СРП и предательство
Любопытное информационное затишье с темой СРП установилось на Сахалине.
Предположение первое. Процессы десоциализации достигли критического уровня. Общественность не связывает будущее своих детей с Сахалином и увлечена текущим прагматизмом по принципу «чем дальше в рыночный лес – тем своя рубашка ближе к телу».
Предположение второе. Общественность деморализована системной коррупцией, не верит в социальные устремления региональной власти и отмалчивается по принципу «моя хата с краю» и «как-бы чего не вышло».
Предположение третье. Общественность дезориентирована отсутствием программной перспективы использования доходов СРП на инфраструктурное обустройство Сахалинской области.
Предположение четвертое. Общественность дезинтегрирована деятельностью областных верхушек политических партий, которые в рамках своих отдельных идеологий не выдвигают стратегий развития Сахалинской области.
Предположение пятое. Управленческая и социально-психологическая среда поражена вирусом национал-предательства (так Путин определил понятие «пятая колонна»).
Есть ли у меня лично моральное право и знания рассуждать о национал-предательстве с исполнением СРП? Есть, и достаточные. Не нравится мне лично-субъективное выпячивать, но тема специфическая – подтверждать к ней причастность надо. Вот что с правом оценки получается.
В 1977-78 годах мой отец работал капитаном-наставником в нашей морской экспедиции глубокого бурения – поисково-разведочные работы на шельфе Сахалина в рамках соглашения с японской СОДЕКО. Отец умер на борту транспортно-буксирного судна, я через год, в 1979-м, заканчивал школу №10 в Южном - сослуживцы отца порекомендовали мне поступать в нефтяной институт. Было у меня устремление в финансово-экономический, но все же переориентировался на инженерно-экономический факультет МИНХ и ГП им. И.М.Губкина. Поехал в Москву, четыре вступительных экзамена не без боя (вплоть до аппеляции в комиссию по результату письменной математики) одолел – оказался единственным из иногородних школьников в своей группе. Практики все проходил в морском бурении Сахалина – матрос, помбур, инженер. Закончил институт с отличием. Ректор вместе с красным дипломом вручил расписной самовар за учебу и активную общественную деятельность (всего двум из 1700 человек выпуска института, храню потому – для подпитки духа по примеру из фильма «Офицеры» с «красными революционными шароварами»).
В 24 года уже был на номенклатурной должности – начальник планово-экономического отдела Дальневосточного морского управления разведочного бурения. Ну и дальше – до замначальника по коммерческой работе. В общем, коллектив в 2500 человек с пятью ПБУ и 25 морскими судами вспомогательного флота свою задачу выполнил: передали в разработку в рамках постановления Совмина СССР «О концессионных сделках» пять крупных морских месторождений. Соглашение с инвесторами заключили до принятия ФЗ «О СРП». Кураторы: бывшие предсовмина Н.И.Рыжков, министр газовой промышленности В.С.Черномырдин, начальник Главморнефтегаза Миннефти Сидоренко И.М.
Довелось недолго в Сахалинской Энергии аналитиком проработать – для понимания, как проект реализуется.
Консультантом в облдуме вахту отстоял – интересно было, чем управленцы дышат и вдохновляются. Провал в общих вопросах культуры и устремлениях развивать региональную социальную инфраструктуру обнаружил – ушел в сферу публицистической занятости. За цикл статей по шельфу областную премию Чехова получил.
В корпоративных схемах не замешан. В центре координат – интересы развития благополучного Сахалина. Это существенно для объективности оценки, я полагаю
На сегодня картина складывается следующая.
С началом СРП наш флот бывшие ушлые партфункционеры распродали по цене судолома. Встала подготовка морских месторождений к освоению. Кукловод – Эксон.
Южан (команды Фархутдинова-Малахова, не завязанные на американцев) вытеснили с уровня принятия решений. Постановления по нефтегазохимическому комплексу Сахалина были заблокированы. Северная ватага заполонила областное управление и с упоением занялась частным присвоением доходов СРП. С 1 октября 2005 г. куш крупный появился – часть от 15% добычи для начального раздела по Сахалин-1.
Удалось вывести из хапужного ажиотажа «Сахалин-2» через передачу контроля Газпрому: появилась программа островной газификации.
Бригада Богданчикова-Ишаева пошла на прямое нарушение условий «Сахалин-1» - расширение территории проекта за пределы Сахалинской области, до Де-Кастри (хотя в СРП пропись однозначная по пункту доставки – отпускной фланец платформы или берегового комплекса акватории работ). Нагрузили проект излишними 4,5 млрд. долларами по трубопроводу и отгрузочному терминалу. Сколько из них осело в частных карманах – тайна. Ну и простор для манипуляций с межценовой разницей появился – на сотни миллионов долларов.
Погруженная в схемы присвоения общественного ресурса АСО как участник с российской стороны пренебрегла нормативными основами социального освоения доходов и углеводородов СРП.
