такого мнения". Что именно видел в эти моменты Гоголь остается загадкой, наверняка то, что он писал  - лишь малая того часть. А может и не видел он ничего в эти моменты? Об остальном мы можем лишь догадываться, и каждый может делать свои предположения о том, что же видел этот классик русской литературы  в своих видениях. Такое предположение сделал в своем фильме и режиссер. 

События происходят на хуторе Диканька. Гоголь в фильме пользуется своим даром, дабы помочь следствию найти таинственного всадника, что убивает молодых девушек.  Всего убить он должен 13 девиц, смерть каждой из которых приходится на какой-нибудь праздник. Здесь разворачивается целый детектив с расследованием, предположениями, догадками, досадными ошибками и разоблачением. В эту историю прекрасно вписывается огромный кузнец Вакула (Помните того, что летал за красными черевичками на черте в ночь перед Рождеством?). Ныне он отец, у него подрастает маленькая дочка. Утопленница (что была в "Майской ночи...") является Гоголю в его видениях, он разговаривает с ней, спорит, она помогает разведать ему тайны, наводит на истинный путь. С чего это вдруг утопленница, нечистая сила помогает живому человеку? А все потому, что она в него влюблена, кокетничает с ним, ревнует, следит, беснуется, но все же помогает и защищает. В Диканьке год назад поселилась молодая вдова Ульяна, которая переехала туда из Полтавы. Жители хутора приняли ее, отдали ей пустую хату, но тут стала она вести себя нечинно, пользоваться красотой своей, соблазнять хуторян. Ульяна и оказывается ведьмой, помощницей всадника. Кстати, есть момент, когда она ест вареники, что сами залетают ей в рот (помните этот момент в "Ночи перед Рождеством"?). Ее пытается убить Хома Брут, богослов по образованию и экзерцист по признанию, вонзив ей в сердце осиновый кол. Его ловят и хотят выдать за всадника и лишь Гоголь верит тому и пытается помочь закончить обряд.  Мне Хома Брут в этом фильме напомнил Ван Хельсинка, потому что и тот, и этот бродили в поисках нечистой силы и очищали мир от нее. 

Далее фильм опирается уже конкретно на сюжет повести "Вий". Гоголь и Фома Брут несут ведьму в местную церковь, кладут в гроб. Фома рисует круг, в который Гоголя пришлось буквально затаскивать силой (так обыграли предположение некой мистической стороны личности писателя) и начинается обряд. Ведьма беснуется, зовет на помощь всю нечистую силу, что попряталась в хуторе. Фома выпадает из круга, и Гоголю приходиться одному читать молитвы, дабы закончить обряд. Много графики, движение, звук... Ведьма зовет Вия. Вот образ Вия мне не понравился. После превращения Ульяны в ведьму, когда весь зал подскочил в тот самый излюбленный сценаристами момент, когда красавица-девушка с прикрытыми волосами лицом резко поворачивается и оказывается зубастым чудовищем, Вий вообще не впечатлил. По мне он был похож на героя анимэ, мужу напомнил чудовище из "Аленького цветочка", но никак не на гоголевского Вия. Он предстал в виде огромной горы, которая приближалась к церкви, смотрела в ее окна своим огненным глазом. И в чем-то этот Вий милым был что ли, но не страшным. А где же "Откроооойте мне веки?". Здесь не читавший повесть зритель мог узнать о том, что Вию нельзя смотреть в глаза только по крику утопленницы Оксаны: "Не смотри ему в глаза!" Вот такая вот она любовь. Оксана готова исчезнуть сама в случае победы над Вием лишь бы тот, кого она любит жил.

Есть в этом фильме и другая любовная линия (сразу так жалко Гоголя стало. Ведь он в действительности прожил свою жизнь в одиночестве, сам себя порой боясь).

Есть и взгляд автора на тайну рождения Гоголя (Мать Гоголя в действительности схоронила одного за другим пять младенцев, прежде чем родить Николая).

Есть и намек, что деньги - не главное в жизни, а в погоне за богатством можно упустить истинные ценности: любовь и уважение детьми, покой и радость в доме.

Фильм стоит посмотреть. Финал его открыт, а это значит, что точка в данном повествовании еще не поставлена. В конце августа 2018 года выйдет последняя часть трилогии.

Кстати, предпоказ был бесплатным, главное вовремя прийти и успеть занять место, хотя особого натиска я сегодня не заметила: в зале даже осталось много свободных мест. 

Завтра в 20-00 в ККЗ "Октябрь" можно побывать на предпоказе художественного фильма "Первые".

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Катерина Раченко, 10 марта 2018, в 01:03 +6
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Как я встретилась с легендарными музыкантами из СССР
Как я встретилась с легендарными музыкантами из СССР
Земля, где я вырос, Россия моя
Земля, где я вырос, Россия моя