Хроника трагедии - как тонул БАТМ "Дальний Восток"

Хроника трагедии - как тонул БАТМ "Дальний Восток"

Продолжаю публикацию блогов, посвященных крушению БАТМ «Дальний Восток», первый можно увидеть тут. Сегодня я хочу рассказать историю катастрофы, как это было. Поминутный расклад взят мной из уголовного дела, а точнее - из обвинения, предъявленного моему подзащитному. С отдельными его пунктами защита категорически не согласна. Мои комментарии выделены курсивом.

  • 1 и 2 апреля 2015 года судно имело постоянный крен на левый борт около 4°, который мог быть вызван несимметричным распределением груза в трюме №2 и малой начальной остойчивостью;
  • с 20:00 до 2:00 2 апреля на БАТМ «Дальний Восток» ходовую вахту нес капитан-директор Притоцкий А.Н.;
  • в 1:15 траловая команда начала выбирать трал с уловом рыбы. Ветер силой 12-15 м/с дул в правый борт, высота волны достигала 2,5 метров;
  • в 2:00 капитан-директор Притоцкий А.Н., отдав распоряжение сменившему его старшему помощнику капитана Желомееву В.А. продолжать выборку трала, сменился с вахты и убыл с мостика;
  • около 3:40 был выбран трал на промысловую палубу и расположен со смещением на левый борт, улов составил около 130 тонн. Крен судна увеличился до 10-12° на левый борт;
  • при крене судна в 10-12° на левый борт (по версии следствия, вопреки показаниям очевидцев и фото-видео материалам) через дополнительные шпигаты, расположенные в кормовой части рыбообрабатывающего цеха, не снабженные средствами защиты и другие шпигаты, задрайки которых были демонтированы или находились в неисправном состоянии, и оказавшиеся ниже ватерлинии на 0,24 м, в цех стала поступать забортная вода. Крен судна стал увеличиваться, уровень воды в рыбообрабатывающем цехе стал достигать более 50 см. При этом производственный процесс в цехе не приостанавливался;
  • примерно в 4:45 в целях устранения крена от старшего помощника капитана Желомеева В.А. поступила команда о постановке трала правого борта. Однако, в связи с образовавшимся креном на левый борт, «струны» правого трала волной забросило на левый борт трансовой части фальшборта кормы и траловую доску, зацепившись за неё. Ушедшая в воду часть трала не раскрылась и начала смещаться к левому борту. Дальнейшая постановка трала стала невозможна. К этому времени уровень воды в рыбообрабатывающем цехе достиг приблизительно отметки 1 метр, и проведение работ в цехе было остановлено. Рыбообработчики покинули цех;
  • около 5:00 на мостик поднялся капитан-директор БАТМ «Дальний Восток» Притоцкий А.Н. и отдал команду выбирать зацепившийся трал правого борта, одновременно начав манёвр судна влево для уменьшения крена (он категорично отверг предложения третьего помощника и тралмастера обрезать зацепившийся трал);
  • трал правого борта лег вертикально вниз и под воздействием ветра и волнения полностью сместился к левому борту. Крен судна увеличился до значения около 31°;
  • в это же время по указанию капитана начали принимать забортную воду (балласт) в танки № 3 и № 5 по правому борту самотёком через открытые кингстоны. Однако это не привело к уменьшению крена (это было вредоносно и лишь увеличило осадку судна);
  • по версии следствия, около 5:15 вода из рыбообрабатывающего цеха стала поступать в машинное отделение через кривые и не закрытые двери, а также через переборочный стакан в переборке, а осушительные насосы не могли справляться с таким потоком –(вопреки этому вы сами можете чуть ниже услышать и увидеть показания второго механика, который в это время до последнего был в машинном отделении и все видел сам);
  • примерно в 5:20 через вентиляционные коробки и кабельные трассы вода стала поступать в помещение центрального пульта управления машинно-котельного отделения в районе главного распределительного щита, в связи с чем все механизмы, обслуживающие главную силовую установку, обесточились и 2-ой механик был вынужден остановить главные двигатели;
  • интенсивное поступление воды в помещение холодильных машин и машинно-котельного отделения привело к значительному увеличению крена на левый борт до 44°;
  • в 5:40 по судовой системе авральной сигнализации дан сигнал об оставлении судна - «Шлюпочная тревога», а в 05 часов 45 минут БАТМ «Дальний Восток», получив крен на левый борт более 50°, начал погружаться в воду кормой вниз.


Это был конец. На помощь гибнущему судну бросились корабли, ведущие промысел неподалеку. Это заняло у них время: поднять трал и дать ход машине моментально невозможно. В это время люди с БАТМ уже были в ледяной воде. Есть вероятность, что часть из членов экипажа утонула вместе с «Дальним Востоком», они просто не успели проснуться - были в каютах, отдыхая после вахты. Капитан Притоцкий умер в спасательном плоту, старпом утонул. Вместе с ними погибли еще 67 человек.
Ошибки капитана привели к крушению судна. В катастрофе нет вины других людей. Инкриминируемая нашим подзащитным реконструкция БАТМ, при которой якобы были снесены водонепроницаемые переборки и прорезаны отверстия в корпусе, подтверждения не имеет. Напротив, она опровергается и документами, и свидетельскими показаниями.

