"Кочегар"
Война – это другое: там «наши» и «враги», а здесь… все наши.
цитата из фильма «Кочегар»
Доброго времени суток и всех с наступившим Новым Годом, друзья!
Несколько недель назад я писала отзыв о фильме "Морфий" Алексея Балабанова. И вот буквально перед каникулами меня посетила мысль, что не все его фильмы я оказывается видела.. Так-с, времени свободного сейчас много, надо пополнять фильмотеку.
Итак, 13-ый фильм А.Балабанова "Кочегар".
Не удивлюсь, что я одна из немногих, кто его не смотрел среди вас, т.к. фильм среди российского зрителя был достаточно на слуху. И особенно, благодаря прочному ярлыку - "фирменная режиссерская чернуха"!
Однако, я из тех кинозрителей, кто не делит фильмы на "чернуху" и "не чернуху", моя классификация намного примитивнее - "тронул фильм за душу или оставил равнодушной".
О фильмах, оставивших меня равнодушной я не пишу, ибо писать особо нечего, а о второй категории пишу, но если только считаю, что данное кино заслуживает бОльшего внимания со стороны зрителей или неоправданно раскритикованного (опять же по моему скромному мнению) общественностью.
Вкратце о героях: Санкт-Петербург, по режиссерской традиции лихие 90-е..
Картина повествует прежде всего о двух приятелях, прошедших Афган, с различной сложившейся судьбой на гражданке.
Один из них, снайпер по кличке "Сержант", продолжает заниматься своим военным ремеслом.. но в мирное время, говоря простым языком, становится бандитом (наемником). Скрябин Иван Матвеевич ("Майор"), же после полученной на войне контузии работает в кочегарке, поддерживает огонь в печи и пишет свою странную рукопись о Хайлахе на древней печатной машинке.
Периодически, пользуясь своим старым знакомством, "Сержант" с "коллегами" привозит в кочегарку тела убиенных им людей и цинично сжигает, объясняя тем временем своему приятелю, указывая пальцем на мешки, запихиваемые в печь - « Смотри, майор, тот первый - бизнесмен.. двух друзей заказал, исполнителя взяли — а тот откупился… Ну как я мог мимо пройти. А тот второй, как твой Хайлах, людей за деньги резал, с..ка. У него все менты купленные были». На что "Майор" отвечал: "Хорошее ты дело делаешь... а я вот тут второй год в кочегарке книжку пишу.."
Также у наших главных героев есть дочери, по воли судьбы, ставшие совладелицами бизнеса "Меха Якутии". Генератором идеи была Александра, дочь "Майора", а Мария, благодаря отцу (вышеупомянутому "Сержанту"), спонсировала затею.
Отдельно еще можно выделить одного персонажа, это молчаливый напарник, по "грязному бизнесу" "Сержанта" с кличкой "Бизон", и в принципе, зрителю будет ясно и понятно почему он так назван. Примечательно то, именно этот персонаж, сказавший за фильм 2 или три предложения, и приведет к трагичному финалу фильма.
Так как вся соль в этом фильме не в героях (это заметно по тому, что некоторым даже имен автор не дал, да и вообще получились они весьма стереотипными), а в ситуации , сюжет раскрывать не смотревшим этот фильм не буду.
Впечатление о самой картине.
Откровенно если, показанные взаимоотношения людей и в принципе весь фон фильма, в виде обшарпанных тусклых питерских улиц, серой и мрачной кочегарки - отвратительны ( в рамках картины).
Бандит, прикрывающий свои преступные дела под благим намерением.. Дочь, в шикарных мехах, тянущая из отца-кочегара последние деньги.. Бизнесмен, что не нашел лучшего выхода решить свои рабочие дела, кроме того как убрать конкурента физическим способом... И все, почти все персонажи такие, вызывающие одно чувство - омерзения. Все кроме одного, молчаливого контуженного якута Скрябина Ивана Матвеевича, пишущего на древней печатной машинке рукопись о "Хайлахе", что означает "Бандит" (по прочитанным ранее рассказам Вацлава Серошевского о якутском народе).
- Дядя кочегар, а можно мы с Верой посмотрим на огонь?
- А.. Лена. Здравствуйте. Проходите пожалуйста. А это кто?
- Это Вера, папа у нее полковник-летчик... Дядя кочегар, а расскажи нам с Верой про плохих людей?
-Плохих людей много, дочки, я вот рассказывал тебе Лена, про русского разбойника, который обижал якутов. Я, вот про него книгу и пишу. Не про него, а про якутов у которого он жил.
- Вера, дядя кочегар - якут, герой Советского Союза.
