КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Ночные размышления на тему театра | Часть первая

 

КАК УБИТЬ ТЕАТР?

 

Кто-то очень умный сказал: «Делай, что должен, и будь, что будет…». Можно ли эту поговорку отнести к проблемам современного театра? Думается, что да. Передо мной встала непростая задача – попытаться в этом разобраться, хотя, и имея отношение к искусству, я понимаю, что после прочтения данной публикации, на мое имя обрушится шквал негодований, и возможно обвинений, мол, кто он такой, кто ему дал право? А допустим, Я дал себе право, которое я имею, и свою точку зрения все же выскажу.

Вообще, сама по себе проблема искусства не изолирована, она непосредственно связана с жизнью человека, переплетается с общественными проблемами, слабостями. Ровно год назад общественность Сахалина всколыхнулась – с поста директора местного театра кукол была снята и переведена на должность художественного руководителя Антонина Добролюбова, грамотный и компетентный в области культуры специалист. Кто только не встал на защиту «одержимой театром» - и студенты, и врачи, педагоги, журналисты… Казалось бы, чего вдруг она бунтует, в конце концов не должность гардеробщицы ей предложили. А кто знает, если бы не сильный и самоотверженный коллектив, благодаря которому Антонина до сих пор служит в театре, чем бы сейчас занималась она.

Читатель, наверно, понял, что на примере Сахалинского театра кукол я и пытаюсь разобраться в общероссийской/театральной проблеме, которая (увы!) встала перед коллективом. Я как-то писал, что театр – существо живое и ему свойственны разные состояния. Бывает, что театр болеет, и ему необходимо интенсивное лечение. Бывает, и умирает, а бывает, что на каком-то новом витке истории набирает небывалую для себя высоту. Сахалинский кукольный же, наоборот, падает - причем с высокой скоростью, и прямо в пропасть, превращаясь в место, которое, к несчастью, нельзя назвать Храмом Мельпомены, и которому, в принципе, можно посочувствовать.

Кто-то нынешнее (благо)состояние театра сравнивает с рекой, застоявшейся, почти превратившейся в болото. В подобном положении, к сожалению, оказалось большинство театров России, но речь идет о конкретном. Но почему так происходит? Все понимающие и разбирающиеся в этом вопросе деятели утверждают, что самая глобальная проблема – в неправильной кадровой расстановки руководителей театральных учреждений.  То есть, театром должен руководить человек любящий и понимающий, что такое театр (во всех его понятиях), а не «эффективный менеджер», который (было бы хорошо!) должен заниматься только финансово-экономической составляющей театра.

Если театром руководит бюрократ советской закалки, которого занимают/завлекают бумажная волокита и годовые финансовые отчеты, ни о каком качественном театре, а тем более о его развитии речи не может быть. Безусловно, коммерческая составляющая должна присутствовать, иначе как бы в нынешних условиях театр выжил. Но не превращать же театр в Дом культуры, где профессиональным артистам нет времени даже репетировать и готовить премьерные спектакли.  За этим огромным количеством зарабатыванием денег теряется качество работы театра.

Пожалуй, это самая большая проблема - само, конечно, не рассосется, но с другой стороны, «действие рождает противодействие». Пусть уж лучше они действуют, а мы будем как тараканы - выживать.

 

P. S. 

Подобные мысли приходят ко мне часто, я люблю театр, интересуюсь им, и уважаю. Пока есть возможность, я буду защищать ту платформу творчества, на которой стою устойчиво. Пусть кто-то считает меня сумасшедшим, глупым, но я горжусь своими мыслями и поступками… Ну, а ты, дорогой читатель - БЕРЕГИ СЕБЯ ОТ ИСКУССТВА!!!

Автор: Сергей Омшенецкий, 2 мая 2013, в 18:36 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Культурные выходные. ОДЕРЖИМАЯ ЛЮБОВЬЮ
Культурные выходные. ОДЕРЖИМАЯ ЛЮБОВЬЮ
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Оскар и Розовая дама
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Оскар и Розовая дама