Медведь, предлагающий бросить курить (или как мы "шутили по-чеховски")

Медведь, предлагающий бросить курить (или как мы "шутили по-чеховски")

Долгие муки рождения этого опуса объясняется тем, что его писали два человека. Сначала мы думали, что перемешаем абзацы, сделаем вставки. Но, почитав оба текста, я поняла, что восприятие действительности и театра у нас различное, поэтому я предлагаю Вам ДВА впечатления об ОДНОМ спектакле в одном, так сказать, флаконе. Фотографии получились так себе, можно сказать, не получились, поэтому авторские фотографии буду разбавлять работами с сайта chekhov-center.ru, которые ярко выделятся своим качеством.

Итак, начнем! Оксана (Маргоша).

Начну по порядку:

Подъехала 18ч 15мин к театральному центру А. П. Чехова, в кассе, что очень удобно, получила пригласительные билеты. Пошла искать северо-западный угол и лошадей. Лошадей не было, видимо ускакали, увидев меня еще вдалеке.

Встала под афишу «Шутки Чехова» и, по просьбе Нюник45 Анна, взяла в одну руку журнал «Огонек» выпуск № 1,а в другую красный кошелек:

Нюник45 Анна. Буду у театра в 18−30 точно такая, как на фото в «Сахалинских каникулах!

Прошу вас держать в руках журнал «Огонек»))). за неимением «Огонька» сойдет что-нибудь другое, кроме славянского шкафа

Нюник45 Анна

Давай встретимся у северо-западного угла театра. Напротив лошадей. Там точно никто торчать не будет, не потеряемся

Маргоша

Хорошо, давайте! Я буду держать в одной руке красный кошелек.

 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Минут через пять ко мне подходит какая-то женщина и здоровается со мной.

Я ее спрашиваю: «Вы Анна?»

Женщина: «Да, Анна!»

Я: «Очень приятно, Маргоша»

Минуты две мы болтаем ни о чем, а потом я ей говорю: «Я испереживалась, что лошадей около драмтеатра не нашла, и написала вам на сайт «АСТВ» письмо, в котором сообщила, что жду под афишей «Шутки Чехова». Женщина удивленно ответила: «Какой сайт «АСТВ?». Оказалось, что мы просто ошиблись.

И вдруг вдалеке я увидела мужчину и женщину, они шли ко мне на «Огонек». Я радостно помахала им, они заулыбались. Мы обменялись любезностями и вошли в Чехов-центр.

Сдали в гардероб свои «шкурки», а затем, раскрыв рты, стали рассматривать убранство фойе. Чехов-центр после ремонта, несомненно, очень сильно преобразился. Фойе стало очень красивым, уютным, светлым, гостеприимным, с прекрасной внутренней отделкой. Я тут я, невольно, вспоминаю крылатую фразу К. С. Станиславского «Театр начинается с вешалки.» Но больше всего меня поразила шикарная лестница, ведущая на второй этаж.

Нам очень повезло, что в фойе второго этажа Чехов-центра проходила выставка театральных костюмов чеховского времени. На этой выставке нам удалось увидеть эскизы костюмов разных художников, сами костюмы с аксессуарами, фотографии сцен из спектаклей. Все представленные театральные костюмы были когда-то использованы в постановках чеховских пьес: «Моя жизнь», «Страсти по Андрею», «Остров Сахалин», «Вишневый с. Ад».

И тут я почувствовала чей-то взгляд, поворачиваю голову, а там стоит и улыбается как мы подумали, «КультУРА». Мы набрались смелости и подошли к ней, представились и немного поболтали, и тут выяснилось, что мы ошиблись, и эта милая девушка -  пользователь под ником "aS", работающая в Чехов-центре. Как оказалась, "aS" не только умная, но еще и очень милая девушка с большими красивыми глазами и очаровательной улыбкой.

Прозвенел первый звонок, и мы поспешили в зал.

Спектакль «Шутки Чехова«- одно из мероприятий, приуроченных к празднованию 155- летнего юбилея великого русского писателя А. П. Чехова, которое отмечается 29 января по всей стране в рамках объявленного Года Литературы

Спектакль мне очень понравился, смотрится на одном дыхании, но особенно впечатлила игра актеров, мастерски вжившихся в свои роли.

