"Англетер"

"Англетер"

Сергей Александрович Есенин. Имя этого поэта тесно связано с моей душой и, так или иначе, со всей моей натурой. Впервые его имя я услышала еще в младших классах, когда как и все, кто учился по советским букварям,стала учить его "Белую березу", которой  раньше заканчивалось изучение этой ступени. Долгое время после для меня Есенин был поэтом русской природы, писавшим красивые стихи, но не более. А вот в старших классах произошел некий перелом. Как-то нам задали выучить несколько стихотворений Есенина на выбор, причем собственный выбор. Перелистывая дома старенький сборник "Избранного", я буквально случайно наткнулась на его маленькую поэму "Письмо к женщине". И вот тогда-то мне открылся Есенин с абсолютно другой стороны: молодой талантище, внешне гордый и несказанно веселый, вечно во хмелю и среди подруг, но абсолютно одинокий, ищущий и жаждущий любви и заботы, веры и преданности. Я выучила это стихотворение с первого прочтения, а потом ... было много его стихов, были даже слезы над книгой в моменты любовных разочарований, были литературные вечера об этих стихах, уже мной устроенные, были лекции о нем, мной проведенные. И вот когда я стала уже, скажем так, копаться в биографии поэта, разрабатывая лекции, меня стал невыносимо мучать вопрос о его смерти. Повесился или убили? Насильственная смерть или же самоубийство? Я всегда склонялась к первому варианту. 

Сегодня наконец попав на спектакль "Англетер" в Сахалинском театре кукол, я получила истинное наслаждение, когда увидела как на сцене благодаря потрясающей игре актеров, благодаря труду режиссера-постановщика была разыграна представляемая мною точка зрения о смерти Есенина. Не о самоубийстве, а именно о убийстве, жестоком и хладнокровном.

Сценарий для спектакля написал Давид Дорунц. Этот спектакль проходит в рамках проекта "Театр тишины": в нем принимают участие люди с ограниченными возможностями. 

На сцене реальное переплетается с ирреальным. Реальное - это следователь, также заинтересованный несостыковками в деле о смерти Есенина, которому когда-то прислали фотографии Есенина на диване после того, как его сняли с петли, и его же в гробу. Следователь с живой душой, который не мог пройти мимо и все-таки начал думать и рыться в этом деле. Он режет себе вены, нет, не ради самоубийства, а чтобы понять, как Есенин, порезавший вены, смог написать своей же кровью прощальный стих, а потом найти в себе физические силы забраться под потолок и повеситься на вертикальной горячей трубе. Хватит ли сил? Возможно ли это? Но перерезав вены, он попадает в ирреальный мир, мир в котором к нему приходит сам "светило русской поэзии" - А.С. Пушкин и помогает все расставить на свои места. Он буквально помогает следователю прожить короткие минуты так, как жил Есенин: подкладывает ему бритву, чтобы тот перерезал вены, подставляет бутылку водки, которую пить они будут вместе из граненных стаканов, читает стихи так, как прочитал бы их сам автор, не забывает шутить, и пускай это даже сарказм, но в жизни Есенина без него никуда.

Периодически на сцену выходят другие ирреальные фигуры, так или иначе связанные с жизнью поэта: сам Черный Человек, поэму о котором, то есть о своем втором я, писал Есенин незадолго до смерти, Галина Бениславская - единственно верный друг Есенина, которая любила его всю свою жизнь и покончила жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову через год после смерти Есенина на его могиле. Есть данные, что попала она себе в висок только с третьего раза, два раза пистолет давал осечку. Но Бениславская не передумала, она не представляла жизни без Есенина. Это Айседора Дункан, вторая законная супруга Есенина, которой оторвало голову, когда ее шарф запутался в колесе автомобиля, а она нажала на газ. Как раз перед этим она прочитала в газете о смерти бывшего мужа. Это Софья Толстая - последняя жена поэта, которая всю жизнь не могла себе простить, того, что отправила мужа лечиться в психиатрическую клинику. Ведь именно от туда он сбежал и, уехав в Петербург, поселился в "Англетере", где его и нашли мертвым. Это фигуры двух детей, тянущих руки вперед. Я думаю, что это дети Есенина, которые очень страдали после смерти отца, к которым он тайно зашел попрощаться после того, как сбежал из больницы. Фактически они последние из близких, кто видел Есенина живым.

Стоит отдать должное актерам, игравшим чекистов. Именно вот так в душе представляла себе чекистов, виновных в смерти Есенина: стая жадных волков, гиен, безобразные, бесчувственные животные. Сцены с чекистами действительно страшны, особенно, когда они бросают тело Есенина (манекен) в импровизированную яму, куда опускают гроб (пол сцены действительно раскрылся и оттуда пошел дым).

