Путешествие на самый север Сахалина. Часть 2

Ныврово.

И вот, на 8 день нашего путешествия, мы подошли к протоке залива Куэгда, на котором давным давно был поселок  Ныврово - искаженное нивхское название «нур-во», которое может быть переведено на русский язык, как «селение, где есть требуха».  Трудно поверить, что раньше на этом месте был процветающий поселок, где работал рыбзавод и  заготавливалось сено для всего скота Охинского района. Сейчас от поселка осталось одно название, стоит два домика и несколько домиков разрушенных. Подойдя к протоке, которую перейти и переплыть нет возможности, покричали бригадира Рината. О нашей переправе с Ринатом договорился метеоролог Алексей, с которым списались заранее по Кирюхиному совету. Подошел баркас во главе с Ринатом, запрыгнули в него и тут  ребята нам устроили прогулочную экскурсию по заливу. Рассказали историю о поселке Ныврово. Жаль, что времени мало было, место очень красивое, отдохнуть бы в этих местах с недельку, другую. Ринат нас довез до метеостанции, все мы благополучно выгрузились и уселись обедать. Начальника метеостанции Алексея дома не было, он в отпуске, а так  хотелось поблагодарить его лично за помощь. А через некоторое время вышли ребята, которые временно замещают Алексея на метеостанции, разболтались, ребята спросили, чем могут нам помочь, на что мы попросили связаться с МЧС и родственниками и передать им весточку, что у нас все хорошо. Ребята нас угостили свежей рыбкой и сегодня на ужин у нас первый раз за 8 дней похода была запеченная в углях рыбка. МММ, вкусняшки.

Путь к Елизавете.

На утро, 9 дня нашего путешествия, проснулись в приподнятом настроении. Да, сегодня по всем подсчетам мы дойдем до Елизаветы, и вот уже сегодня сбудется моя мечта пятилетней давности. Судя по описанию маршрута сегодня нас ждут прижимы и не проходы, которые обходятся по верху по отвесному склону. Ну, что думать и гадать, как говорится «на месте разберемся». Позавтракав, выдвинулись в путь, прошли три прижима, один из них по пояс в воде, с сильным накатом, но справились без потерь. Подходя к мысу Бакланьиму увидели на верху медведя, это наш первый мишка в походе.  он был от нас далеко, но дело в том, что именно на этот пригорочек нам и нужно было подниматься и от этого немного не приятно стало внутри. Подъем на мыс Бакланий проходит по крутой и сыпучей тропе и выходит на тропу, которая идет вдоль крутого склона. Дойдя до более менее пологого места устроили перекур и тут Женя кричит: «Смотрите касатки», далековато мы были от них, ну отлично разглядели семейку из семи плавников, как они синхронно плывут, красотища, глаз не оторвать. Тут все, кто боялся высоты забыв о своем страхе кинулись с фотоаппаратами к краю склона. Когда касатки ушли, мы спустились по тропинке на берег и продолжили свой путь. На нашем пути возникла еще одна преграда на мысе Старом. Переправа прошла отлично, сначала рюкзаки, потом по очереди сами. И вот сидим на теплых камешках отдыхаем и тут мимо нас проходит баркас, помахали руками, баркас повернул в нашу сторону и вот тебе на, старые знакомые, это были ребята с Мончигара. Они любезно согласились доставить нас на мыс Елизаветы. Побрасав рюкзаки, запрыгнули в баркас и вперед, а сердце колотится все сильней и сильней,уже скоро я увижу тот таинственный, неприступный мыс Елизаветы !!!

Елизавета.

Виды с баркаса были потрясные, мы как иностранные туристы свалились на одну сторону баркаса и только и успевали нажимать на кнопки своих фотоаппаратов, айфонов, камер. Проходит минут 20, и вот мы уже проходим самую северную точку Сахалина, и вот уже видим маяк, и ту знаменитую железную дорогу по почти вертикальному склону, и зигзагообразную тропинку, которая ведет вверх, вверх к моей долгожданной мечте. Аж слеза проступила, хорошо, что была в очках. Когда выгрузились с баркаса, то у меня прям ноги подкосились, пять лет мечтаний, два года подготовки и вот я стою у подножия мыса Елизаветы. Снизу виднеется та знаменитая лавочка, на которой нас уже ждали маячники. Встретили нас очень добродушно, поселили в пустующем домике, пока мы располагались, пришел маячник и принес какой то сверток и говорит: «Это вам на ужин», разворачиваем, а там хлеб еще горячий, да с хрустящей корочкой, а запах какой….., через пять секунд его уже не было, булка хлеба просто растворилась))) Вот так поужинали))).  Ну а чуть позже маячник устроил нам экскурсию на маяк Елизаветы. Маяк был усановлен в 1932 году. Каменная четырехгранная башня серого цвета возвышалась над маячно-техническим зданием. Около здания были установлены автоматический маяк отечественной конструкции и колокол для производства двухударного звона ( 2 удара в минуту). Прежде чем установить маяк пришлось вырубить огромный кусок скалы. Маячник  рассказал, что раньше маяк обслуживали 4 семьи, также на мысе Елизаветы была метеостанция, которую обслуживали  три семь. Позже метеостанцию перевели в Ныврово, маячников сократили и осталась одна семья, которая прожила маяке 13 лет. Вы только вдумайтесь целых 13 лет. На данный момент на маяке работают две семьи. Одна семья отработав год уезжает домой, а вторая остается и ждут внуков. «Тяжело очень работать тут, климат суровый, постоянно в замкнутом пространстве. Все что привозит пароход поднимаем вручную и вот на этой лебедке. Несколько раз бочки с топливом срывались с лебедке и летели вниз, их приходилось доставать с моря, и тащить обратно.Ловим рыбу,ходим по грибы и больше тут развлечений нет никаких». Небольшая экскурсия по маяку, рассказали нам принцып работы маяка, провели в машинный цех, наверх к сожалению не пустили. Маяк на мысе Елизавета в плачевном состоянии, течет крыша, обваливаются стены и как всегда,никому ничего не надо. А в каких условиях живут маячники, так просто уму непостижимо, домики захудалые вот вот рухнут, стены от печи все черные, потому что элементарно не могут дать извести. И эта безумная тропинка убегающая вдаль, пока спустишься, так и подниматься не захочешь. Первый раз на маяке я увидела консервированную картофель( жаль фотку не сделала), это большая консервная банка, а в ней чищенная уже варенная картофель,готовая к употреблению, достаешь и кушаешь.. Вечером варили компот из шикши и из шиповника, который насобирали по дороге на маяк. На следующее утро отправились на мыс Елизаветы, на самую северную точку острову. Зашли на крест, поставленный неизвестно кем и когда, но ставший визитной карточкой мыса Елизаветы, насобирали там грибов, вечером нажарили их с той самой консервированной картошкой, а маячники дали нам разнорыбицы, наварили ухи, нажарили, вот так ужин, вот так объедение, слопали еще две булки свежеиспеченного хлеба, намылись в бане и устроили вечерние посиделки на той самой знаменитой лавочке. Долго смотрела вдаль в море и наверное еще не могла осознать, что вот и сбылась моя мечта ия на самой краеней северной точке Сахалина, на мысе Елизавете. Сижу на той самой знаменитой лавочке и щелкаю орешки кедрового стланика.