В ожидании "Края света". О чуде неспешности в спешащем мире
Планета неслась в известную только ей космическую даль. Не останавливаясь ни на секунду, ни на мгновение, и в то же время, вращаясь подобно первоклассной балерине, на строго отведенном режиссером для этого вращения месте.
Вместе с гордым и напыщенным земным шаром неслись, находясь на месте, сотни стран, тысячи городов, миллионы домов и улиц, миллиарды людей. Неслись дела и мысли, рождения и смерти, дни и ночи, войны и перемирия. Неслась жизнь.
Не люблю спешки. Не люблю, когда поздний вечер приходит на смену такому, на первое ощущение, ненавистному раннему утру. Радуясь окончанию трудного рабочего дня, грущу о его скоротечности. Не люблю, когда добираюсь до конечной точки своего долгого пути, потому что именно в этой точке заканчивается время, проведенное в пути, а вместе с ним заканчиваются эмоции, предвкушения и планы. Не люблю салюты. Они несут грусть окончания и затухания. Люблю трепетное ожидание салюта – оно празднично бесценно.
Так и с жизнью – ускоряя ее ход, мы приближаем из нее выход.
Ощущая это, я понимаю свою собственную человеческую мимолетность. Именно «мимолетность» - слово-то какое правильное – мы тут, в космических масштабах, просто мимо пролетаем. Остановись, мгновение, замри, ты - (даже и не прекрасно), ты – великолепно! И человек в этом остановившемся мгновении великолепен и восхитителен, рассудителен и избирателен.
Я тянусь в своей мимолетной жизни к людям, умеющим останавливать время. Их крайне мало, но они существуют, поверьте. И одного из таких каким-то чудесно-чуднЫм ураганным ветром совсем скоро занесет на наш край света. На наш «Край света».
Речь о Лаве Диасе – филиппинском режиссере, который, не в обиду четырем предыдущим кинофестивалям и его героям, стал первым человеком, по-настоящему заинтересовавшим и заставившим меня следить за новостями с «Края…», предвкушая начало, пожалуй, самого значимого культурного события нашей дальневосточной жизни.
Человек уникальный, режиссер уникальный. Не менее уникальный сценарист, «показавший» всем свою, казалось бы, неосязаемую и понятную только ему 8-часовую кинематографическую «Меланхолию», фактически остановившую время и ставшую эдаким неспешным фильмом-медитацией, показанным в разгар самого быстрого и «спешащего вперед» периода нашей истории.
Как можно создать киноленту длиной в 8 часов и при этом по доброй воле удерживать на показе зрителя, да еще и получить за эту ленту главный приз венецианского кинофестиваля?! Я не знаю. Может быть, знаете вы? Очень хочу найти ответ на этот вопрос, посетив Сахалинский международный кинофестиваль. Очень хочу понять те критерии оценки (Диас – член жюри), которыми будет руководствоваться этот режиссер при отборе лучших работ.
Великолепный, по моему мнению, историк своего народа, в одном из интервью сказал: «…мое кино не относится и никогда не относилось к тому, что мы привыкли понимать под «кинорынком» и «кинобизнесом». С точки зрения рынка, я непонятен массам, катастрофически неприспособлен для продажи, а стало быть, невыгоден… Я воспринимаю свои работы как живопись, как картины. Поэтому я просто вешаю их на стенку и любуюсь ими. То есть, они существуют не для зрителя. Я их никому не навязываю. Они просто есть, и всё тут. Поэтому так называемая «аудитория» моих картин просто свободные люди, у которых есть время. Одно могу сказать точно: мои фильмы явно не для людей, у которых не хватает времени присмотреться к жизни, почувствовать ее, открыть для себя новые миры и новые горизонты».
…А планета все так же несется в известную только ей космическую даль. Не останавливаясь ни на секунду, ни на мгновение, и в то же время, вращаясь подобно первоклассной балерине, на строго отведенном режиссером для этого вращения месте. На мой взгляд, весьма показательно и ценно, что наш кинофестиваль привлекает зрителя не только «лицами» известных членов жюри, гостей и участников, а еще и их индивидуальностью, непохожестью, способностью, несмотря на требования сумасшедшего времени, оставаться до конца самим собой и видеть в несущейся куда-то планете монотонно и неспешно вращающуюся на месте красавицу-балерину…
P.S. полный текст интервью, цитата из которого использована в посте, а также опубликованные фотографии, доступны по ссылке: http://os.colta.ru/cinema/names/details/6009/
+7-962-125-15-15
Очень приятный текст: хорошие слова подобрал. Хотел поучаствовать (смеха ради), а тут твой пост, поэтому просто процитирую Джеймса Вудса:
Ты сразу поднял планку на очень высокий уровень. Первой мыслью после восторга стала та же, что и у Антона в видео- это о том, что я могу написать))
Яков! Не сдавайся!