Поход вокруг мыса Анива:семеро смелых на четырех лодках.

 
 
История этого путешествия начинается в 2019 году. После посещения на одной лодке мыса Терпения экипажем из двух человек - Сорока Максимом и Мячиным Евгением было принято решение создать клуб рыболовов и путешественников «Sakhalin fishing and travel» для объединения людей и для совместных путешествий по Сахалину и вокруг него.
 
 
Первое коллективное путешествие клуба прошло с 12 по 14 июня 2020 года с маршрутом от речки Урюм до мыса Крильон и обратно в составе трех экипажей. Рассказ о путешествии на мыс Крильон вы можете прочитать по ссылке на сайте АСТВ: https://astv.ru/news/society/2020-06-25-puteshestvenniki-rybolovy-oboshli-pyat-mysov-za-neskol-ko-dnej, а также посмотреть сюжет о путешествии на сайте www.youtu.be/D2VgMCvtZ94.
 
После выхода сюжета на телеканале АСТВ несколько человек вступило к нам в клуб. Один самый активный высказал желание пойти с нами в поход от мыса Свободного до мыса Анива и далее до поселка Новиково, зовут его Колупаев Игорь. Игорь позвонил мне, и мы встретились. Он очень хотел пойти с нами в поход, но был без напарника и без опыта таких путешествий. Я поставил ему задачу в ближайшие выходные совершить однодневный одиночный поход на 60-70 километров. Он справился с поставленной задачей, проделав путь от реки Лютога до реки Урюм и обратно, протяженностью маршрута в 70 километров. После мы созвонились, и он сказал, что страшно не было и он готов идти в поход вокруг мыса Анива протяженностью порядка 200 километров. 
 
К 01 июля 2020 года была определена дата начала похода - на 15 июля 2020 со стартом от мыса Свободного на рассвете. Продолжительность путешествия по плану должна была быть 3-4 дня. Началась активная подготовка лодок к предстоящему путешествию и определение состава команды.
Принять участие в походе решили следующие экипажи:
Экипаж №1: Лодка Баджер 390 - Лазарев Антон и Сорока Максим – руководитель клуба.
Экипаж №2: Риб 440 - Мячин Евгений и Комышев Юрий Васильевич;
Экипаж №3: Лодка Баджер 370 - Гуреев Денис и Валько Евгений;
Экипаж №4: Лодка Флагман 380 - Колупаев Игорь. 
Путешествие началось 15 июля 2020 года. В 6 утра все экипажи выехали из города Южно-Сахалинска к устью озера Айруп, которое располагается рядом с мысом Свободный. Обход этого мыса у меня вызывал сильное волнение, так как на большом расстоянии от берега там выходят подводные скалы и проходит очень сильное подводное течение. Выходя из залива Мордвинова и огибая мыс Свободный, мы столкнулись с волнами до 1 метра, которые шли друг за другом на очень близком расстоянии, что вызывало большие трудности у экипажа №3. Их лодка была самая маленькая в походе  размером 370 см и мотором 25 сил. За счет мощного мотора лодка спокойно шла по воде, но на волнах их экипаж испытывал большой дискомфорт от прыгания по волнам с опасным креном на корме по причине большой загруженности лодки. Через 15 минут после отхода, видя их трудности, я вызвал экипаж №3 по рации и сказал, что вес распределен по лодке неверно и нужно срочно часть вещей переместить в нос лодки. Остальные экипажи двигались в штатном режиме. Новый член нашего клуба Игорь оказался очень смелым и интересным человеком, а также видео оператором, который снимал наше путешествие на камеру, за что ему огромное спасибо. 
После обхода мыса Свободный пасмурная погода переменилась на безветренную и солнечную. Оставшаяся часть пути в 50 километров до озера Птичьего прошла спокойно и приятно по идеальному гладкому морю похожему на зеркало, в котором отражалось все величие скал и горных массивов Тоннино-Анивского хребта.
 
Зеленые краски яркой и разнообразной растительности вперемешку со скалами и каменными осыпями просто потрясло нас. Возникало ощущение абсолютно дикого края  недоступного для людей, и поэтому сохранившего первозданную красоту и девственную природу. На пути от мыса Свободного до озера Птичьего нам встретилось 2-3 небольших стана и несколько коротких неводов, которые мы обходили морем. На первом же неводе ненадолго повисла одна из наших лодок, поэтому все остальные неводы мы обходили только морем.
На пути к озеру Птичьему у нас была запланирована небольшая остановка у мыса Птичьего (в народе мыс Великан) для фотографирования.  Вид с воды просто невозможно описать словами: это высокие горы, покрытие зеленым ковром, голубое небо и скалы, уходящие в море, изумрудного цвета вода без малейшего волнения и сотни белоснежных чаек, сидевших на мысе и берегу моря высматривающих, когда придет горбуша. Порядка 20 минут все экипажи снимали фото и видео, пытаясь хоть чуть-чуть запечатлеть красоту сахалинской природы. Нам оставалось порядка 30 километров до озера Птичьего – места нашей первой ночевки. Красоты Сахалина и его разнообразная фауна радовали глаз. Недалеко от озера Птичьего в море собралось огромное количество разных птиц, которые сидели группами, но очень близко друг к другу. Несмотря  на шум моторов, птицы не спешили улетать и подпустили нас на расстоянии 40-50 метров и только после этого на «бреющем полете» летели вдоль моря чуть касаясь лапами воды. Это зрелище вызвало бурю эмоций и восхищения. 
 
