Хроника трагедии - как тонул БАТМ "Дальний Восток"
Продолжаю публикацию блогов, посвященных крушению БАТМ «Дальний Восток», первый можно увидеть тут. Сегодня я хочу рассказать историю катастрофы, как это было. Поминутный расклад взят мной из уголовного дела, а точнее - из обвинения, предъявленного моему подзащитному. С отдельными его пунктами защита категорически не согласна. Мои комментарии выделены курсивом.
- 1 и 2 апреля 2015 года судно имело постоянный крен на левый борт около 4°, который мог быть вызван несимметричным распределением груза в трюме №2 и малой начальной остойчивостью;
- с 20:00 до 2:00 2 апреля на БАТМ «Дальний Восток» ходовую вахту нес капитан-директор Притоцкий А.Н.;
- в 1:15 траловая команда начала выбирать трал с уловом рыбы. Ветер силой 12-15 м/с дул в правый борт, высота волны достигала 2,5 метров;
- в 2:00 капитан-директор Притоцкий А.Н., отдав распоряжение сменившему его старшему помощнику капитана Желомееву В.А. продолжать выборку трала, сменился с вахты и убыл с мостика;
- около 3:40 был выбран трал на промысловую палубу и расположен со смещением на левый борт, улов составил около 130 тонн. Крен судна увеличился до 10-12° на левый борт;
- при крене судна в 10-12° на левый борт (по версии следствия, вопреки показаниям очевидцев и фото-видео материалам) через дополнительные шпигаты, расположенные в кормовой части рыбообрабатывающего цеха, не снабженные средствами защиты и другие шпигаты, задрайки которых были демонтированы или находились в неисправном состоянии, и оказавшиеся ниже ватерлинии на 0,24 м, в цех стала поступать забортная вода. Крен судна стал увеличиваться, уровень воды в рыбообрабатывающем цехе стал достигать более 50 см. При этом производственный процесс в цехе не приостанавливался;
- примерно в 4:45 в целях устранения крена от старшего помощника капитана Желомеева В.А. поступила команда о постановке трала правого борта. Однако, в связи с образовавшимся креном на левый борт, «струны» правого трала волной забросило на левый борт трансовой части фальшборта кормы и траловую доску, зацепившись за неё. Ушедшая в воду часть трала не раскрылась и начала смещаться к левому борту. Дальнейшая постановка трала стала невозможна. К этому времени уровень воды в рыбообрабатывающем цехе достиг приблизительно отметки 1 метр, и проведение работ в цехе было остановлено. Рыбообработчики покинули цех;
- около 5:00 на мостик поднялся капитан-директор БАТМ «Дальний Восток» Притоцкий А.Н. и отдал команду выбирать зацепившийся трал правого борта, одновременно начав манёвр судна влево для уменьшения крена (он категорично отверг предложения третьего помощника и тралмастера обрезать зацепившийся трал);
- трал правого борта лег вертикально вниз и под воздействием ветра и волнения полностью сместился к левому борту. Крен судна увеличился до значения около 31°;
- в это же время по указанию капитана начали принимать забортную воду (балласт) в танки № 3 и № 5 по правому борту самотёком через открытые кингстоны. Однако это не привело к уменьшению крена (это было вредоносно и лишь увеличило осадку судна);
- по версии следствия, около 5:15 вода из рыбообрабатывающего цеха стала поступать в машинное отделение через кривые и не закрытые двери, а также через переборочный стакан в переборке, а осушительные насосы не могли справляться с таким потоком –(вопреки этому вы сами можете чуть ниже услышать и увидеть показания второго механика, который в это время до последнего был в машинном отделении и все видел сам);
- примерно в 5:20 через вентиляционные коробки и кабельные трассы вода стала поступать в помещение центрального пульта управления машинно-котельного отделения в районе главного распределительного щита, в связи с чем все механизмы, обслуживающие главную силовую установку, обесточились и 2-ой механик был вынужден остановить главные двигатели;
- интенсивное поступление воды в помещение холодильных машин и машинно-котельного отделения привело к значительному увеличению крена на левый борт до 44°;
- в 5:40 по судовой системе авральной сигнализации дан сигнал об оставлении судна - «Шлюпочная тревога», а в 05 часов 45 минут БАТМ «Дальний Восток», получив крен на левый борт более 50°, начал погружаться в воду кормой вниз.
