Край света. Восток: драма "Ирина"

Край света. Восток: драма "Ирина"

Разве можно спокойно сидеть,

если с твоим ребенком не все в порядке?

("Ирина")

В четвертый день фестиваля "Край света. Восток"  была показана работа болгарского режиссера Надежды Косевой "Ирина".

Это история молодой женщины, работающей на полставки официанткой в кафе в маленьком шахтерском городке в Болгарии. Жизнь ее трудна: денег не хватает, муж выпивает, а ведь у них есть совсем маленький сын. Ирине бы сидеть дома да наслаждаться моментами взросления ребенка. Но сослагательное наклонение в ее случае не работает: в семье кормилица - она.

Но, ведь и вправду говорят, что беда не приходит одна...  Ирина в "минуту жизни трудную" решается стать суррогатной матерью.

На протяжении всего фильма складывается паззл неприятной социальной картинки, где каждая деталь - это голод или разруха, измена или попытка убийства, предательство и сквернословие, отсутствие уважения и избиение.

За девять месяцев беременности Ирина переосмысливает свою жизнь. Она приходит к пониманию других и прощению.

Это фильм о морали, которая то и дело хочет исчезнуть из сознания героини, но каждый раз взлетает выше с новой силой. Порой Ирина напоминала того осла, на котором все едут. Вроде бы молодая, сильная, красивая, работящая. Ей бы схватить сына и бежать от сестры-предательницы, сидящей у нее на шее, да и от мужа, который давно воспринимает ее лишь как рабочую силу. Но нет, она же жена, мать общего ребенка, и она готова нести свой крест, каким бы тяжелым он не был. 

И вот тут на фоне этой абсолютно высокой морали женщины возникает тема суррогатного материнства: она готова выносить ребенка для чужих людей ради счастья и здоровья своего малыша. Функция материнства ставится на коммерческую основу. А это уже одна из основных проблем биоэтики, а значит и морали: ребенок становится фактически предметом сделки. Надежда Косева заставляет зрителя подумать, на чей же он стороне: сторонников или противников суррогатного материнства. Складывается впечатление, что режиссер за такую своеобразную сделку: ведь таким образом могут стать счастливыми сразу две семьи: та, что идет на вынашивание, как правило из-за огромных денежных трудностей, и та, что получает ребенка, о котором только могла мечтать. Если бы было по-другому, не стала бы автор показывать бесплодную мать такой уставшей, измученной и чуть ли не сходящей с ума от своих мыслей.

Чужой, еще не родившийся малыш, научил Ирину прощать и любить, научил стремится жить в мире и согласии, научил прислушиваться к людям и понимать, что у них тоже есть проблемы.

Картинка фильма довольно проста. Здесь нет спецэффектов, давления музыкой, нет намеренно долгих пауз. Цвета, что зритель видит с экрана, как будто подтерты ластиком: они бледны и сероваты. Но ведь такова и жизнь самой семьи героини. Кажется, что весь фильм снят на ручную камеру. Создается впечатление, что зритель не сидит в зале, а видит все моменты, проходя мимо или намеренно подглядывая за Ириной. Многие действия, мимика на столько понятны, что просто перестаешь читать титры.

"Ирина" - очень жизненный фильм, который еще раз убеждает в том, что для истинного счастья не так много и надо - научиться любить и разрешить быть любимой. 

Автор: Катерина Раченко, 27 августа, в 23:55 +5
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
"Край света. Восток": драма "Мальчик русский"
"Край света. Восток": драма "Мальчик русский"
Край света. Восток: "Бог есть, ее имя Петруния"
Край света. Восток: "Бог есть, ее имя Петруния"