Миссионеры

Миссионеры

  Для себя я открыл  слово миссионеры лет десять назад, когда проводил лето на Аляске. До тех пор значение его было для меня намного уже. Воспитанный на примерах "подвигов Колумбов российских" ,будучи в восторге (как любой русский человек) от приключений героев "Юнона" и "Авось" в Русской Америке, я был уверен, что на Аляске чтят память именно о них, о Баранове и Шелехове, Лисянском и Резанове, Врангеле и Тихменеве,  о промышленниках и охотниках... Открытием стало для меня, что жители Аляски (до сих пор православного штата) в контексте русской культуры и истории вспоминают валаамских монахов Св.Германа, Свм. Ювеналия, Св. Иннокентия (Московского). В музеях штата до сих пор с почтением экспонируются азбука, составленная миссионерами Кодьякской православной миссии, орудия труда и предметы обуви и одежды, сработанные Св. Иннокентием (Вениаминовым), хорошо известном сахалинцам...

                                             

Новый Валаам, Аляска, бухта Монаха


https://astv.ru/club/blog/hochu-skazat/RJyvIkHAF0yaGBGEs0KU1w

 Путешествие этого года по Хоккайдо вновь вернуло меня к теме миссионеров. Речь пойдет не о религии, а о великих миссионерах РПЦ  прошлого, которые в силу своих человеческих качеств смогли послужить России, как никто другой.  

 1 августа(по старому стилю) 1836 года родился будущий равноапостольный Св. Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин 1836-1912).

Равноапостольными православная церковь называет, например, Марию Магдалину, Кирилла и Мефодия, князя Владимира и его мать княгиню Ольгу, крестивших Русь... На самом деле список очень короток. Представьте себе, если бы нога, хотя бы одного из перечисленных единожды касалась сахалинской земли? Наш край, как минимум стал бы местом мирового паломничества...

  17 июня 1861 года в посту Кусунайский (п. Ильинский) произошло небольшое, но довольно примечательное событие.

    В этот день в Кусунай зашел пароход «Америка» с грузом продовольствия: муки, крупы, соли и т. п. И вдруг выяснилось, что на пароходе находится священник — иеромонах Николай. Его тут же пригласили съехать на берег «для освещения поста и отслужения панихид», что и было соверше­но в торжественной обстановке при участии всей команды. Запись об этом событии имеется в специальном журнале метеорологических наблюдений, в разделе «случаи», который, следуя флотской традиции, вел начальник поста Петр Иванович Маргасов.

     В миру Касаткин Иван Дмитриевич, равноапостольный Николай Японский родился 1 августа 1836 года в селе Береза Вельского района Смоленской губернии в семье сельского диакона. Ребенка назвали в честь славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня.

Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Вельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и был на казенный счет отправлен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где учился до 1860 года.

          

Здание русского консульства в Хакодатэ

В этом году Иван заметил объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию на роль настоятеля церкви при недавно открытом русском консульстве в г. Хакодатэ и в тот же день во время всенощной он вдруг решил что должен принять монашество и ехать в Японию. Ректор академии, епископ Нектарий (Надеждин), благословил его порыв и 23 июня 1860 года юношу постригли в монашество с именем Николая, а 30 июня он был рукоположен в иеромонаха.

Зиму 1860-1861 года иеромонах Николай провел в Николаевске-на-Амуре где он встретился со святителем Иннокентием (Вениаминовым), просветителем Сибири и Аляски, который благословил его и посоветовал вплотную заняться изучением японского языка. Видя бедную рясу иеромонаха, святитель купил хороший бархат и сам выкроил рясу отцу Николаю, а также возложил на него свой наградной наперсный крест.

Вы можете себе представить сегодня, как епископ СОБСТВЕННОРУЧНО кроит и шьет рясу молодому иеромонаху?

                             

Свт. Иннокентий (Вениаминов)1797-1879

2 июля 1861 года иеромонах Николай прибыл в японский порт Хакодатэ. В условиях гражданской войны, нападений на иностранцев и строгого запрета на христинство, молодой проповедник взялся за усердное изучение японских языка, истории, культуры и религий – буддизма, синтоизма и конфуцианства, добившись через восемь лет замечательной эрудиции даже по японским меркам.

Воскресенская церковь в г.Хакодатэ

Первым японцем обращенным в православие иеромонахом Николаем стал Такума Савабэ, бывший самурай, синтоистский жрец и превосходный фехтовальщик, принявший крещение вместе с двумя друзьями и в апреле 1868 года. Так как в том же году совершилась Реставрация Мэйдзи повернувшая Японию на путь реформ ориентированных на европейские модели появились надежды расширить проповедь и иеромонах Николай отправился в Россию в 1869 году испросить разрешение Святейшего Синода открыть в Японии русскую духовную миссию. В 1870 году император Александр II высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении Японской духовной миссии в ведении Камчатского епископата под началом Николая, возведенного в сан архимандрита. 

           

  Вы, наверняка, читали, как сложно проходили первые дипломатические контакты между Россией и Японией. Достаточно вспомнить неудачную миссию того же Резанова Н.П.  На долю миссионера о.Николая выпадали испытания, от которых зависело состояние отношений между странами.

В мае 1891 совершилось покушение на цесаревича Николая Александровича во время его пребывания в Японии, но личное заступничество епископа Николая сыграло важную роль в предотвращении русско-японского столкновения. Когда Русско-Японская Война 1904-1905 года все-таки разразилась, епископ Николай, единственный из русских подданных, остался со своей паствой в Японии и организовал заботу о русских военнопленных, чье общее число достигало 73 тысяч.

