Великие женщины Великой страны. Зоя Космодемьянская. Ее Подвиг вдохновил миллионы!

Великие женщины Великой страны. Зоя Космодемьянская. Ее Подвиг вдохновил миллионы!

Зоя Анатольевна Космодемьянская, красноармеец диверсионно-разведывательной группы войсковой части N9903 штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны (посмертно).  Ее подвиг вдохновил на борьбу с нацизмом миллионы советских граждан.

Зоя  Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай, Тамбовской губернии ныне Гавриловского района Тамбовской области, в семье учителей Анатолия Петровича и Любови Тимофеевны (в девичестве Чуриковой) Космодемьянских. Анатолий был выходцем из духовного сословия и его фамилия (на языке богослужения она писалась как «Козьмодемьянский») происходит, как большинство священнических фамилий, от названия церкви (святых Космы и Дамиана), где служил их предок.
Дед Зои, Пётр Иоаннович Козьмодемьянский, был священником Знаменской церкви села Осино-Гай. 
Младший брат Зои Александр Космодемьянский — советский танкист, Герой Советского Союза. Александр после гибели Зои отправился на фронт в возрасте всего 17 лет, желая отомстить за её смерть. Поскольку подвиг Зои был широко известен, то юноше-мстителю доверили тяжёлый танк КВ, на котором он сделал надпись «За Зою». Известен подвигами во время штурма Кёнигсберга. 6 апреля 1945 года Александр в Кёнигсберге на САУ СУ-152 самостоятельно форсировал канал Ландграбен, уничтожил там батарею противника и удерживал плацдарм до создания переправы советских войск. 8 апреля батарея САУ СУ-152 под его командованием захватила ключевой пункт обороны Кёнигсберга форт «Королева Луиза». 13 апреля 1945 года в бою с противотанковой батареей противника на северо-западе Кёнингсберга, после того как его САУ была подбита, при поддержке других САУ под его командованием, вступил в стрелковый бой с немецкой пехотой и захватил ключевой опорный пункт в городке Фирбруденкруг, но был смертельно ранен в этом бою.
 
В 1929 году семья Космодемьянских оказалась в Сибири.  В течение года семья жила в селе Шиткино (Иркутская область) на Бирюсе, однако затем сумела переехать в Москву. 
 
В 1933 году Анатолий Космодемьянский умер после операции, Зоя и её младший брат Александр остались на руках матери.
 
В школе Зоя училась хорошо, особенно увлекалась историей и литературой, мечтала поступить в Литературный институт. В октябре 1938 года Зоя вступила в ряды Ленинского комсомола
 
Осенью 1941 г. она была десятиклассницей. В октябре 1941 г., в самые тяжелые для обороны столицы дни, когда не исключалась возможность захвата города врагом, Зоя оставалась в Москве. Узнав, что в столице начался отбор комсомольцев для выполнения заданий в тылу противника, она по собственной инициативе пошла в райком комсомола, получила путевку, прошла собеседование и была зачислена рядовой в состав разведывательно-диверсионной воинской части № 9903. Её основу составили добровольцы из комсомольских организаций Москвы и Подмосковья, а командный состав набран из слушателей Военной академии имени Фрунзе.
 
Секретарь МГК комсомола А. Н. Шелепин и руководители разведывательно-диверсионной войсковой части № 9903 предупредили новобранцев, что участники операций по сути являются смертниками, так как ожидаемый ими уровень потерь разведывательно-диверсионных групп составлял 95 %, причём существенная часть диверсантов-новобранцев скорее всего погибнет от пыток немцев в случае попадания в плен, поэтому те, кто не согласны мучительно умереть, должны покинуть разведшколу. 
Космодемьянская, как и большинство её товарищей, остались в разведшколе. После короткого обучения продолжительностью три дня Зоя в составе группы была 4 ноября переброшена в район Волоколамска, где группа успешно справилась с заданием по минированию дороги.
 
Во время битвы под Москвой в этой воинской части разведотдела Западного фронта было подготовлено 50 боевых групп и отрядов. Всего за сентябрь 1941 - февраль 1942 года ими было совершено 89 проникновений в тыл противника, уничтожено 3500 немецких солдат и офицеров, ликвидировано 36 предателей, взорвано 13 цистерн с горючим, 14 танков. 
 
Положение на фронте было тяжелым: власти не исключали вариант сдачи столицы. Из города были эвакуированы основные наркоматы, аппарат ЦК, Генштаба, дипломатический корпус, не меньше 500 крупных промышленных предприятий. В Москве из высшего руководства оставались только Сталин, Берия, Молотов и Косыгин.
 
