Международный день коренных народов
Сегодня, 9 августа, отмечается Международный день коренных народов, который был создан генеральной асамблеей ООН в 1994 году.
Коренными народами, согласно мировой терминологии, используемой ООН, называют те, которые проживали на какой-либо территории до установления официальных, существующих на сегодняшний момент государственных границ. Коренными народами Сахалина, как известно, принято считать нивхов, айнов, уйльта (ороков). Сегодня в Южно-Сахалинске проживает 441 представитель коренных малочисленных народов севера (что в разы больше численности представителей этих народов на Севере Сахалина).
В честь этого события в Областном Краеведческом музее и Областном художественном музее сегодня были проведены праздничные мероприятия, часть из которых нам удалось посетить.
В Областном Краеведческом музее мы стали слушателями интерактивного занятия «Нивхская деревня». У всех пришедших на занятие была возможность зайти в зимнее жилище нивхов, что расположено на заднем дворе Краеведческого музея и, сидя на лавках, покрытых стилизованным мехом диких животных, пообщаться с представительницей коренного народа Сахалина - нивхов. Она рассказала об обрядах и традициях аборегенов Севера, строении зимнего жилища, о семейном укладе нивхов. Самое интересное, что она знала все это не из книг по рассказам других, а вынесла знания из собственной семьи. Ее родные бабушка и дедушка еще жили в таком деревянном традиционном жилище с костром посредине и лавками вокруг. Бабушка по имени Шойгук научила ее мать премудростям приготовления рыбы и оленины - основных продуктов питания нивхов, научила отличать одну дикую ягоду от другой и справляться с большим количеством детей (в семье в одном жилище жили обычно 15 человек, большинство из которых дети). А потом мать научила свою дочь, которая ныне рассказывает о некоторых этих премудростях гостям музея.
Например, нам рассказали, что одним из традиционных блюд нивхов является блюдо похожее на холодец, но приготовленное из шкуры рыбы, которую тонко измельчали, толкли и варили до желеобразного состояния.
А люлька новорожденного в жилище нивхов висела так, чтобы на нее шел дым от костра. Считалось, что дым, идущий от домашнего очага, зашищал ребенка от злых духов. Так женское имя Шойгук (которым прозвали и тряпичную куклу, лежащую в люльке в жилише) означает "овеянная дымом костра".
Зимы были разными, но в основном снежными. Бывало, жилище заносило до такой степени, что выйти через дверь становилось невозможно. Тогда жители жилища вылезали через дырку для выхода дыма в крыше. Дырка небольшая совсем: ее размеры были одним из поводов не переедать лишнего, чтобы не потолстеть и суметь вылезти в случае необходимости.
Можно было поближе рассмотреть орудия труда и посуду, что храниться в жилище. Ведь обычно-то оно закрыто.
На улице все желающие могли переодеться в национальные нивхские костюмы
И поиграть на музыкальном бревне
Рядом развернулась небольшая ярмарка-продажа изделий ручной работы с тематикой народов Севера.
И книжная выставка, на которой главное место заняли сказки Владимира Санги. Любую книгу можно было достать, пролистать, почитать, понравившуюся купить.
Вот, например, экземпляр издания сборников сказок, иллюстрациями к которым стали детские рисунки ребят нашей области.
Далее программа развернулась внутри музея и представляла собой музейный квест в темноте «Магия символа. По следам хозяина гор» и экскурсию по экспозиции, посвященной коренным народам. Но мы решили дойти до другого музея - Художественного, в котором в этот день развернулась еще более обширная программа, все мероприятия которой были абсолютно бесплатными.
Сначала мы посмотрели выставку «Под покровительством Тэму, Подя и Дуэнте Эдени. Искусство ульчей Хабаровского края», которая представлена в большом зале музея. Мы не только, не торопясь, рассмотрели все экспонаты, но и прослушали лекцию для детей, на которой на примере экспонатов этой выставки рассказали о том, что такое орнамент, каким он бывает и где может встречаться.
На выставке представлена посуда, статуарные куклы в национальных костюмах, сами костюмы, обереги, бубны, украшения из фондов Сахалинского областного художественного музея, Сахалинского областного краеведческого музея, музея Булавинской школы искусств и произведения из личных коллекций ульчских мастеров.
Название выставки отсылает нас древним верованиям ульчей, так, согласно традиционным представлениям народа, Тэму являлся духом воды, духом огня считали Подя, а в Дуэнти Эдени ульчи видели духа тайги. Шаманские практики ныне утрачены, и современные предметы культа являются произведениями декоративно-прикладного искусства.
После всем детям было предложено нарисовать свой собственный вариант орнамента.
Порадовало гостей и выступление ансамбля «Люди Ых миф» с народными танцами и песнями.
После бурных оваций последовали национальные игры с пришедшими юными зрителями:
Накидывание обруча из ветки дерева на палку
Огромная скакалка
И участие в инсценировке двух вариантов нивхской сказки «Медведь и бурундук» о том, откуда у бурундука появились светлые полоски на спине.
Завершился праздник созданием общей фотографией детей-участников на память и вручением подарков.
+7-962-125-15-15
Вот с одним я чот как мать не согласная. Не представляю, каково ребенку, постоянно дышать дымом...блин. жесть.