«Шутки Чехова" — смешной, тонкий, немного грустный и очень трогательный спектакль с красивыми костюмами и декорациями. В его основе лежат три пьесы А. П. Чехова: «О вреде табака», «Медведь» и «Предложение». Эти три совершенно разные, но очень жизненные истории, были объединены остроумным замыслом режиссера-постановщика Антона Коваленко.

Миниатюра «О вреде курения» совсем не похожа на шутку. Лично мне, глядя на жалкого, одинокого и несчастного Нюхина в старом поношенном фраке, хотелось плакать. Он с такой болью рассказывает нам, посторонним людям, о своей семейной жизни, о своих отношениях с женой и детьми. Бедный Нюхин, его семейная жизнь не удалась и над ним, уже тридцать три года, глумится вечно недовольная и очень скупая жена, которая морит его голодом, заставляет гулять с ее собачкой и называет «чучело, или аспид, или сатана». И он решает бросить вызов своей жене: срывает лекцию «о вреде табака», демонстративно закуривает сигарету, стягивает с себя «подлый, старый фрачишко», в котором венчался тридцать лет назад, в котором читает лекции с благотворительной целью… «Вот тебе! (Топчет фрак.) Вот тебе! Стар я, беден, жалок, как эта самая жилетка с ее поношенной, облезлой спиной. Не нужно мне ничего! Я выше и чище этого, я был когда-то молод, умен, учился в университете, мечтал, считал себя человеком… Теперь не нужно мне ничего! Ничего бы, кроме покоя… кроме покоя!»

«Медведь» — очень веселая история, вызвавшая у меня бурю положительных эмоций и многочисленные приступы истерического смеха.

В этой пьесе рассказывается о помещике Григории Степановиче Смирнове, приехавшем забрать долг у безутешной молодой вдовы Елены Ивановны Поповой, заточившей себя в четырех стенах и тоскующей по усопшему мужу.

Смирнов очень нуждается в деньгах и требует немедленно вернуть долг. Не получив желаемого, Смирнов устраивает скандал, оккупирует дом вдовы и диван, затем начинает давить на хозяйку всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

И вдруг Смирнов получает такой отпор от вдовы, что вынужден взяться за дело по-настоящему, т. к. он не привык, чтобы женщина так яростно сопротивлялась его мужскому нраву. Между ними разгорается ссора, и Смирнов обвиняет Попову в притворстве и выражает презрение к ней и ко всему женскому полу: «Траур!.. Не понимаю, за кого вы меня принимаете? Точно я не знаю, для чего вы носите это черное домино и погребли себя в четырех стенах! Еще бы. Это так таинственно, поэтично! Проедет мимо усадьбы какой-нибудь юнкер или куцый поэт, взглянет на окна и подумает: «Здесь живет таинственная Тамара, которая из любви к мужу погребла себя в четырех стенах». Знаем мы эти фокусы! Вы погребли себя заживо, однако вот не позабыли напудриться!» Попова ненавидит грубого и наглого мужика и называет его невежей и медведем.

После взаимных оскорблений Смирнов вызывает вдову на дуэль. Попова соглашается стреляться с ним насмерть, приносит пистолеты (не забыв при этом снять траурное платье и облачиться в наряд с глубоким декольте) и просит Смирнова научить ее стрелять. Действия вдовы приводят помещика в полный восторг, он влюбляется в нее и тут же признается ей в любви. Вдова, немного поколебавшись («Постойте. Ничего, уходите… Впрочем, постойте… Нет, уходите, уходите! Я вас ненавижу! Или нет… Не уходите! «), отвечает ему взаимностью. Дуэль заканчивается долгим и страстным поцелуем.

Третья, не менее смешная шутка, называется «Предложение».