Рядом с устьем озера Птичьего наш экипаж №3 увидел лодку, дрейфующую в море с 2 людьми, и решил подойти к ним и спросить как дела. Оказалось, что они вышли в море на рыбалку и у них заглох мотор, и заново не заводился, а подводное течение подхватило лодку и утаскивало в море. Но члены экипажа № 3 - Евгений и Денис привязали их веревкой и отбуксировали к берегу. Так наше путешествие помогло двум незнакомцам не уплыть в море на дрейфующей лодке.
 
Первая часть нашего путешествия прошла очень спокойно и безмятежно, прошли около 70 километров за день. Разбили лагерь и пошли на рыбалку: кто за морским окунем, кто за камбалой, я поплыл на лодке на кунжой. Ужин у нас был очень разнообразным: мы приготовили плов и жареную рыбу, так как всем экипажи удачно порыбачили. 
Легли спать за полночь, делясь рассказами о прошлых путешествиях и планируя новые. Ложиться спать не торопились, потому что второй день предполагал небольшой переход в 30-40 километров и должен был стать днем отдыха, но было все иначе.
Второй день стал очень трудным и богатым на события.
При выходе из озера Птичьего задул очень сильный северо-восточный ветер, который быстро разогнал волны на море до 2 метров. И основной вопрос, который всех волновал, заключался в следующем: как выйти на берег и вытащить лодки при такой большой волне и мощном накате. Огибая мыс Менапуцы, нам пришлось идти в лоб на высокую и частую волну, все экипажи прыгали по волнам, особым зрелищем было наблюдать за экипажем №3 с их взлетами и падениями. После нам открылась панорама на любимое место отдыха сахалинцев – мыс Евстафия. Вид на мыс с воды очень отличается от вида с берега, более интересной и красивой панорамой на сам мыс. Далее мы шли вдоль волн, и это было чуть легче. Через час ветер немного стих, но волны у берега оставались высокими и опасными для нас. 
Дойдя до реки Горбуша, наш экипаж №1 осмотрел выход на берег и небольшую бухту, которая была закрыта от волн подводными скалами, было принято решение в случае чрезвычайной ситуации возвращаться обратно сюда для второй ночевки. Море понемногу успокаивалось, и было принято решение идти дальше до реки Чайка, которая находится в 11 километрах южнее.
Когда все экипажи дошли до реки Чайка, каждый решил осмотреть местность с воды и немного порыбачить. Экипаж №3 передал по рации, что волны возле берега есть, но оценить их опасность не решился, и я как руководитель путешествия решил подойти на лодке поближе к берегу и оценить возможность выхода на сушу. И тут спокойный день перестал им быть!
На расстоянии 30 метров от берега внезапно на моторе пропал газ, и мы остановились. Как выяснили позже, на телескопическом удлинителе румпеля слетела ручка с места крепления. Я сразу же включил заднюю скорость, но совершенная мной ошибка привела к тому, что набегавшая волна еще ближе нас подтащила к берегу, и когда оставалось 10-15 метров до берега, я включил переднюю передачу и стал отворачивать лодку от берега, но повернув ее боком к волне, нас подхватывает огромная волна и начинает поднимать и переворачивать, но мы остались на плаву. Волны шли высокие, одна за другой, с интервалом 2-3 секунды. Единственное решение, которое я принял после первой волны, которая нас накрыла водой с ног до головы и, чувствуя, что сейчас обрушится еще одна, на полном газе, на гребне волны мы вылетели на берег. Ситуация была критическая. Первая волна заполнила лодку водой, и каждая последующая заливала еще воды. Оказавшись на берегу, мы очень быстро с Антоном развернули лодку носом на волну, так как спереди стоял носовой тент, который немного защищал нас от воды, а мотор развернули к берегу. Наш лодка перевозила очень много груза, топлива и продуктов, поэтому нам стоило очень больших усилий хоть чуть-чуть подтащить ее ближе к берегу, но сильная волна мешала нам это сделать, постоянно заливая лодку. Я начал немного паниковать и звать на помощь. Мы сразу стали разгружать лодку, снимая с нее все, что можно было, чтобы максимально ее облегчить и вытащить из воды. На это у нас ушло много времени, лодку постоянно стаскивали в море и разворачивало боком, поэтому приходилось ее держать. Когда вещи, продукты и мотор с бензином были сняты с лодки, мы начали вычерпывать из нее воду: я ведром, а Антон обычным пакетом, а также открыл обратный клапан в лодке, чтобы с нее стекала вода. Через 40-50 минут нам удалось вытащить лодку полностью на берег, и ситуация из критической перешла в разряд незапланированной. Первой волной залило нас и лодку водой и был утоплен навигатор и рация, которые лежали в куртке в защищенном кармане, однако вторая волна окатила нас сильно, что за 1 секунду мокрое было все!
