«Про Хапуна, я думаю, и вы слыхали...». Открытие 87-ого театрального сезона.

«Про Хапуна, я думаю, и вы слыхали...». Открытие 87-ого театрального сезона.

Старая ирландская пословица гласит: «Если Вы два раза наступили на одни и те же грабли, то, завидя их в третий раз, обойдете это место стороной». Действительно, в большинстве случаев опыт учит, мы обращаемся к прошлому, к своим воспоминаниям и прожитым эмоциям, стараемся не повторять некогда совершенных ошибок. Так было и со мной. Признаюсь, я не любила ходить в театр на комедии, предпочитая трагедии, трагифарсы, драмы. Так уж сложилось, что, всем сердцем любя театр, я бываю в нем редким гостем, и мои встречи с комедиями не увенчались успехом: какие-то из них вовсе не понравились, какие-то были восприняты как хорошее времяпрепровождение, но не оставили в сердце некого следа, не заставили мыслить и сопереживать героям. Поэтому при выборе спектакля я намеренно избегала этого жанра.

Но так было ровно до сегодняшнего дня. Сегодня я поверила в то, что из каждого правила бывают исключения. По воли судьбы мы попали на открытие 87-ого театрального сезона и премьеру спектакля «Хапун», который заставил меня посмотреть на жанр комедии совершенно по-иному.

«Про Хапуна, я думаю, и вы слыхали...», - такую фразу, обращенную к собеседнику, произносит один из героев пьесы. Фактически с нее и начинается повествование. Но это не просто рассказ о событиях, это разноплановая история, пронизанная народным колоритом и фантастикой, будто взятой из «Вечеров на Хуторе близ Диканьки» Гоголя, это смесь выдуманного, которое можно увидеть разве что в кошмарном сне, и реального, с его ежедневными заботами и философскими вопросами, на которые пытается найти ответ уже не одно поколение.

Спектакль «Хапун» поставлен режиссером Евгением Зиминым по одноименной комедии в двух действиях Виктора Ольшанского. Зимин приехал в Южно-Сахалинск из Санкт-Петербурга, он является преподавателем актерского мастерства в Петербургском государственном университете, его работы с успехом ставятся не только в северной столице, но и в Москве, Екатеринбурге, Твери. Но с пьесой Ольшанского режиссер столкнулся в первый раз.

На самом деле Ольшанский создал свою комедию на основе повести В.Г. Короленко «Судный день» («Иом-Кипур»). Повесть эта весьма необычна. Она, на мой взгляд, является одним из ярких произведений автора. Интернационалист и по крови, и по мировоззрению, Короленко был непримирим к разным формам национализма и к преследованиям по национальному признаку. На протяжении всего его творческого пути звучит так называемый «еврейский вопрос». Короленко считал, что слишком сильны были сословные предрассудки, что каждого человека необходимо оценивать не по уровню материального достатка, положению в обществе или национальности, а по личным качествам и совершенным поступкам. Повесть была впервые напечатана в 1891 году, но с этого момента, вплоть до превращения ее в пьесу и вывода на сцену, не потеряла своей актуальности.

Действие, происходившее сегодня на сцене, не просто интересно, злободневно и в то же время необычно, оно приковывает к себе внимание уже с первых минут. Да что уж греха таить, внимание зрителя было привлечено уже за несколько минут для начала действа: вместо привычных театральных звонков раздавались звуки дудки или некоего похожего духового инструмента. А выключить телефоны призывали украинские народные напевы, специально сочиненные к этому дню.

Легенда, на основе которой выстроен сюжет пьесы, гласит, что через десять дней после еврейского нового года, который празднуется раннею осенью, наступает у евреев праздник Иом-Кипур.  Местное христианское население называет этот день «судным днем». Ведь существует поверье, что в этот день еврейский черт Хапун уносит из синагоги одного еврея.

Перед зрителем разворачиваются события с сильным украинским колоритом и юмором в духе Николая Васильевича Гоголя. В этот раз Хапун явился в украинскую деревеньку Каменку и забрал с собой шинкаря Янкеля, которого ругали частенько местные жители: и людей спаивает, и до денег жаден, и во всем выгоду для себя найти хочет. Но как только Хапун унес Янкеля, его шинком завладел мельник-украинец. В итоге, оказалось, что он намного хуже Янкеля: и жаден, и мошенничает, и бедняков обижает. Постепенно симпатии простых людей в пользу Янкеля растут пропорционально тому, как становится все более нечеловечным в погоне за наживой мельник.