"В октябре 1941 года немцы нанесли удары по Брянскому, Западному и Резервному фронтам и прорвали оборону вокруг Москвы в нескольких местах. Дорога на Москву оказалась открытой, — рассказывает ТАСС историк спецслужб Андрей Ведяев. — В ноябре Ставка Верховного главнокомандования издала приказ № 0428 об уничтожении населенных пунктов в прифронтовой полосе, в котором говорилось, что "германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет теплого одеяния и… ютится в прифронтовой полосе в населенных пунктах. На обширных участках фронта немецкие войска, встретив упорное сопротивление наших частей, вынужденно перешли к обороне и расположились в населенных пунктах вдоль дорог на 20–30 км по обе стороны. …Советское население этих пунктов обычно выселяют и выбрасывают вон немецкие захватчики".
 
Решено было выгнать немецкую армию на холод, в поле, тем самым снизив ее боеспособность. Для этого было приказано уничтожать "населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40–60 км в глубину от переднего края и на 20–30 км вправо и влево от дорог", использовав "авиацию …команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы"
 
Именно в таких условиях многие москвичи пошли добровольцами в действующую армию. Одной из них была Зоя Космодемьянская. И хоть девушка не внушала доверия ни с идеологической точки зрения (внучка священника), ни внешне — была слишком хрупкой и красивой, а разведчику надо быть выносливым и неприметным, она была очень настойчивой.
 
"Зою приняли в войсковую часть № 9903 — одну из самых секретных в Красной армии. Начальником части был легендарный разведчик-диверсант Артур Спрогис. Ему нужно было за несколько дней научить 18-летних юношей и девушек правильно спать в снегу, минировать дороги, ориентироваться на местности", — рассказывает Ведяев.
 
"Трагизм состоял в том, что 90% личного состава части числилось в безвозвратных потерях по итогам операций. Осень 1941 года — крайне тяжелое время для Красной армии, войсковой разведки и контрразведки, потери были очень большими", — отмечает историк, член Центрального совета Российского военно-исторического общества Армен Гаспарян.
 
На счету Зои до рокового ноябрьского выхода уже была ликвидация вражеского мотоциклиста, в сумке которого разведчики обнаружили ценные штабные документы, включая топографические карты. В Петрищево группа разведчиков отправилась с особым заданием.
 
"В этой глухой деревушке немцы расположили часть армейской радиоразвед­ки. Она перехватывала наши радиопереговоры, устраивала эфирные помехи. В те дни советское командование планировало мощное контрнаступление. Стало необходимым вывести вражескую станцию из строя, хотя бы на некоторое время. Охраняли надежно. Мы посылали несколько групп — никто задания не выполнил", — рассказывал в своих послевоенных воспоминаниях Артур Спрогис.
В два часа ночи три участника разведгруппы — Крайнов, Клубков и Космодемьянская — дошли по Петрищево и подожгли три дома, где жили немцы. Борису Крайнову удалось уйти, а Клубков был схвачен немцами и выдал Космодемьянскую, 
когда  она через некоторое время попыталась осуществить еще один поджог, но была схвачена...
 
Вот об этом советская печать не упоминала. Артур Спрогис объяснял это так: "Петр Лидов в очерке "Таня" туманно так на­писал "с Зоей пошли еще двое, но... вскоре осталась одна". Почему? А потому что Клубков был комсомольским вожа­ком, до войны он возглавлял комсомольскую организацию крупного мос­ковского завода ... и у нас в отряде был комсоргом. Нельзя было писать о его предательстве". 
 
Несмотря на пытки и издевательства, Зоя не выдала никого из своих товарищей, не сказала номер части и не дала никаких других сведений, составлявших в то время военную тайну. Она не назвала даже своего имени, сказав на допросе, что ее зовут Таней. 
 
Известно, что допрос вели три офицера и переводчик в доме Василия и Прасковьи Кулик. На допросе Зоя назвалась Таней и не сказала ничего определённого. По свидетельствам Прасковьи Кулик, Зою раздели догола и пороли ремнями. Затем жители села Петрушкина, Воронина и другие видели, как приставленный к Космодемьянской часовой на протяжении четырёх часов периодически водил её босой в одном белье по улице на морозе...
 
Фашисты для устрашения населения решили повесить Зою на глазах у всей деревни. Казнь состоялась 29 ноября 1941 г. Уже с петлей, накинутой на шею, Зоя успела крикнуть врагам: «Сколько нас не вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Тело Зои немцы долго не разрешали предать земле и глумились над ним. 
 
Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни.
Только 1 января 1942 г. тело Зои Космодемьянской предали земле. 
 
Впоследствии Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
 
Зое Космодемьянской удалось прожить всего 18 лет. Но она, как и многие ее сверстники, положила свою юную жизнь на алтарь будущей и столь желанной Победы. Зоя Космодемьянская, личность возвышенная и романтичная, своей мучительной смертью она еще раз подтвердила истинность евангельской заповеди: «Нет выше подвига, чем душу свою положить за други своя». 16 февраля 1942 г. Зое Анатольевне Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 
 
В период перестройки и постсоветский период были предприняты неоднократные попытки по дискредитации Зои Космодемьянской. Появились такт называемые альтернативные официальной информации о Космодемьянской, которые, как правило, она основывались на слухах, не всегда точных воспоминаниях очевидцев, а в некоторых случаях — и на домыслах и откровенной лжи...
Но все попытки нивелировать ее подвиг оказались безуспешными. 
 
