Мацумото. Рёкан. Визит в школу. Музей.

Первым, что поразило меня в Hotel Izutsu, был запах. Пол в номерах рёкана выстлан соломенными циновками - татами. Вся мебель из натуральных материалов. Наслаждение от царящего в результате природного аромата не передать словами! Ходить по номеру принято босиком или в носках, разувшись у дверей. Сразу захотелось переодеться. Хлопчатобумажная юката так приятно обволокла тело! Для тепла в комплекте, приготовленном для каждого постояльца, есть еще куртка-жакет, надеваемая сверху. Зная, что спать нам предстоит на полу, заглядываем в ниши в поисках футонов - матрацев. Интересно: нам расстелят по одному, и будет жестко или не очень?) Кстати, размещаются в традиционной японской гостинице по несколько человек в комнате. Нас распределили по двое. Настало время ужина. Он тоже был необычным: сидя на постеленных на полу циновках кушали мы за низкими столиками. В меню только блюда традиционной японской кухни. Сасими, тэмпура, рис, мисо, тофу, цукэмоно, грибы, редька, рыба, соусы, немного вина и зеленый чай. Как же мне было вкусно! А еще разносили собу. Она, говорят, в этих местах особенно вкусная. Я не большой любитель макаронных и мучных изделий. Но с удовольствием попробовала и это блюдо. Вкусы и пищевые привычки у всех, конечно, разные. Наверно, не каждому в нашей группе ужин понравился так же, как мне. Но, думаю, что в качестве события он не запомниться не мог. Когда еще поедим сасими в юкатах на татами?) Где еще встретим двух таких "самураев" ?) На долгую память о поездке было сделано групповое фото. Для полного погружения в японские традиции оставалось еще сходить в баню. Она в рёкане открыта всю ночь. Раздевшись и оставив одежду в корзинке, надо пройти в следующий зал, где сначала тщательно помыть все тело. И только затем можно погружаться в горячие ванны. Одна из них в нашем женском отделении была расположена внутри помещения, а вторая - снаружи, под открытым небом. В ней-то мы и блаженствовали, очищая тело и дух. Размягченные, благостные и приятно разомлевшие мы вернулись в свою комнату, где нам уже все приготовили ко сну. В специальной коробке мы нашли зеленый чай. И после обсуждения впечатлений дня за чаепитием сладко уснули. На следующий день программа была не менее интересной. Завтрак в японском стиле, посещение школы с общением на английском языке, музей, обед с представителями общества дружбы с Россией, чайная церемония, экскурсия в замок, визит в мэрию и прогулка по городу. Но обо всем по порядку. Позавтракав, все так же сидя за низкими столиками, японскими кушаньями, мы собрались в фойе. Уезжать не хотелось! Персонал гостиницы долго махал, как это принято в Японии, руками вслед нашему автобусу. В старшей школе нас приветствовал директор. Ученики спели песню на английском языке. На экране, кстати, видно кадр из моей презентации Сахалина. Мы рассказали каждый понемногу о регионах России, откуда приехали. А японские школьники познакомили нас со своими городками. Удивили их отличный английский и искренняя непосредственность. Интонации и мимика, с которыми одна из старшеклассниц заканчивала свою презентацию словами "Я решила: буду жить в своем родном месте всю жизнь!", просто покорили меня! Для более близкого знакомства и общения нас разбили на группы. Оказалось, что в школе работают два учителя английского - носителя языка. А среди учеников - приехавшая на год изучать японский язык девушка из США. Вот такая замечательная старшая школа Агатагаока в Мацумото. Одна из моих новых знакомых подружилась со мной в Фейсбуке. Но самое яркое впечатление у японских школьниц (девочек на встрече было почему-то подавляющее большинство) осталось, как нам всем показалось, от нашего петербуржца Александра Сафронова ("самурая" в бандане). Его образ в черном костюме с френчем и длинным хвостом волос под шляпой с банданой останется в их памяти надолго. Как остроумно заметил наш переводчик, девчонки, похоже, запомнили, что к ним приезжал "Саша и еще двадцать три русских") Раздарив сувениры и шоколадки, мы поехали в другую, бывшую школу Каичи, в которой теперь музей. В архитектуре здания смешаны японский и западный стили. Это одна из самых старых начальных школ Японии, памятник эпохи Мэйдзи. В музее сохраняют не только предметы, которыми пользовались в позапрошлом и прошлом веках: парты, печь для отопления класса, одну из первых кукол с не японским лицом; но и элементы декора здания, ставшие со временем раритетом. Редкостью в Мацумото, к слову сказать, являются и русские гости. О нас написали в газете. А члены общества дружбы с Россией не упустили уникальную возможность поговорить на языке, который они изучают. Об этом в следующий раз.