Насколько я знаю, в собственность Сахалинской области в соответствии с действующим договором между правительством РФ и АСО не принято ни тонны нефти и ни куба газа. Хотя роялти по проекту «Сахалин-2» выделяются исключительно в натуральной форме. Мало того, в мае 2009 года Правительство РФ приняло решение № 645 о том, что с 2011 года регулярные платежи в счет «роялти» и прибыльная продукция Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» будет получаться в натуральной форме (газ) в целях организации поставок газа потребителям в ДФО. Куда исчезли несколько миллионов тонн углеводородов областной собственности с бюджетными доходами от их реализации?
Программа региональной социальной инфраструктуры не разработана и не принята (норма СРП-1).
Участки земли для нефтеперерабатывающих и газобензиновых заводов не зарезервированы (полномочия Сахалинской комиссии, норма СРП-2).
Из 310,5 млн. долларов взносов в Фонд развития Сахалина, как части фонда развития инфраструктуры по нормам СРП, по моим оценкам 200 млн. долларов, предназначавшихся на проектные работы, были израсходованы нецелевым порядком и обратно не восстановлены. А ведь на управленческие утехи, кроме того, 90 млн. долларов бонусов подкинули. Все мало.
Эксоннефтегазлимитед как оператор проекта «Сахалин-1» покровительствовал нарушению условий СРП, при появлении нефтяного сбытового окна в Де Кастри встал в независимую позу и провалил газовую составляющую проекта. А ведь задача оператора – неукоснительное исполнение условий разработки и эксплуатации месторождений, которые были подготовлены нами и только нами.
Областной бюджет, тем не менее, наполняется налогом на прибыль операторов проектов. И это не заслуга губернатора Хорошавина с его приближенными. Мало того, они и работать в нитересах будущего поколения не мотивированы. Что в реальности мы видим?
Инфантильные игрушки в стульчики-столики-кабинетики, машинки, вертолетики, пароходики, возню в песочнице с разными клумбами, стеллами, храмами, дворцами, уюном, монероном и прочими прихотями правой ноги губернатора в нечетный день или левой ноги председателя облдумы в четный.
Презрение команды сомнительной кадровой сборки кабинетных проныр, прощелыг, прохиндеев, прохвостов и шелкоперов к закону.
Моральное разложение государственного областного управления с признаками высокомерного пренебрежения к простолюдинам и избирательным правоприменением.
Безответственное распорядительство областным бюджетом.
К какому выводу я пришел? Мы с последующим поколением оказались заложниками не просто тривиальной управленческой несостоятельности и бездеятельности, а вполне преднамерянного национал-предательства. Нас загнали в резервацию трофейной территории с пайковой зарплатой людей реального труда и плющат мозги откровенным враньем.
Из сотен разных фактов и обстоятельств складывается очевидная для меня линия: внешнегосударственное влияние - субъективная кадровая политика - присвоение национального общественного нефтегазового достояния - саботаж государственных инициатив развития – дезинформация – операции отвлечения внимания на всякие обманки.
Известно и понято ли это в администрации президента? Да, но руки у них не доходят, как я понимаю, – в центре проблем хватает.
В.В.Путин в своей статье «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить» обозначил призыв: «…Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проиграем, если будем опираться на пассивную позицию населения…Доверие между людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости…».
Я полностью разделяю такую точку зрения – должно быть движение снизу, укрепление чувства причастности к общему делу, а не просто смена одних глянцевых временщиков на других.
С финансово-правовой организацией использования доходов СРП на социальное развитие мы отстаем лет на пять. А деньги раздела пришли – очень большие. И по закону из доли Сахалинской области федеральный центр рубля не забрал. Корпоративные структуры тырят, а областная власть в подпоре очки общественности втирает – это печальная реальность сегодняшнего сахалинского дня.
Пора бы землякам очнуться, перестать канючить подачки с барского стола, консолидироваться и предъявить областной верхушке жесткое требование по обеспечению открытой перспективы благополучной жизни молодого поколения на собственной территории: эко-поселения, экологически чистое сельхозпроизводство, биосоциальные объекты, портпункты маломерного флота, аквафермы, региональная инновационная система с новой сферой занятости и образом жизни, муниципальные газоэлектротеплогенераторы, нефтегазохимический комплекс (моторное топливо высоких экологических стандартов, капроновые трубы и фиттинги для ЖКХ, пластиковые строительные материалы и конструкции и т.п.) в рамках интегрированной инфраструктурной программы: социальная, транспортная, энергетическая, промышленная.
С обязательным исполнением нормы Стратегии национальной безопасности по региональному социокультурному проекту развития.
С оптимальной реализацией полномочий субъекта по территориальной обороне и гражданской обороне, которые были введены в прошлом году.
Пришло время русского духа созидания и обустройства своей территории. Надо выбираться из пораженческого отстоя – всем вместе.
+7-962-125-15-15