«АНГЛЕТЕР» - непростой спектакль…
Давно слышал об этой постановке, очень хотел сходить. На АСТВ увидел розыгрыш билета случайно, и хотя фортуна не улыбнулась мне, решил, что это знак и надо идти. И вот в пятничный вечер я пришел в Театр кукол. Кстати, приятно был удивлен, какой волшебный театр стал благодаря иллюминации! Необыкновенной красоты замок и большая хрустальная туфелька. Фотографии, конечно, совсем плохенькие, но что есть. Молодцы, креативно, необычно, сказочно.
Но… отвлекся. Я очень люблю Есенина… Стихотворения многие близки мне (не все, конечно), но больше мне всегда была интересна сама личность поэта, его жизнь и смерть…
Имя Эдуарда Хлысталова – следователя, который вел собственное расследование смерти поэта, - мне, конечно, знакомо. Его воспоминания и взяты за основу создателями этой постановки.
Место действия спектакля – номер в гостинице «Англетер», куда следователь приходит, чтобы восстановить цепочку событий, которые происходили в ту роковую ночь. В ночь смерти Есенина.
На столе – книги, материалы дела, обрывки рукописей (которые, видимо, и правда, не горят). С собой – дипломат с бутылкой водки и черный манекен-Есенин. Следственный эксперимент.
Хлысталов настолько вживается в образ поэта, что читает стихи, хлещет водку, думаю, не хуже самого Есенина, и в итоге, чтобы понять, возможно ли с перебитыми артериями повесится, режет себе вены …
Все остальное, что происходит в номере «Англетера» всего лишь видения истекающего кровью (да к тому же изрядно сдобренного «беленькой») следователя Хлысталова.
Жанр фантасмагории развязал руки режиссеру, позволив нагромоздить спектакль хаосом, сумбуром, даже безумием. Здесь и Пушкин, он же Черный человек (с отголосками Мефистофеля - ведь именно он в спектакле вкладывает в руки следователя опасную бритву), играющий на гитаре, пьющий водку, читающий стихи, как свои, так и чужие…
Здесь и души умерших женщин, которых Пушкин-предводитель отправляет «в гробики», дабы те совсем не запугали гостя. Эти дамы в итоге оказываются Галиной Бениславской, которая застрелилась на могиле поэта, Айседорой Дункан и Софией Толстой (вторая и третья жена поэта, соответственно). Сердца их, по всей видимости, и после их жизни отданы поэту, раз кружат неприкаянные над "Англетером"...
Здесь и цирковое представление, на арене - чекисты, которые терзают Есенина и в итоге отправляют его в геенну огненную…
Честно скажу, не впечатлен спектаклем. Разочарован даже. Хотя тема очень интересна мне, близка, но … не увлекло действие абсолютно. У меня сложилось такое впечатление, что режиссер тему-то выбрал будоражащую, интерес к которой не ослабевает по сей день, жанр тоже необычный, позволяющий безгранично фантазировать, но… не вытянул, что ли…
Какие-то мелочи постоянно выбивались из общего контекста. Следователь почти весь спектакль через чур театрально (хотя, кажется, к этому глупо придираться – театр все-таки) метался по сцене с перерезанными венами (кровь, кстати, на рубашке почему-то была ярко розовая, подчеркивая, «ненастоящесть» что ли всего происходящего).
Черный человек, при всем уважении к игре артиста, тоже был нарочито-навязчив. Он юморил, я бы даже сказал, стебал, но юмор, мной лично, не воспринимался. Пел хорошо, душевно, с надрывом.. С удовольствием аплодировал ему… Но это для меня было как глоток воздуха в спектакле, а дальше я снова в своих ощущениях уходил на дно.…
Понравились дети… удивительно-трогательные… красивые дети! Я так понял, что особые дети. Когда девочка забралась на стул и начала языком жестов читать стихотворение, я замер... Здорово! Уходил со спектакля с одной мыслью: интересно, она Есенина читала?
P.S. Вот такое мнение о спектакле. Сумбурное, конечно... Если спектакль «Нетеперь» заставил думать, чувствовать, мыслить, то этот спектакль прошел абсолютно мимо меня. Это сугубо мое мнение, справедливости ради, есть люди, которым этот спектакль понравился.
P.P.S. Фотографии взял у Театра Кукол. Сам, по-честному, сфотал только занавес
+7-962-125-15-15