В пьесе подчеркнуто, что у простых людей есть чувство справедливости, и оно перевешивает любые национальные предубеждения. В итоге оказалось, что жадный еврей оказался лучше православного хохла. И Хапун, заключивший с Янкелем сделку о том, что если он найдет доказательства, что Филиппка хуже Янкеля, то отпустит его, забирает с собой взамен Филиппа. Гуманность, доброта и взаимопонимание никак не зависят от того, к какой национальности принадлежит человек: они либо есть, либо их нет.

На фоне этой истории духовной деградации молодого человека под весом обрушившихся на него денег проводится несколько сюжетных линий, каждая из которых достойна отдельного внимания.

Главная из них - любовная. Филипп, будучи еще подсыпкой на мельнице, был влюблен в Галю (актриса Ирина Звягинцева), молодую девушку, жительницу этой же деревни. Он обещал на ней жениться, ведь все в ней хорошо было: и красива, и смекалиста, и характер боевой имеет. Но вот была она дочерью вдовы, а значит приданного не имела, могла похвастать лишь маленькой полуразвалившейся хатой, в которой жила вместе с матерью. Пока тот был подсыпкой, он воспринимал ее положение, как обычную жизненную ситуацию, главным для него были те чувства, что зародились в сердце.

Но вот дядя Филиппа утонул, и его мельница, в которой парень и был подсыпкой, всецело достается ему по наследству. Теперь-то мельнику, а значит первому человеку на деревне, негоже жениться на вдовьей дочке. Ему следует выбрать другую: и внешне некрасивую, и глупую, умеющую лишь лузгать семечки, но зато богатую. Ведь ее деньги помогли бы содержать мельницу, и такой брак считался бы престижным. Вот и мается душа героя: не может он сделать выбор. И за это он наказан. Фактически желая выбрать любовь, но тушуясь до последнего, он поставлен в обстоятельства, в которых его возлюбленная и ее мать узнают о его тайных мыслях о деньгах, но никак ни о любви и желании свататься. Герой теряет расположение Гали, а значит, теряет даримое ею искреннее чувство любви, доверия, тепла и ласки. Теряет он и расположение Прыси, матери Гали, которая готова плевать ему в лицо, а ведь когда-то относилась к нему, как к родному сыну.

Драматический результат совершенного выбора – одиночество Гали, которая не смотря ни на что продолжает любить Филиппа, которой не нужен никто, кроме него. Но гордость не позволяет ей приблизиться к нему и заговорить. Молчит она до последнего, позволяя крикнуть о своей любви лишь в след Хапуну, уносящему ее Филиппа. Слова преданной Гали "Оставь, это мое!" спасли в последнюю минуту Филиппа.

Эта сюжетная линия блестяще передана через внутренние монологи главного героя, во время которых две потенциальные невесты, между которыми ему нужно сделать выбор, всегда появлялись на сцене. Здесь отдельное спасибо нужно сказать хореографу, который внес понимание естественной молодости, легкости Гали и некой неповоротливости и некой искусственности богатой невесты. Сложность выбора и драматизм ситуации лучше понимаются и благодаря прекрасному юмору, десятку фраз, которые смело можно считать крылатыми, над которыми смеялся весь зал.

Любовная линии дополнена и историей жены еврея-шинкаря, прозванной Янкелихой. Она -  символ веры и преданности. Поняв, что мужа унес Хапун, она настолько убита горем, что сходит с ума. Но при этом до последнего продолжает верить в возвращение любимого и ждет его день ото дня, ее любящее сердце верит, что супруг жив. Янкелихе не нужно ничего: ни денег, ни власти, которая перешла к ней в случае смерти мужа, ей нужен лишь сам Янкель.

Интересен образ дяди-утопленника (актер Андрей Кузин). Он появляется перед Филиппом в те моменты, когда тот готов совершить грех: предать, обидеть, наказать. Этот герой не сказал в течение всей пьесы ни слова, но всячески старался обратить на себя внимание племянника, предостеречь его от страшного.

Нельзя не сказать о Харько - отставном солдате, который ныне работает в шинке помощником. В этом герое смешалась выдержка солдата и умение приспосабливаться согласно сложившейся ситуации.  Он готов считать хозяином любого, и будет ему предан, и будет работать на износ, ведь ему необходимо как-то жить, а служа всю жизнь солдатом, он не сумел завести семью и создать свой дом. Он умеет служить, и он служит, сперва как солдат, теперь как слуга.