Семья Чубуковых (отец и дочь) давно соседствует с помещиком Ломовым. И все трое, давно уже, задумываются об «объединении капиталов», но только Ломов со своей мнительностью и неуверенностью, никак не решается сделать предложение Наталье Степановне:» Однако у меня уж начинается от волнения шум в ушах. А не жениться мне нельзя… Во-первых, мне уже 35 лет — возраст, так сказать, критический. Во-вторых, мне нужна правильная, регулярная жизнь… У меня порок сердца, постоянные сердцебиения, я вспыльчив и всегда ужасно волнуюсь… Сейчас вот у меня губы дрожат и на правом веке живчик прыгает… Но самое ужасное у меня — это сон. Едва только лягу в постель и только что начну засыпать, как вдруг в левом боку что-то — дерг! и бьет прямо в плечо и в голову… Вскакиваю как сумасшедший, похожу немного и опять ложусь, но только что начну засыпать, как у меня в боку опять — дерг! И этак раз двадцать…»

И вот однажды Ломов, набравшись смелости, приходит к Чубуковым во фраке и по секрету сообщает отцу будущей невесты о своих намерениях. Однако оставшись один на один с Натальей Степановной, Ломов не делает ей предложения, а затевает земельные споры о клочке земли — «Воловьих Лужках». Спор переходит в скандал и взаимные оскорбления. Ломов, забыв зачем он сюда приехал, уходит, чтобы избежать инфаркта.

И тут отец сообщает Наталье, что Ломов приезжал вовсе не из-за каких-то «лужков», а чтобы сделать ей предложение. На что Наталья Степановна восклицает:» Мне? Предложение? Ах! Вернуть его! Вернуть!»

Наталья Степановна, осторожно подбирая слова, пытается добиться от кавалера слов любви. Но — снова нет! Разгорается жаркий спор о том, чья же охотничья собака лучше. Из-за споров у Ломова опять ухудшается самочувствие и он падает в обморок. Боясь смерти жениха Наталья Степановна прекращает спор и дает согласие на долгожданное предложение.

Вот так из-за нелепых споров чуть не расстроилась свадьба.

Такого удовольствия, какое я получила от этого спектакля, я давно не получала. Весь спектакль просидела, как завороженная, не обращая внимание ни на что вокруг. Огромное спасибо культУре, всему Чехов-центру в лице его коллектива за доставленное наслаждение! И в конце несколько афоризмов А.П.Чехова, прозвучавших в конце представления:

Радуйся, что ты имеешь возможность не читать «Гражданина», не сидеть на ассенизационной бочке, не быть женатым сразу на трёх…

Когда ведут тебя в участок, то прыгай от восторга, что тебя ведут не в геенну огненную.

Если тебя секут березой, то дрыгай ногами и восклицай: «Как я счастлив, что меня секут не крапивой!»

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству.

 

Нюник_45 Анна.

В первую очередь хочу еще раз поблагодарить замечательного человека Оксану, пригласившую меня разделить радость от прекрасного спектакля. Поблагодарить великолепных актеров Чехов-центра, вложивших душу в спектакль, за их профессионализм, искрометный юмор и импровизацию. Сегодня я с удивлением поняла, что, несмотря на прожитые года, несмотря на не всегда положительный жизненный опыт, я все еще сохранила способность по-детски восторгаться и сопереживать происходящему на сцене. На протяжении спектакля я ловила себя на том, что сижу с радостно открытым ртом, закрывала его, и спустя десяток минут снова ловила себя на этом же!

О встрече с Оксаной и нашим продвижении в направлении мест в зале рассказывать на буду – Оксана описала это гораздо лучше меня. Отмечу только, что я после ремонта Чехов-центра ни разу не была в фойе, поэтому перемены в нем меня ошеломили. А выставка костюмов и эскизов костюмов к спектаклям классика просто потрясла.

Теперь перейду к спектаклю.

Все-таки А.П. Чехов – гений комедии и трагикомедии. Сам спектакль состоит из трех частей: «О вреде табака», «Медведь» и «Предложение». Честно говоря, начало монолога Нюхина в блистательном исполнении заслуженного артиста РФ Андрея Кошелева сначала не вызвал у меня даже улыбки. Чем дальше – тем больше: к середине у меня на глаза навернулись слезы, так душераздирающе артист сыграл одинокого, несмотря на семью, запуганного, остывшего к жизни и оплывшего, как свеча, подкаблучника, единственным вызовом  и дерзостью которого к опостылевшей жене и жизни является возможность рассказать об этом в лекции о вреде табака – и тут же демонстративно закурить!