Сегодня я предлагаю вам самостоятельно рассмотреть фотографию судна, увеличить её до любых размеров и постараться отыскать в корпусе хоть одно отверстие, не характерное для судов такого типа. Качество фото позволяет это сделать - внимание, размер файла более 20 мб, это оригинал в формате CR2. Кроме этого, вашему вниманию предлагается видео сюжет интервью второго механика, которое он дал корреспондентам ГТРК Камчатки. 

Завтра я более подробно расскажу об этом, а потом - почему нехватка спасательных средств на «Дальнем Востоке» это еще один миф.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Адвокат Ефимчук, 3 апреля 2018, в 11:50 +5
Комментарии
Написано 3 апреля 2018, в 16:48
Уважаемые читатели. Для тех, кто просмотрел интервью второго механика Куденко, рекомендую ознакомиться с показаниями третьего помощника капитана. Выдержки из показаний этого штурмана, выжившего во время крушения судна, опубликованы в свежем номере газеты "Советский Сахалин" за 03.04.18г. В этой же статье в газете приведены мнения иных компетентных лиц, которые также многим будут интересны.
+4
Написано 3 апреля 2018, в 17:56
Уважаемый адвокат!
Как я понимаю необходимо разделить обсуждение!
1. Показать обществу что пострадали не виновные люди, которые находятся в тюремных условиях! Они не виновны!!!
2. Донести до общества, что вина за гибель экипажа и судна лежит только на капитане судна!!!
0
Написано 3 апреля 2018, в 21:27
VladimirAlbertovich, "2. Донести до общества, что вина за гибель экипажа и судна лежит только на капитане судна!!!"-это кто так решил? Вы? Адвокат? Заключение комиссии говорит, что там группа виновных. Когда у адвоката будет заключение комиссии, которую возглавляет специалист выше чем, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и главное, чтобы эту квалификацию признало ещё государство и в том числе сам руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, то тогда и можно судить про ху из ху.
0
Написано 3 апреля 2018, в 23:53
VladimirAlbertovich,
По моему мнению, в нашем случае, это неразрывные понятия, вина капитана и невиновность осужденных. Если судно было в порядке, то в его крушении виноват только тот, кто им управлял. Соответственно это свидетельствует о невиновности осужденных.
+3
Написано 4 апреля 2018, в 00:05
Vings, В предыдущей публикации я говорил об этом заключении. Вы поймите пожалуйста, даже если ведомственное заключение подписано Министром этого ведомства, оно не может подменять экспертного заключения, которое должно проводиться дипломированными специалистами с соблюдением всех норм уголовно-процессуального права. К такому заключению можно прислушиваться как к иному доказательству, но понимать, что оно не может подменять собой заключение специальной экспертизы. Конечно, никакие доказательства не несут для суда заведомо определенной силы, каждое может подвергаться анализу и учитываться в совокупности с иными доказательствами. Однако, заключения экспертов всегда являлись ключевыми доказательствами всего процесса. Конечно мнение членов ведомственной комиссии можно было бы учитывать, если бы они смогли в суде достойно обосновать свои выводы. А произошло всё ровно наоборот, практически никто из них не смог объяснить происхождение конкретных выводов заключения, как не смог и сослаться на источник информации, на основании которого эти выводы сделаны. Например, мы выясняли кого допрашивали из членов экипажа, выяснилось, что с них кто- то, неизвестно кто, брал объяснения. Рассказывали так - кто-то их опрашивал, но не я.
+3
Еще 25 комментариев
Написано 3 апреля 2018, в 18:57
Рассмотрел фотографию и возник вопрос к адвокату.
К фальштрубе подходит непонятная надстройка. Вроде как на этих БАТМах такой надстройки нет. Такие "сооружения" разве не влияют на остойчивость?
0
Написано 3 апреля 2018, в 23:46
Shamil_Ilgozov,
Да, надстройки действительно не характерны для судов такого типа, но по ним нет претензий к обвиняемым у органа предварительного следствия и суда. По ним вообще ни у кого нет претензий ни к кому. Данные надстройки делались по согласованию с Регистром и изготавливались под его надзором.
+3
Написано 4 апреля 2018, в 11:02
Адвокат Ефимчук,
Ясно. Спасибо.
0
Написано 6 апреля 2018, в 21:23
Советую прочесть.
6 апреля, SakhalinMedia. 1100 членов экипажей гражданских судов, работающих в Охотском море, подписали обращение в адрес председателя Сахалинского областного суда Михаила Короля в защиту одного из осужденных по делу о гибели БАТМ "Дальний Восток". Капитаны, старшие помощники, заведующие производством, тралмастеры и другие профессионалы отрасли согласны с тем, что один из подсудимых, капитан Анатолий Борисов, невиновен. Он был нанят для перегона траулера после ремонта в южнокорейском Пусане во Владивосток и списался с судна за 3 месяца до катастрофы. Моряки подписываются под открытым письмом прямо во время рейсов и присылают подписанные листы по электронной почте, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на адвоката А.Борисова, Андрея Гончарова.
Подробнее: https://sakhalinmedia.ru/news/682975/
А вот статья в Хабаровской газете, в которой интервью Борисова и можно ознакомиться с открытым письмом, написанном в адрес и на имя председателя Сахалинского областного суда. http://biznes-gazeta.ru/?id=problem.view&obj=4..
Аналогичная статья на Камчатском ресурсе. http://fishkamchatka.ru/articles/the_far_east_and_..
За что посадили Борисова, никому до сих пор не понятно!
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Всемирный День космонавтики
Всемирный День космонавтики
В память о Sasch...
В память о Sasch...