Герой, лишь появление которого на сцене уже вызывало улыбку на лице – работник Гаврило (актер Илья Романов), который любит всех девушек деревни и считает своим достижением и наградой очередной синяк, полученный во время попытки пролезть в дом одной из них ночью. Его шепелявая речь, походка, мысли – все в нем абсолютно комично.

Комичен образ и Янкеля (актер Владимир Байдалов). Он яркий и запоминающийся. Он двойствен: хотя и разбавлял горилку водой, завышал на нее цену, спаивал людей, он в итоге воспринимается как положительный герой. Ведь пить горилку он никого не заставлял, а лишь продавал желанный людьми товар. Он давал в долг без процентов, тогда как занявший его место Филипп пытался нажиться именно через проценты, которые могли загнать любого в гроб. Янкель – верный муж и любящий отец, он всегда помнит и жене и детях. И первое, о чем он мыслит, вновь оказавшись на земле, увидеть своих подросших деток.

Конечно же, главное внимание сосредоточено на образе Хапуна (актер Виктор Крахмалев) . Его облик неповторим: он настоящий еврейский черт со снимающимися крыльями, которые он старательно снимает и складывает во время каждого своего пребывания, хвостом и аллергией, проявляющейся в виде чиха на упоминание Господа Бога. Отдельное спасибо хочется сказать актеру, игравшему Хапуна: его говор, каждое движение, шаг, взгляд – все было проникнуто хитростью и лукавством. Лучшего Хапуна и не придумаешь!

Все актеры буквально проживали все описываемое на сцене, всецело отдаваясь действию. Мне интересно, сколько воды было истрачено во время спектакля? Ведь воды в нем много. Это и вода из ведра, которой окатывает два раза Филиппа Прыся, и вода, что льется на колеса мельницы, это и разбитые бутылки и вылившаяся из них жидкость. А уж сколько горилки выпили герои на сцене!

Декорации в спектакле подчинены украинской тематике, но ни они, ни костюмы героев не относят зрителя к какой-то конкретной местности. На сцене некая деревня, являющаяся собирательным местом. Намек на то, что подобные герои могут быть встречены в любой другой деревне. Все декорации движимы, на заднем фоне работал экран, который передавал то изображение реки, то лунной ночи, то множества колес водяной мельницы.

«Хапун» - спектакль о чудесах, о людской глупости и душевной мудрости, о таланте любить и верить. Это история о метаморфозах человека, которые способны сотворить деньги. В спектакле большое место занимают народная музыка, танцы, народный юмор – все это подарило зрителю настоящий праздник театра.

С новым спектаклем, любимый театр, с новым 87-ым театральным сезоном!

Фото Сергея Красноухова.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Катерина Раченко, 23 октября 2017, в 01:45 +5
Комментарии
Написано 23 октября 2017, в 16:42
Вот еще одна нелюбительница комедий)))
Согласна с вами, Катерина, что эта комедия Чехов-центру удалась!
Образ черта сначала смутил своей нарочитой кокетливостью, но сейчас думаю- а почему бы и нет ?!
Мария Картамакова! Одними глазами может рвать серце ("Каштанка") и в этом еще раз я убедилась на этом спектакле, эти глаза, в которых "вся скорбь еврейского народа" чуть не превратили комедию в трагедию!
Хотелось бы в очередной раз похвалить декорации, свет и костюмы, особливо вышиванки, хотя некоторые может быть уже их как негатив воспринимают, уж извините. Очень красивые работы.
+5
Написано 23 октября 2017, в 18:19
ritupe, кокетливость гиперболизирована специально, это даже не кокетливость, а некое умение найти подход к каждому, как мне кажется. На то он не просто через, а еврейский чёрт))
+4
Написано 24 октября 2017, в 00:03
Какой развернутый обзор, всё известно и понятно ..
А прочитал, как на спектакле побывал
+1
Написано 24 октября 2017, в 10:52
Спасибо за интересный блог!!!
+4
Написано 24 октября 2017, в 17:26
aS, Вам спасибо за возможность это сделать))
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
О метаморфозе человека, на голову которого свалились деньги
О метаморфозе человека, на голову которого свалились деньги
«С чего начинается Родина». Выставка плаката. Тула
«С чего начинается Родина». Выставка плаката. Тула