Спектакль "ИКАР"

Данный материал где только не публиковался, даже в самом известном театральном журнале
 
 

Икар - как сквозное действие

Спектакль «Икар» - необычное действо, кукольная постановка, но не для детей. Взрослым спектакль является из-за отсутствия в нем детской зрелищности и непосредственности восприятия мира. Необычность этого спектакля кроется еще и в серьезности по отношению к материалу, причем сам спектакль серьезным может и не быть, но тем не менее для театра кукол происходящее на сцене является скорее исключением из правил.
Формы и приемы исполнения в «Икаре», литературная основа постановки очень разные. Но объединяет их характерная для всех изобретательность и необычное режиссерское видение. И самое главное - поэтичность, сдобренная иронией на современную действительность, с порой абсурдными моментами.
Так каковой сюжетной линии у новой постановки нет. Перед нами четыре истории великих диктаторов - Гитлера, Наполеона, Ленина и Сталина. Все они запечатлены в самый последний день своей жизни. Гитлер, например, в последний день являет нам трагикомичную картину: сидя за столом в своем кабинете и что-то нервно записывая на бумаге, с дрожащими руками, предстает перед нами совершенно в другом амплуа. Не желая попасть в плен русских, он он пишет завещание. В его помутневшее сознание врываются картины страшной войны и ее последствия. Предвидя свое будущее за колючей проволокой, как показывает нам режиссер, он решается на последний шаг в своей жизни - застрелиться.
Великий вождь пролетарской революции и архитектор СССР Ленин виден нам бодрствующим, готовым к новым свершениям/разрушениям. Вот он с метлой, отгоняющий царя Николая II, а вот уже вскарабкался на кремлевскую башню - и все это под звонкий и чистый аккомпанемент детского хора («Открыл дороги в мир весенний, рассеял Ленин мрак и тьму»). Сам Ленин оказывается заложником страха. Его маленькое тельце, вросшее в постель, боится всего. И засыпает он навечно.
Великий французский полководец Наполеон в спектакле представлен гордым, беспечным и смелым генералом. Высоко вознесенный, одержимый жаждой власти, Наполеон, скорее всего, задумывается о продолжении рода, о своем наследнике, которого, если вспомнить историю, у него так и не осталось. Возможно, он обессилен в результате заточения на остров Святой Елены, где и умер. Его время кончено, но он, как кажется, все лезет и лезет по лестнице вверх...
Следующий герой, который встречается нам в «Икаре», - распорядитель миллионами судеб Иосиф Сталин. Оставшийся один в своем рабочем кабинете, отстраненный ото всех, он вспоминает всех тех, кто был близок и далек от него. Непривычно видеть Сталина таким хрупким, беззащитным. Вдруг на сцене появился новый персонаж в белом халате. Эксцентричная, немного выбивающаяся из стилистики спектакля кукла, сделав укол больному, исчезает так же загадочно, как и появляется. А Сталин остался лежать один на диване, медленно, но естественно умирая.
В спектакле присутствует еще один персонаж, именем которого, собственно, и названа постановка - Икар. Он появляется на авансцене на протяжении всего спектакля, собираясь в полет, ближе к солнцу. Режиссер столь дивного, не всегда понятного, спектакля, молодой актер Сахалинского театра кукол, выпускник Ярославского Государственного театрального института Элистин Михайлов, говорит, что «решил провести параллель с этим мифологическим персонажем, который хотел сделать невозможное, слишком приблизившись к солнцу». То есть спектакль рассказывает о судьбах великих вождей, схожих с судьбой Икара.
Если говорить откровенно, ничего особенного в спектакле нет. Никаких открытий или новшеств вы не найдете. Достойна похвалы работа молодых актеров, так ювелирно и точно работающих с куклами. Прежде чем идти на «Икара», перечитайте биографии всех вышеуказанных персонажей, и тогда у вас не сложится впечатление, что вам что-то не досказали или вы что-то пропустили. Хотя... Право режиссера ставить так, как он хочет.
 
СЕРГЕЙ ОМШЕНЕЦКИЙ
ФОТО АВТОРА
 
 
Автор: Сергей Омшенецкий, 30 апреля 2013, в 14:43 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Оскар и Розовая дама
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Оскар и Розовая дама
КУЛЬТУРНЫЕ ВЫХОДНЫЕ. Идем в театр
КУЛЬТУРНЫЕ ВЫХОДНЫЕ. Идем в театр