Остальные экипажи подходили к берегу. Это было очень опасно. Когда экипаж №3 решил у нас узнать подробности внезапной остановки, их чуть не перевернула волна,  и только правильные действия Дениса сохранили лодку на плаву. Когда они отходили от берега вода переливалась у них через транец!
 Было принято единственно верное решение - тремя экипажами вернуться обратно на реку Горбуша и утром опять прийти к нам на помощь. Этот вариант я обсуждал с ребятами на случай экстренной ситуации, и вот она наступила.
В это время на берегу мы разожгли костер, чтобы согреться и просушить мокрые вещи, которые намокли больше не от морской воды, а от пота, потому что наша лодка весила 400 килограмм, поэтому вытащить лодку на берег нам стоило огромных усилий. Как результат я сорвал спину так, что трудно было даже просто нагнуться, не говоря уже о любой работе по лагерю. В этой ситуации мой напарник Антон проявил себя как настоящий морской волк, вел себя крайне спокойно и сдержанно, не поддаваясь панике внимательно слушал все мои указания, что и как нужно делать, хотя это его первое морское путешествие! За что ему огромное спасибо я говорил весь день. Через полтора часа у нас стоял лагерь, горел костер, был приготовлен омлет с колбасой и салом, а погода была теплая и солнечная, поэтому перспектива провести ночь вдвоём, на берегу моря была не столь печальной. 
День третий. Наш подъем состоялся в 5 утра, мы специально поставили палатку таким образом, чтобы окно выходило на море, и было видно лодку и накат на море. Утром море успокоилось поэтому, мы спешили со сборами, чтобы безопасно выйти в море. В 8-30 все вещи были упакованы, лодка стояла на берегу, и мы выжидали удачного момента, чтобы отойти от берега на веслах. Нас сильно накрыло одной волной, но адреналин, поступавший ко мне в кровь, придавал огромные силы, и я молотил веслами от берега как мог. Только через 40-50 метров, где уже не было больших волн мы стали пробовать заводить мотор, который был весь в песке после удара о берег, мы больше его не заводили. У нас были опасения, что он быстро не заведется, поэтому и решили от берега отгребать именно на веслах. Так и случилось: мотор завелся только через 1-2 минуты после активных и энергичных рывков стартера. На часах было 8-30, мы тихо покачивались на волнах и ждали остальные экипажи, смотря на великолепный пейзаж. Вчера Евгений Мячин и Юрий Васильевич очень громко кричали нам, что они будут отплывать в 7-30 утра к нам, поэтому мы и торопились собраться вовремя. Однако они опаздывали и пришли только к 9-00. Все экипажи снова объединились, погода была просто отличная, а спокойное море придавало нам сил и уверенности.
Впереди нас ждал неизведанный путь в 60-70 километров. С посещение мыса Анива. На подходе к маяку мы увидели просто потрясающую бухту с белым морским песком, двумя водопадами, каменными арками и горами, напоминающие зубы акулы или «Дракона». Всю эту красоту мы запечатлении на память.  
В 10-30 мы уже были на маяке Анива и были там совершенно одни. На скале располагается маяк и гнезда десятков чаек, однако через минуты 20 начали приходить лодки с туристами. Мы спокойно осмотрели маяк, шестеро смелых забрались на самый верх, я же остался страховать лодки у воды. Пятеро из нашего состава были на маяке впервые поэтому восхищение и удивление от маяка на скале было не передаваемым. После мы решили не спешить идти в поселок Новиково, а час посветить морской рыбалке. 
 