На сцене он не один, в глубине выстроились его шесть (пять? нет, шесть… он и сам не помнит) дочерей, заунывно а-капелльно поющих одну и ту же песню, под конец монолога появляется и жена – мрачная строгая женщина (актрисы Елена Денисова, Наталья Красилова, Мария Картамакова, Елена Бастрыгина, Татьяна Никонова, Диана Сельдетеева, Елена Актенцева, Елена Троян). От души жалеешь главного героя. Но не менее жаль мне стало и его жену: возможно, вся ее строгость и раздражительность от усталости и постоянного напряжения, шутка ли – растить шесть дочерей, видимо не получая поддержки и помощи от тюхи-мужа. И хотя она в этой миниатюре – воплощение зла и жестокости, вся ее жестокость заключается в том, что она запрещает мужу пить, курить, не дает ему денег и обзывает в сердцах. В нынешние времена в такой семье происходило бы то же самое, я уверена, если бы семья вообще имела место.

Далее стало еще интереснее: на сцене вдова усопшего помещика (Наталья Красилова) и ее слуга (снова Андрей Кошелев), горько выговаривающий ей, своей барыне! И ведь правильные вещи говорит слуга ей: что жизнь уходит, что грех запираться в стенах имения и никуда не выезжать, никого не принимать, что лет десять – и, может, захочется ей пустить пыль в глаза гусарам или корнетам, ан нет, поздно, на нее и не взглянет никто. Бесполезно: вдова полна решимости (и прямо-таки внушила себе, что полна решимости) запереться от мира и всю себя отдать воспоминаниям о покойном муже! Речь даже зашла о монастыре, и тогда понимаешь, что не столько горе говорит ее устами, сколько желание побыть страдалицей, повоображать себя верной, тоскующей и убивающейся супругой, своего рода игра в «таинственную страдающую незнакомку». Понятно беспокойство слуги, тоска затянулась на долгих 7 месяцев.

И вот тут-то появляется этакий «медведь», кредитор покойного мужа в ярком исполнении заслуженного работника культуры Сахалинской области Андрея Кузина. Этот помещик пышет энергией, внося невероятную суматоху в застоявшуюся атмосферу имения.

В попытке заставить вдову вернуть долг мужа он вызывает ее гнев, а в гневе, как он внезапно обнаруживает, вдовушка становится необыкновенно привлекательной! И бурная свара с криками и пистолетами заканчивается предложением руки и сердца и – апофеоз! – страстным поцелуем!

В третьей части молодой, но «очень больной» («Сердцебиение! Веки прыгают! Нога отнялась!») человек пытается просить руки дочери своего соседа-помещика. Их поместья граничат в землях, и на этой почве и разгораются нешуточные страсти о – о боже! – чьи лужки меж березняком и болотом, и чья охотничья собака лучше. В принципиальных попытках отстоять свое мнение стороны постоянно забывают о главной цели посещения соседа, а соседский спор чуть не переходит в драку между всеми тремя – женихом, невестой и отцом невесты (актеры Сергей Максимчук, Виктор Черноскутов и актриса Мария Картамакова). Смотреть на это было невероятно смешно, особенно на приступы «самого больного в мире человека», которому вмиг «легчало», как только в споре начинало перевешивать его мнение.

Веселья добавляют слуги, выбегающие на риторические вопросы отца невесты («Застрелиться? Повеситься? Зарезаться?») с ружьем, саблей и веревкой с петлей (Виктор Крахмалев и Сергей Козенков). Бедный отец невесты с больной, перевязанной полотенцем головой, наконец мирит дочь и соседа, а под конец все герои произносят смешные, но жизненные философские суждения, вызывающие смех и аплодисменты.

