"Солнечный удар", 2014

"Солнечный удар", 2014

Всем здравствуйте!

На этот раз захотелось бы написать статью-рецензию о фильме самого незабвенного (в хорошем смысле) и колоритного режиссера РФ  Никиты Сергеевича Михалкова.

Для начала стоит отметить, что идею снять фильм по прозе Ивана Бунина (одноименный рассказ "Солнечный удар" и дневниковые записи "Окаянные дни") Михалков носил в себе целых тридцать семь лет и даже от руки переписывал вышеупомянутые произведение 11 раз, чтобы как можно глубоко прочувствовать глубину мыслей и чувств писателя.

"Солнечный удар" (1925)  - это рассказ буквально на 3 страницах о случайной встрече на корабле помещика-белогвардейца и прекрасной незнакомки. О том как между двумя совершенно незнакомыми людьми вспыхнула искра страсти (или любви) и даже не узнав о друг друге никакой информации они сошли с корабля и уединились в ближайшем постоялом дворе на одну единственную ночь и по утру расстались. Эту внезапную вспышку привязанности (или мимолетной любви) и называют герои "солнечным ударом".

Именно этот рассказ и взят на основу светлых воспоминаний главного героя до революции 1917 года и после Гражданской войны.

"Окаянные дни"  - это художественно-философское произведение, в котором Бунин составляет документирование и осмысление разворачивавшихся в Москве 1918 года и в Одессе 1919 года революционных событий, свидетелем которых он стал. Бунин воспринимал приход к власти коммунистов  великой катастрофой, свидетелем которой он стал.

Это стало основной идеей фильма Михалкова.

Если честно, мне трудно высказать свое мнение по поводу этого фильма, потому что смотреть его просто как фильм мне было невозможно, ну просто невозможно было следить за художественными, операторскими, сюжетными  "косяками" , так как на экране ты видел историю своей страны и больше переживал её в несколько иной плоскости, чем в рамках одного только фильма. Однако, все-таки попробуем абстрагироваться от эмоций и перейти к художественной, а не идеологической ценности этого фильма.

Итак, юг России, 1921 год..

Группа белогвардейцев, сложивших оружие, после разгрома армии Врангеля дожидается отправки в Саратов во временном лагере военнопленных.  Настроения среди пленных в этот период стоят весьма разнообразные. Кто-то покорно срезает погоны, кто-то до конца верен воинской присяге, кто-то исполнен оптимизмом, кого-то терзают воспоминания о былом детстве. Однако главное все же заключается в постоянно повторяемой фразе главного героя : Как это все случилось?

Первая часть фильма погружает в атмосферу побежденной былой России, Михалков  не скупится на обширные виды, что как он говорил, есть мастерство кинохудожника - показать вид таким образом. чтобы каждый зритель усмотрев в нем какие-то детали, прочувствовал что-то свое.

Следом, фильм перетекает в рассказ "Солнечные дни".. Возвращаясь в свои воспоминания сидя в лагере военнопленных один из белых офицеров воспроизводит в своей памяти тот светлый луч былой жизни, прекрасную незнакомку, которая так внезапно, как солнечный удар, поразила его и прошла .

 

.. Сказать честно, один из самых явных недостатков фильма, это его длина. Длится он целых три часа, и терзания молодого офицера с чьей-то женой занимают существенную часть неоправданно растянутого времени.

После просмотра я думала, а о чем собственно фильм? Главная его линия?  Нет, что он задумывался с тем чтобы показать в очередной раз поражение былой царской России и победу большевистской элиты. Но зачем так долго смотреть на эти наивные воспоминания? Ввиду обилия лишних персонажей, история "солнечного удара"-рассказа воспринималась, как отдельный фильм (не по жанру вообще) в фильме. Однако, эта история нужна была только из-за одного только персонажа мальчика Егория, который сыграл колоссальную психологическую роль в финале фильма.  Вот и стоило было растягивать её до такой степени? Хотя картинка очень даже впечатляющая:  красивейшие корабли, их каюты, палубы.. яркие пейзажи.. живые улицы.. смотреть интересно.

К слову сказать, снимались эти эпизоды в Швейцарии.. Не особо патриотично, но ввиду проблемы с поиском у нас на Родине подобных, сколько не пейзажей, столько такого количества красивых судов, Михалков пошел на этот шаг.

Актеры в фильме почти все неизвестные российскому зрителю и как мне кажется Михалков сделал очень правильную вещь не выбрав на главные роли уже засветившихся лиц.

Каждый герой в этом фильме был очень свеж и органичен, каждый из пленных офицеров своими благородными чертами лиц  как нельзя кстати вписывался в картину, даже те кто был в массовке. Особенно впечатлила схожесть актрисы сыгравшую Розу Залкинд-Самойлову-Землячку с её историческим "оригиналом" да и сам психологический портрет был передан, как я считаю, на УРА.

А исполнителю главной роли Помещика, литовскому 28-милетнему актеру Мартиньшу Калите для съемок пришлось быстро поправиться на 20 кг, чтобы отгородиться от образа  еще молодого и "необстрелянного" юнца.

Журнал "ОК", кстати, назвал этого актера новым Бредом Питтом... А по мне он  даже миловиднее своего американского коллеги=)

 

Подводя итог, напишу, фильм смотреть стоит, хотя бы из элементарного любопытства  и расширения кругозора. Равнодушным он Вас не оставит, а согласны Вы или нет с видением режиссера этого эпизода российской истории, дело субъективное.

Трейлер:

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
13 марта 2015, в 14:31 +3
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Проклятие: Начало конца
Проклятие: Начало конца
Билет в кино №34 ЗАКРЫТО!
Билет в кино №34 ЗАКРЫТО!