Через час все экипажи отправили в дальнейший путь к мысу Мраморный (Белый камень), место предполагаемой стоянки и обеда. Вид с моря на мыс просто поражает воображение и сильно отличается от всего окружающего его пейзажа. Описать словами очень трудно, а еще труднее представить, как среди темных скал образовался такой удивительный и белоснежный мыс.
Приготовив вкусный обед наш главный повар Евгений Мячин предложил остаться на ночлег в такой красивой бухте. До конца пути оставалось порядка 15-20 километров, поэтому спешить уже не стоило, работала сотовая связь, да и прогноз погоды был благоприятный. С ночевкой решили остаться два экипажа, остальным нужно было идти в поселок Новиково, потому что уже приехали машины с прицепами, чтобы забрать лодки.
И тут началась самая трудная часть пути для экипажа №1. Мы пошли первые, и через 20 минут за нами пошел экипаж №3, остальные экипажи остались на ночевку.
Отойдя от места лагеря на 2-3 километра, я обнаружил, что мотор сильно нагрелся и охлаждение поступает недостаточно, сотовая связь не работала, а дальности рации тоже не хватало, чтобы сообщить о проблеме остальным экипажам. Мы направились на малом ходу к берегу, на котором мы увидели автомобиль. Подойдя к берегу, мы осмотрели мотор и поняли, что система охлаждения работает неправильно и морской воды поступает недостаточно для охлаждения мотора. Мимо нас проезжал автомобиль, который мы остановили и попросили помощи, нам любезно дали позвонить по сим-карте Мегафона, потому что МТС там не работал. За что им огромное спасибо. 
Мы сообщали экипажу № 3, что нам нужна помощь, и они сразу же пошли к нам. Когда они подошли к нам мы привязали нашу лодку к их лодке и остаток пути провели на тросе. Нас дотащили до заставы Южная и помогли затащить лодку на берег, а они оправились в поселок Новиково, где их ждали жены и дети. Мы остались с Антоном на берегу, и еще 4 часа у нас ушло, чтобы дождаться моего отца на машине и закрепить лодку на прицепе. Путь в 10 километров для автомобиля от поселка Новиково до нас дался отцу очень тяжело. За последние 500 метров он бросил прицеп и приехал к нам уже без него, потому что ему было трудно проехать к нам с прицепом по сложной дороге и песку. Я в свою очередь видя, что отца долго нет, остановил проезжающую мимо машину и попросил помощи. Так как чувствовал, что отец мог застрять на узкой дороге с прицепом. Так и случилось. 
Вскоре я увидел машину отца и пересел к нему. Мы поехали грузить все вещи в машину, а после поехали доставать прицеп. Затем мы вернулись уже с прицепом к лодке.   К 20-00 все вещи были загружены, лодка упакована на прицеп. Мы отправились в обратный путь, но я сильно переживал за два песчаных участка дороги, протяженностью более 1500 метров. Песок в этой местности рыхлый, и машина шла тяжело. Шансы застрять были большие, однако мы проехали, получив незначительные повреждения автомобиля и прицепа. К 22-30 мы были уже дома. Остальные экипажи вернулись домой на следующий день в штатном режиме.
Хотелось бы отметить очень доброе и хорошее отношение пограничников к нам и выразить благодарность за подробное и четкое инструктирование. Также хотелось бы высказать слова благодарности руководству Федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за постоянную помощь и поддержку наших путешествий, за предоставление информации о погоде, приливах и отливах. Также хотелось бы выразить слова благодарности Илье Жакису за предоставление спутникового телефона для связи с погранслужбой г. Корсакова дважды в день (утром и вечером). Без помощи этих людей наше очередное путешествие могло и не состояться.
Весь наш маршрут составил около 200 километров вдоль берега моря. На протяжении всего путешествия мы делали фотографии и снимали небольшие видео, чтобы читатели могли хоть чуть-чуть представить, какие красоты мы увидели на протяжении трех дней путешествия. 
 Всем, кому интересны подобные путешествия, звоните по телефону 25-06-75. Поможем и подскажем! Следующее наше путешествие мы планируем на 01 августа 2020 года - мы выезжаем на север, в поселок Некрасовка, для путешествия на мыс Марии и мыс Елизаветы.
Автор: Сорока Максим - руководитель Сахалинского клуба рыболовов и
     путешественников «Sakhalin fishing and travel».
Автор: Светлана Негматулина, 26 июля 2020, в 16:51 +5
Комментарии
Написано 26 июля 2020, в 20:47
Спасибо авторам, написавшему о данном путешествие и выложившему блог "Поход вокруг мыса Анива: семеро смелых на четырёх лодках."!


С большим удовольствием прочла. Написано интересно, захватывающе. Читается легко.
Фото!
+4
Online
Написано 29 июля 2020, в 14:12
putishestvie, Автор Максим Сорока. Он обещал самостоятельно вести блог и следующую статью о путешествии опубликовать по возвращению из очередного путешествия.
+2
Написано 28 июля 2020, в 16:54
Путешествие для настоящих мужчин! Очень здорово, продолжайте в том же духе!
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Ложка дёгтя в бочке дёгтя
Ложка дёгтя в бочке дёгтя
Престольный праздник в монастыре
Престольный праздник в монастыре