А запах ладана? Это мне показалось или все -таки на самом деле?

Спасибо любимому театру за наслаждение, мне доставленное игрой актеров и вообще всей постановкой, спасибо за то, что поднимаете вечные "гомеровские" вопросы литературы, о которых можно думать, спорить и рассуждать бесконечно!

Спасибо пирату, за то, что развлекал старшую дочку на "Семейном просмотре", пока я смотрела спектакль. Она просто в восторге, говорит, что теперь знает театр изнутри и хочет вернуться туда еще не один раз!

Спасибо моему мужу, за то, что посидел с младшей дочкой и отпустил нас прикоснуться к прекрасному!

Ходите в театр чаще!

 

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Катерина Раченко, 13 февраля 2016, в 22:55 +10
Комментарии
Написано 13 февраля 2016, в 23:12
Хорошо написали! Я видела этот спектакль. Мурашки бегали...
+4
Написано 13 февраля 2016, в 23:13
Спасибо за интересный блог "Англетер"!!!
Изложено доходчиво, читается легко...
+2
Написано 14 февраля 2016, в 14:10
круто написано... Спасибо...
Например, я не смог написать о спектакле ниче, кроме трех абзацев... Много вопросов, ко всем кто связан с постановкой... Ну не писал Есенин кровью стихи "До свиданья друг мой"...он написал эти строки утром рано своему другу, который уезжал, но не стал давать ему запись, оставив у себя в кармане пиджака... Пушкин, читающий, вернее поющий Есенина в формате Вертинского, Алина Орлова... Все это как то странно и не сходится у меня в голове... И таких нюансов много. По атмосфере спектакль сильный, соглашусь... Придется еще раз сходить, чтоб понять что к чему...
+6
Написано 14 февраля 2016, в 16:16 Отредактировано 14 февраля 2016, в 16:18
Сергей Омшенецкий, спасибо, это мое виденье и эмоции.
Насчет стихотворения: в спектакле же показали официальную версию убийства (касаемо стихотворения). В реальном документе описи номера в "Англетере" значилось, что на столе лежал лист бумаги, с написанными на нем строками, судя по почерку, принадлежащими Есенину, что это позже знаменитое "До свиданья...". А так, есть еще версия, что Есенина заставили написать это стихотворение прямо после нескольких сильнейших ударов. Эта версия имеет право быть, так как в стихотворении обнаружено несколько глупейших орфографических ошибок. Как будто сделанных специально автором, подсказывающим будущим читателям, чтобы не воспринимали этот стих всерьез, чтобы понимали, что это скорее отписка. Ведь Есенин относился к русскому языку с величайшей любовью, почти с фетишем, никогда не делал ошибок, по нескольку раз переписывал черновики, чтобы было все верно.
А вот Пушкина как человека, при всем своем к нему уважении, я воспринимаю именно так, как гуляку и вечного шутника, такого, чьи шутки могли не довести до добра
+1
Написано 15 февраля 2016, в 10:30
Жизнь, порою, бывает намного интереснее и пронзительнее драматургических историй.... Через неделю жду в гости племянника последней любви Сергея Есенина Августы Миклашевской. Ей поэт посвятил целый цикл стихов "Любовь хулигана" и семь одних из самых ярких своих произведений (но об этом потом...) Великолепный рассказчик, везет с собою документы и альбомы. А связывает нас имя великого земляка Василия Ощепкова. Дрожу от предчувствия открытий... Обязательно поделюсь.
+3
Написано 15 февраля 2016, в 11:13
Григорий Смекалов, делитесь) будем ждать))) А Миклашевская по воспоминаниям самого Есенина далеко не последняя любовь... одна из самых ярких - это да...
0
Написано 15 февраля 2016, в 11:23
Катерина Раченко, "последняя любовь хулигана" тоже слова С.Есенина...
Об этом мы ещё вспомним. Вы же знаете, что Гутя не совсем отвечала взаимностью, а поэт не может без Музы...? Вот только Любовь ли она...? По-крайней мере Гутя счастливая соперница самой Дункан...
+2
Написано 15 февраля 2016, в 13:43
Григорий Смекалов, "последняя любовь хулигана", потому что думал, что теперь измениться и не будет больше хулиганом.
0
Еще 3 комментария
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
ЧЕХОВ-ЦЕНТР: гримцех - место психологической разгрузки
ЧЕХОВ-ЦЕНТР: гримцех - место психологической разгрузки
Любовь зелёная
Любовь зелёная