Деятельность епископа Николая во время войны была высоко оценена и в Японии и в России. Император Николай II наградил святителя орденом св. Александра Невского, а 24 марта 1906 года Святейший Синод возвел его в сан архиепископа Токийского и всея Японии. В Японии же он стал известен всей стране и почитаем многими как святой.

Николай Японский со своими семинаристами. Третий слева в третьем ряду Василий Ощепков

https://astv.ru/club/blog/hochu-skazat/npVKlqK-pE68PTQVZwlZAA

  Не могу не сказать и о духовной семинарии в Токио, созданной отцом Николаем. В ней получили путевку в интересную жизнь десятки российских детей Дальнего Востока. Одним из них был наш знаменитый земляк создатель самбо Василий Ощепков. А вообще сахалинцев из семинаристов я уже насчитал четверых...

Сегодня о жизни Николая Японского издано немало книг, опубликованы и его воспоминания. Я бы предложил  тем, кто собирается путешествовать в Японию или просто понять менталитет нации, ознакомиться с этими публикациями. Нигде более ясно я не читал об облике японцев и их внутреннем мире...

  

 Накануне дня рождения выдающегося миссионера я хочу Вам предложить несколько строк о нём Дмитрия Позднеева, основателя школы японоведения и преподавателя Владивостокского университета, современника Николая Японского:

"Я познакомился с архиепископом Николаем в начале декабря 1905 года. Жил он в двух маленьких комнатах, из которых одна, 5 x 5 аршин, служила приемною, а другая, пожалуй, 7 x 5 аршин, была его кабинетом и спальней… Длинный письменный стол, узенькая твердая железная кровать, несколько шкафов с книгами и делами, этажерка с разного рода словарями — вот и вся обстановка архиепископского помещения. После службы в воскресенье маленькая приемная обыкновенно наполнялась народом: кучею японских детей и приезжими из провинции японцами, которым служивший у архиепископа японец Иван-сан приносил чаю, а сам владыка доставал из кабинета традиционную коробку бисквитов, которая обязательно опустошалась вся, – если что и оставалось, то рассовывалось преосвященным в широкие рукава кимоно японских детей. Архиепископ сам накладывал каждому по четыре – пять кусков сахара на стакан. Христиане приносили архиепископу Николаю подарки. Это был или горшок только что зацветшего в сезоне карликового дерева сливы, или букет ландышей с Хоккайдо, или еще какие-либо цветы, или редкая, своего улова, рыба, или сушеные фрукты, или японские сласти. Все эти подарки, кроме цветов, остававшихся украшать приемную, неизменно передавались Иван-сану для отсылки какой-нибудь японской семье, причем преимущественно отдавалось тем, где было много детей.

В течение пятилетнего пребывания в Токио я имел возможность постоянно наблюдать отношения архиепископа к японцам, и его манера обращения с ними вызывала всегда истинное изумление. Прежде всего, отличительною его чертою была общедоступность. В назначенные часы его мог видеть положительно всякий, и всякий мог черпать из его опыта и жизнерадостного отношения ко всему окружающему полною горстью энергию и силы. Приходит к нему кто-либо со скорбями и тяжелыми впечатлениями. «Ну, садитесь, – скажет он, – давайте горшки бить». «Горшками» называл владыка все жизненные тяготы, и он со строгой последовательностью требовал рассказа о них, и под его светлым взглядом на жизнь, под его ободряющими практическими указаниями все «горшки» разлетались вдребезги. Человек уходил бодрым, с жизнерадостным настроением, с шутливым отношением к тем затруднениям, которые полчаса назад казались ему непреодолимыми.

В Воскресенском соборе 2015 год. Хакодатэ.

Японцев архиепископ Николай знал удивительно и ценил в них больше всего преданность императорскому дому и родине. «Вы можете говорить с японцем обо всем, – поучал он новоприбывших, – но никогда не позволяйте себе ни малейшей доли иронического отношения ни к верховной власти, ни к патриотическим чувствам, иначе вы навсегда утратите уважение всякого истинного японца. Здесь не знают и не понимают того космополитизма, которым сплошь и рядом заражены европейцы и русские. Любовь к микадо и к отечеству составляет сущность японца, и он требует таких же чувств и отношения к родине от всякого порядочного человека без различия национальности».

Далее симпатии владыки клонились к постоянно серьезному отношению к жизни, которое развивается в Японии во всяком человеке с детства. «Прочитайте самые начальные школьные пособия Японии, и вы увидите, что содержание статей в них чрезвычайно серьезное. Самые суровые жизненные истины внушаются детям с раннего возраста, и оттого они так дисциплинированы. Те детские шалости, которые в наших школах считаются совершенно обычными и на которые у нас почти не обращают внимания, здесь считаются совершенно недопустимыми». «Посмотрите на школьные скамьи и столы, – говорил он лицам, посещавшим его семинарию и женское училище. – Этой мебели десять лет, а вы не найдете на столах пятнышка, не говоря уже об обычных у нас порезах перочинным ножом, надписях и прочем».

Экспансивность японцев находила у архиепископа Николая снисходительное к себе отношение. «У всякого народа, как и у человека, имеются свои слабости, и у японцев, может быть, самою большею слабостью является их воспламеняемость. Когда японец чем-либо увлечется, он уже не знает пределов своему увлечению, и в таком случае ему прежде всего нужно высказаться. Он будет говорить, говорить, пока не устанет, и только тогда с ним нужно вступить в рассуждения».

«Дело Церкви святое, – говорил владыка, – здесь нет ни секретов, ни тайн. Всякий может говорить, но лишь так, чтобы слово не расходилось с делом».

 

Дмитрий Позднеев

 

На празднике православного храма г.Хакодатэ

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 27 июля 2015, в 15:26 +12
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Миссионеры-2
Миссионеры-2
Самое выдающееся произведение последнего времени
Самое выдающееся произведение последнего времени