Бюджет – чей он?

"Около 200 жителей Южно-Сахалинска провели 28 ноября 2010 года митинг против неэффективного расходования средств областного бюджета.

         30 апреля 2011 года в митинге на площади Победы приняло участие уже до 3000 человек. Митинг прошел под лозунгами "Долой коррупцию", "Мы не кроты", "Вернем советское время". В резолюции митинга участники прописали: « …сахалинцы все чаще негодуют по поводу решений, действий и заявлений губернатора А. Хорошавина, Это результат полной безнаказанности и отсутствия реального контроля за президентским наместником. Растущие протесты населения – это индикатор сумасбродной политики сахалинской власти…».

         В прошлом году перед выборами в облДуму тот еще состав принимает бюджет на 2013 год. Грязно провели выборы  и изменения в бюджет не вносили. А бюджет, надо сказать, убийственный по своему откровенному цинизму и пренебрежению к правовому статусу государства.

         Общественность пока не сформировала какого-либо единого видения на бюджетный процесс. Большая часть граждан считает, что бюджет – типа общей копилки налогоплательщиков. То есть, по сути, их деньги. Которые и расходоваться должны по их предпочтениям.

         Есть иная позиция – доходная часть бюджета формируется на 75% за счет доходов от природных ресурсов. Природные ресурсы – собственность государства. А потому и решать вопросы бюджетирования должны государственные люди.

         Надо бы вносить ясность в эту тему. Для «затравки» некоторые афоризмы:

Известный экономист Дж.К.Гэлбрэйт как то заметил, что «более чем в каких-либо еще разделах экономической науки, именно в финансах сложность используется для камуфлирования правды, для уклонения от правды, но уж никак для ее обнаружения».

Бернард Шоу определил демократию как "воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам".

Монтескье писал, что «финансисты поддерживают государство, как веревка – висельника».

Пифагор: «каждый раб мечтает о рынке, на котором он бы покупал себе хозяина».

На Сахалине даже сложностями камуфлирования не озадачиваются, ломят прямо и откровенно, не скрывая признаки системной коррупции.

1.В законе о бюджете не прописана региональная конкретизация статьи 28 Бюджетного кодекса по принципам бюджетной системы - результативности и эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости), достоверности бюджета. А ведь принципы бюджетирования, ориентированного на результат, раскрыты в отчетах Счетной палаты по проверке некоторых субъектов РФ (для примера - принципы обоснования управленче­ских решений в части освоения средств областного бюджета на реализацию меро­приятий областных целевых программ, плановые значения количественных и качественных показателей главных распо­рядителей бюджетных средств областного бюджета и т.п.).

Есть факт: расходы облбюджета на 2013 – 63,8 млрд.руб., в том числе целевые программы 12,5 млрд.руб. (20%).

Возникает вполне обоснованный в рамках ст.9 Конституции вопрос: если природные ресурсы – основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, 75% доходной части облбюджета от природных ресурсов, то тогда почему на целевые программы идет всего 20% бюджета?

2.В законе об облбюджете в приложении по операторам доходов-органам власти нет количественных данных, суммирование которых дает общий доход области, уполномоченный орган по доходам СРП вообще не определен (основа бюджетных поступлений на Сахалине). Статьей 13 областного закона «О бюджетном процессе» из сведений и оснований для составления областного бюджета исключены договора и соглашения с федеральными органами власти, а так же условия СРП «Сахалин – 1,2». То есть, основа бюджетных поступлений скрыта.

3.Общий объем бюджетных инвестиций – 14399 млн.руб. Учтено по ст.80 БК РФ 1082 млн.руб. или 8%. Не кроется ли за столь малой долей учета тривиальное присвоение бюджета частными структурами?

4.При дефиците бюджета 7 млрд. 434 млн. руб., или 14,8 процента общего объема доходов, резервный фонд Правительства Сахалинской области -  1 млрд. 565 млн. руб. Как и почему региональные депутаты согласились на предложение губернатора по выводу значительных средств заимствований из открытого бюджетного процесса – загадка. Но не для всех. Избирательные фонды отдельных депутатов и одной партии, как заявляли публично перед выборами некоторые недовольные оппозиционные кандидаты, подпитывались из областного резервного фонда. А это прямое нарушение закона «О политических партиях» в части невмешательства госорганов в деятельность партий.

         Что сахалинцы имеют в итоге: на программы без установления каких-либо приоритетов выделено 20% бюджета; только 8% бюджетных инвестиций имеют защиту государственных интересов по ст.80 БК РФ; резерв губернатора-ПСО создается за счет заимствований, то есть областного долга; принцип достоверности бюджета по ст.37 Бюджетного кодекса проигнорирован вышеупомянутой ст.13 областного закона.

Есть еще загадка областного бюджетирования: применяется индекс бюджетных расходов муниципального района (городского округа) с учетом специфики социально-демографического состава обслуживаемого населения. Вычурно и витиевато – «специфика состава» - замаскировали коррупционную поляну для субъективных манипуляций с «правильными» руководителями муниципалитетов.

         В Сахалинской области примерно 1350 областных чиновников, 1900 муниципальных при численности населения 490 тыс.чел.

По ст.6 Бюджетного кодекса РФ бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Областной чиновник хлопает в ладоши – функций нарисуем, задачи придумаем. СРП выходят на раздел продукции, денег вал будет. Чувство глубокого удовлетворения одолевает:  сколько не сделано для благополучной жизни населения и будущих поколений, а сколько еще предстоит не сделать…

Было дело, Путин в Южном в марте 2011 года совещание проводил. Выдал установку по социальной инфраструктуре и нефтегазохимии – соответствует, мол, условиям СРП, а АСО-ПСО есть полномочная сторона РФ при реализации СРП, дерзайте.

Областной чиновник похихикал про себя – о чем это он, нам хватает и так. Ну и, ясно дело, успешно просаботировал установку премьера-президента: в областное право даже понятия «региональная социальная инфраструктура» не внесли, а уж программой заморачиваться…Да и резервировать землю под переработку углеводородов – спешка ни к чему, от Газпрома или Роснефти за то не откатишь, там свои зубастые, отцапать протянутую руку могут. А рука еще понадобится – общественный ресурс в виде доходов СРП только начинает накатывать.

В общем, как пока не крути – не наш бюджет. И митинги ситуацию не исправили. Надо искать иные пути. Бездеятельность ПСО-облдумы – нет сбалансированных программ развития инфраструктуры: социальной, энергетической, транспортной, промышленной - стала наносить явный вред перспективе благополучной жизни будущего поколения сахалинцев.

            Мы заложники  многочисленного, но слабого ПСО – с синдромом поражения СССР в холодной войне. Слабый же, то есть жертва, ориентируется на то, что можно назвать стратегия «сдаваемых рубежей».

Автор: Андрей Кузьмин, 1 мая 2013, в 09:29 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
День Победы скоро - ответный диагноз губернатору
День Победы скоро - ответный диагноз губернатору
Весна 2013 часть 3 - виновато ПСО.
Весна 2013 часть 3 - виновато ПСО.