- До революции убийц и бандитов поселили каторги селили к якутам. Которых считали малым народом и которые должны были кормить и содержать каторжников, этих людей звали хайлахи. Этот человек презирал якутский народ, обижал хозяина издевался над его женой, презирал князя, который его боялся..
Очень противны в этом фильме сексуальные сцены, они показаны в высшей степени эстетически неприглядно и обыденно правдоподобно. Это тебе не "9 с половиной недель" с Ким Бессинджер..
Трупы холодно и цинично запихиваемые бандитами в печь, можно даже рассматривать не как обескураживающий эпизод фильма, а как фон, своеобразные "декорации".
Герои, повторюсь, играют стереотипные роли. Эта ироничная стереотипность схожа с героями фильма "Жмурки". Ни один герой не ни вызывал восхищения или жалости (кроме этого пресловутого якута), до того они были нелицеприятные, что от души хотелось для них самой жестокой кары.. в духе фильма "Пила").
Спросите вы, ну и правильно говорили, что "чернуха" и что это я буду это смотреть?
А смотреть надо по той простой причине, что это фильм-метафора, где примитивизм внешний, в виде "топорных героев" и незамысловатого сюжета дает ощутить буквально всем своим естеством всю безнадёгу бытия не кинематографического.
Объясню как.. Посторонние детали, нагромождение фильма ненужными персонажами, каких-то неуместных взаимоотношений не дадут проникнуться четкой затеей фильма, а фильм этот о бандитском произволе конца 90-х. Здесь всё четко, если бандит, то типичный бандит, без розовых соплей, слюней и излишних душевных терзаний, циничный, жадный на деньги, беспринципный .. Если это контуженный пожилой солдат, то он уже слабо ориентируется в жизни реальной, становится наивным по детски, которого эксплуатируют все кому не лень, он видит только кочегарку, печатную машинку с начатым рассказом о хайлахе и красавицу-дочь, единственную, кто связывает его с этим миром.
Всё.. Или так или этак! Очень жизненно и без приукрас.
Теперь о "ощутить безнадегу бытия". Зачем? Мы итак все знаем, новости читаем! Да в том то и дело, что знаем, но в последнее время разучились чувствовать. Сочувствовать можем, а вот чувствовать... до сжатия сердца, до слез? Беспристрасным голосом с телеканалов нам каждый день говорят о войнах в мире, о погибших детях, о убийствах, изнасилованиях и мы так уже очерствели от этого ровного дикторского голоса или сухих заметках в газетах и интернете, что не можем понять насколько больно наше общество.. в некоторой своей массе. И Балабанов, как сам участник боевых действий в Афганистане об этом знает. Все его картины пропитаны этим желанием донести до людей, как со стороны выглядят те, кого зачастую современные масс медиа прославляют и чуть ли не делают фольклорными персонажами с положительными "оттенками" личности.
Цель картины не показать этот весь треш и мерзость, чтобы зрителю покривиться и поплеваться.
Истинная цель картины - почувствовать.. А почувствовать у Вас наверняка получится , благодаря таланту режиссера, что из банального сюжета смог сделать целую притчу, невероятно эмоциональную и обескураживающую своей откровенностью. Это фильм невероятно сильный и достойный. Подтверждение тому ряд кинонаград, о которых, если интересуетесь, вы можете почитать в Интернете.
Отмечу еще тот момент, что особую атмосферу фильму несомненно придали саундтреки от гитариста-виртуоза ДиДюЛи, что играют чуть ли не на протяжении всего фильма.
Смотреть советую, но не всем.. детям до 16 лет, впечатлительным людям, любителям романтичных французских драм, а также идеалистам от просмотра лучше отказаться.
P.S. Обсуждение фильма есть в архивах передачи "Закрытый показ"
+7-962-125-15-15
У меня нет восторгов по поводу Брата, что первого, что второго. Жмурки (кстати, вот где фольклорные бандиты))) мне кажутся какой-то подделкой. Я понимаю, что Балабанов был уникален и очень талантлив (не скажу гениален) и раньше старалась смотреть его фильмы, но даже относительно светлая "Мне не больно" меня не тронула. А уж последние его работы... Я никогда не буду смотреть ни Кочегара, ни Груз 200. Соглашусь с вами в том, что Балабанов может вывернуть кишки наружу и дать прочувствовать все, что хочет сказать, но я не хочу чувствовать мерзость бытия. То, что изображает он - не мой мир. Я тоже жила в эпоху бандитов и в классе мы бывало обсуждали, кого нашли убитым на перевале. Но тем не менее, это не моя жизнь. Моя была наполнена другими мыслями , эмоциями и идеями. Ему как художнику было интересно препарировать ужасы, но я не хочу это смотреть. Мой мир - мир Уэса Андерсона)))