…
Это был конец. На помощь гибнущему судну бросились корабли, ведущие промысел неподалеку. Это заняло у них время: поднять трал и дать ход машине моментально невозможно. В это время люди с БАТМ уже были в ледяной воде. Есть вероятность, что часть из членов экипажа утонула вместе с «Дальним Востоком», они просто не успели проснуться - были в каютах, отдыхая после вахты. Капитан Притоцкий умер в спасательном плоту, старпом утонул. Вместе с ними погибли еще 67 человек.
Ошибки капитана привели к крушению судна. В катастрофе нет вины других людей. Инкриминируемая нашим подзащитным реконструкция БАТМ, при которой якобы были снесены водонепроницаемые переборки и прорезаны отверстия в корпусе, подтверждения не имеет. Напротив, она опровергается и документами, и свидетельскими показаниями.
Сегодня я предлагаю вам самостоятельно рассмотреть фотографию судна, увеличить её до любых размеров и постараться отыскать в корпусе хоть одно отверстие, не характерное для судов такого типа. Качество фото позволяет это сделать - внимание, размер файла более 20 мб, это оригинал в формате CR2. Кроме этого, вашему вниманию предлагается видео сюжет интервью второго механика, которое он дал корреспондентам ГТРК Камчатки.
Завтра я более подробно расскажу об этом, а потом - почему нехватка спасательных средств на «Дальнем Востоке» это еще один миф.
+7-962-125-15-15
Как я понимаю необходимо разделить обсуждение!
1. Показать обществу что пострадали не виновные люди, которые находятся в тюремных условиях! Они не виновны!!!
2. Донести до общества, что вина за гибель экипажа и судна лежит только на капитане судна!!!
По моему мнению, в нашем случае, это неразрывные понятия, вина капитана и невиновность осужденных. Если судно было в порядке, то в его крушении виноват только тот, кто им управлял. Соответственно это свидетельствует о невиновности осужденных.
К фальштрубе подходит непонятная надстройка. Вроде как на этих БАТМах такой надстройки нет. Такие "сооружения" разве не влияют на остойчивость?
Да, надстройки действительно не характерны для судов такого типа, но по ним нет претензий к обвиняемым у органа предварительного следствия и суда. По ним вообще ни у кого нет претензий ни к кому. Данные надстройки делались по согласованию с Регистром и изготавливались под его надзором.
Ясно. Спасибо.
6 апреля, SakhalinMedia. 1100 членов экипажей гражданских судов, работающих в Охотском море, подписали обращение в адрес председателя Сахалинского областного суда Михаила Короля в защиту одного из осужденных по делу о гибели БАТМ "Дальний Восток". Капитаны, старшие помощники, заведующие производством, тралмастеры и другие профессионалы отрасли согласны с тем, что один из подсудимых, капитан Анатолий Борисов, невиновен. Он был нанят для перегона траулера после ремонта в южнокорейском Пусане во Владивосток и списался с судна за 3 месяца до катастрофы. Моряки подписываются под открытым письмом прямо во время рейсов и присылают подписанные листы по электронной почте, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на адвоката А.Борисова, Андрея Гончарова.
Подробнее: https://sakhalinmedia.ru/news/682975/
А вот статья в Хабаровской газете, в которой интервью Борисова и можно ознакомиться с открытым письмом, написанном в адрес и на имя председателя Сахалинского областного суда. http://biznes-gazeta.ru/?id=problem.view&obj=4..
Аналогичная статья на Камчатском ресурсе. http://fishkamchatka.ru/articles/the_far_east_and_..
За что посадили Борисова, никому до сих пор не понятно!