Все зрители смотрели, затаив дыхание, я не заметила ни телефонов, ни перешептываний, как Яков. Видимо, мне повезло, а может, я просто не замечала таких, слишком захваченная сценическим действом. Но под конец спектакля, под аплодисменты, переходящие в овацию, часть «толстолобиков» помчалась в гардероб, не дождавшись даже закрытия занавеса. И да – я думаю, это проявление неуважения к людям, которые так много донесли до вас со сцены. Точнее, до нас: до них, видимо, не донесли…

Может быть, кто-то скажет: вот, мол, рассказали тут весь спектакль, зачем теперь идти на него? Уверяю всех – сходите, не пожалеете, мы не смогли передать тут и десятой доли того впечатления, которое на нас обрушилось! Прекрасная постановка, замечательные актеры, великолепная игра!

И закончить хотелось словами Антона Павловича:

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

Можете счесть нас нескромными, но мы сегодня весьма продвинулись к вершине:))

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Ник_то, 2 февраля 2015, в 11:06 +16
Комментарии
Написано 2 февраля 2015, в 11:18
Очень здОрово! Я бы даже сказал - вдвойне здорово
+8
Написано 2 февраля 2015, в 11:21
Яков Максимов, Спасибо, мы старались
+6
Написано 2 февраля 2015, в 11:23
Нюник_45 Анна, это видно
+7
Написано 2 февраля 2015, в 12:16
Яков Максимов, спасибо!
+7
Написано 2 февраля 2015, в 11:41
Прям как будто с вами на спектакле побывала!
Просто здоровски!
+5
Написано 2 февраля 2015, в 12:17
Dobrodyshnaya, спасибо!
+7
Написано 2 февраля 2015, в 12:23
Маргоша, Нюник_45 Анна
Умницы!!!!
+8
Написано 2 февраля 2015, в 12:38
Ritun97, Dobrodyshnaya, aS, спасибо большое! Я в пятницу еле заснула, меня прям распирало - так хотелось поделиться своим восторгом, что муж мне обеспокоенно сказал, что в следующий раз купит заранее какие-нибудь транквилизаторы
+6
Еще 1 комментарий
Написано 2 февраля 2015, в 11:47
Девчонки,вы прелесть.Читал бы и читал.Спасибо,как будто смотрел,но только вашими глазами.Спасибо.
+7
Написано 2 февраля 2015, в 12:17
VLадимир, хоть не девчонки уже давно, но все равно спасибо
+6
Написано 2 февраля 2015, в 12:23
Маргоша, вы меня пугаете.
+2
Написано 2 февраля 2015, в 12:39
Маргоша, да ладно тебе кокетка
+5
Еще 3 комментария
Написано 2 февраля 2015, в 12:08
в краску вогнали))))
Спасибо за блог! Побольше бы таких зрителей!
+5
Написано 2 февраля 2015, в 12:49
aS, в каком месте ?
+4
Написано 2 февраля 2015, в 12:49
Доброго всем дня) Вот все бы так сходили на концерт, спектакль и сразу поделились)))) Молодцы, девчата
+7
Написано 2 февраля 2015, в 14:11
как замечательно все рассказано! читаешь и мыслями невольно оказываешься сам там)
+3
Написано 2 февраля 2015, в 14:14
ignition, спасибо, но на спектакль советую сходить)))
+3
Написано 2 февраля 2015, в 15:06
Спасибо за рассказ! Премьеру пропустил, надо будет сходить
+3
Написано 2 февраля 2015, в 15:59
Теат®ал, я второй раз хочу сходить.
+3
Написано 4 февраля 2015, в 08:16
Маргоша, значит, действительно, спектакль хороший
+2
Написано 25 марта 2016, в 16:34
Отличный блог, емкий и интересный!
+4
Написано 25 марта 2016, в 16:59
Притупившиеся за пару месяцев после просмотра спектакля эмоции вспыхнули с новой силой ..и так хочется опять скорее туда, где нас заставляют их переживать...Ну я то счастливая! Завтра идем на Лисистрату!
+1
Написано 25 марта 2016, в 17:00
ritupe, отлично! Приятных вам впечатлений!
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
РОЗЫГРЫШ БИЛЕТА! "Англетер" - непростой спектакль с непростой историей
РОЗЫГРЫШ БИЛЕТА! "Англетер" - непростой спектакль с непростой историей
Итоги розыгрыша билетов на "Буку"
Итоги розыгрыша билетов на "Буку"