Например, в 1990-е годы обсуждалась версия, что героиней советские власти Зою Космодемьянскую "назначили". Сотрудник Института российской истории РАН Елена Сенявская тогда предположила, что в Петрищево фашисты казнили Лейли Озолину — 19-летнюю разведчицу отряда особого назначения Западного фронта, которая примерно в то же время пропала без вести.
 
После освобождения Петрищево "акт опознания был составлен комиссией в составе представителей ВЛКСМ, офицеров Красной армии, представителя РК ВКП(б), сельсовета и жителей села. В нем идентифицирована личность Зои", — опровергает эту версию Андрей Ведяев. 
 
Кроме того, после того как появились сомнения в личности разведчицы, казненной немцами, НИИ судебной экспертизы Минюста России провел судебно-портретную экспертизу, которая также подтвердила личность Космодемьянской.
 
Распространялась и информация о том, что Зоя была психически больна. Например, художник и психиатр Андрей Бильжо написал, что "читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве Психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. ...она страдала шизофренией". По его версии, историю болезни Зои уничтожили в годы перестройки по настоянию родственников, чтобы скрыть диагноз. И молчала Зоя во время казни, потому что была в состоянии "кататонического ступора с мутизмом".
 
На самом деле в ноябре 1940 года Зоя перенесла острую менингококковую инфекцию и действительно лежала в больнице, только не имени Кащенко, а имени Боткина, а после выздоровления до марта 1941 года проходила реабилитацию в санатории "Сокольники".
 
"Люди позволяют себе циничные и гнусные комментарии по поводу подлинных народных героев. Это происходит на протяжении почти 30 лет. К сожалению, у нас в стране до сих пор нет механизма для серьезного сопротивления этому, — констатирует Армен Гаспарян. — Если бы подобные заявления по поводу героев, скажем, Первой мировой войны прозвучали в Великобритании или Германии, эти люди сидели бы в тюрьме за унижение и осквернение национальных святынь".
 
Попытки дискредитации продолжаются и в наше время. 
 
В 2017 году Александр Невзоров в блоге на «Эхе Москвы» опубликовал текст под названием «Развесистая Зоя», где представил Космодемьянскую поджигателем крестьянских домов и свои размышления на тему её действий в виду последствий ее болезни менингитом. Блогер вешает на Зою ярлык слабоумия и сравнивает её с маньяками и серийными убийцами. В итоге Невзоров в создании «старого советского мифа» обвиняет «сталинскую преисподню».
Журналист Наталья Горяйнова в ответ записям Бильжо и Невзорова призвала ввести уголовную ответственность за оскорбление памяти о героях Великой Отечественной войны: «Как легко русские мужчины на просторах интернета распяли русскую девушку — Зою, как легко полетели в неё, которую уже некому из родных защитить, словесные комья просто животной, физиологической ненависти. А если бы был кто-то жив из её близких, вы бы так легко и безнаказанно могли жонглировать словами и медицинскими терминами? А каково будет вашим родным, если кто-то опустится по отношению к вам до подобного? И если уж обычная человеческая порядочность в данном случае является устаревшим понятием, то, думается, должен быть закон, который оградит навеки замолчавших от наших плевков. Как оградили в Израиле и ряде стран Европы Холокост. Холокост — это такой ежечасный ужас, становящийся обыденным, отчего вызывает ещё больший ужас, такой, что любые слова причиняют боль. Само отрицание Холокоста — это уже уголовно наказуемое преступление. И оскорбление памяти о героях Великой Отечественной войны в нашей стране также должно стать уголовно наказуемым.»
 
Зоя по праву заняла абсолютное, яркое место в синодике героев первого года Великой Отечественной войны. 
Зоя Космодемьянская стала одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Образ Зои Космодемьянской отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях. 
По мнению журналиста Русской службы Би-би-си А. Кречетникова, Зоя Космодемьянская стала для советского народа и для России таким же примером патриотизма с готовностью к самопожертвованию, как для французов — Жанна д’Арк
Подвиг 18-летней девушки, которая  даже перед смертью показывает всем, что борьба все равно будет продолжена и победа будет за нами,  
очень яркий образ Зои, безусловно, повлиял на моральное состояние Красной армии во время битвы под Москвой и вдохновил на подвиг миллионы славных сынов и дочерей Отечества в священной войне  с немецко-фашистскими захватчиками. 
 
Светлый образ Зои Космодемьянской, первой женщине
удостоенная звания Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (посмертно) мы обязаны сохранить на века!
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Андрей Юрьевич, 28 февраля 2020, в 00:10 +3
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
От Советского информбюро. 28 февраля 1945 года
От Советского информбюро. 28 февраля 1945 года
К 75-летию Великой Победы:Восточно-Прусская наступательная операция
К 75-летию Великой Победы:Восточно-Прусская наступательная операция