Написать книгу? Еще раз: да легко! Невеста в черном.
Сахалин, Курилы и возможности для литератора – продолжим.
Все новое – это хорошо забытое старое. В литературе трудно изобрести велосипед, по одной простой причине: любой сюжет крутится либо вокруг личного опыта автора (к личному отнесем и опыт его друзей, знакомых, родственников и сослуживцев – всех, чью жизнь писатель так или иначе имеет возможность эксплуатировать), либо вокруг им прочитанного.
Часто писатели берут сюжет, который кем-то уже использовался, многие из авторов об этом даже не подозревают: один забыл, что читал подобное когда-то, а другой искренне сделал собственное открытие. Ну, подали же заявку в патентное бюро об изобретении телефона одновременно два незнакомых друг другу мужика! Так почему два разных писателя не могут иметь схожий опыт и схожие идеи? В конце концов, в этой жизни, как сказала в одной из своих книг писатель Виктория Токарева, гениальный искатель драматизма в повседневности: все случается до тридцати лет, а потом только повторяется.
Повторяется – и прекрасно! Ремейки имеют право на жизнь, также как презираемые мной фанфики (хотя нельзя не отметить что «Скарлетт» – вполне достойное продолжение «Унесенных ветром»). Поэтому я, для примера, сознательно поступлю нехорошо: возьму и стыбрю сюжет у признанного всеми мастера саспенса (попросту говоря – мастера по удерживанию читателя в состоянии напряжения и ожидания развязки), – у Вулрича.
Итак, берем книгу Корнелла Вулрича (псевдоним Уильям Айриш) «Невеста была в черном», написанную в 1940 году. Вулрич ее писал под влиянием французских «черных» криминальных романов, французы же, в свою очередь, позаимствовали этот субжанр у американцев, превратив его впоследствии в «roman noir» (к слову сказать, тогдашняя «чернуха» по степени цинизма выглядит детским лепетом на фоне нынешней). Хотя нуар приобрел популярность примерно в 20-х годах прошлого столетия, отцом «черного романа», однако, часто называют именно Вулрича.
Но вернемся к нашим баранам. Насчет «стыбрю» – это громко сказано, сюжет-то незамысловат и довольно избит: убийство (у Вулрича четыре трупа), и сыщик идет по следу. Правда ведь, не особо оригинально? Что отличает «roman noir» от просто криминального романа? Да всего лишь то, что главным героем романа-нуар является, как правило, жертва, подозреваемый или преступник (в обычном криминальном романе главным героем назначается сыщик, журналист, донцовская тетка с собачками и т.п., – то есть тот, кто расследует преступление). Нуарность «невесты в черном» особенно проявляется в развязке: героиня узнает, что ошиблась и убила не тех.
Ставим сюжет Вулрича на местную почву. «Невеста в черном» без труда пряталась в большом городе, мы же усложняем себе задачу (в качестве компенсации за отсутствие необходимости трудиться над фабулой – сюжетной основой) и помещаем героев на маленький остров Сахалинской области. (Итак, у нашей «невесты» мало пространства, почти нет возможности ускользнуть с острова, и деревенька, где все вроде как друг друга хорошо знают (позаимствуем этот прием у Агаты Кристи, которая любила поселить своих героев в маленькую английскую деревню – в замкнутом сообществе скелеты в шкафах выпуклее).
Назовем наш черновик «Незнакомка в белом» ("Женщина в белом" была у Уилки Коллинза, поэтому наш пафос оправдан нежеланием обезъянничать), – просто, чтобы не терять основную мысль и помнить, вокруг кого будем крутить повествование; или дадим «нуарное» рабочее название, например, «Мертвый сентябрь (июль, август..» (фу, пошлость какая, ну да ладно). Получаем следующий черновичок завязки:
***
Никита Горяев никогда не понимал дурацкой привычки местных девушек тащиться к маяку. За семь лет жизни на Кунашире он, наверное, тысячу раз ходил на этот мыс, столько же раз вынужден был проминаться по пустынному побережью в сторону Отрадного, и в лучшем, но редком случае ему предоставлялось право выбора, – тогда он брал в ближайшем магазине бутылку мартини, конфеты и без долгих сантиментов приглашал даму к себе.
Самый первый выход к маяку был если не приятным, то, по крайней мере, символичным – новая жизнь, новые отношения, новые местные достопримечательности. К трехсотой прогулке он уже ненавидел эту плоскую скалу, длинным языком врезающуюся в море, а к пятисотой преисполнился равнодушия и терпеливо сносил ритуал блуждания в тумане по мокрой траве.
Женщина, с которой он шел сегодня, была немножко странной и, прямо говоря, не в его вкусе, но она сама выбрала Никиту, так что Горяев мог спокойно пожимать плечами в случае ехидных вопросов. А вопросы будут – еще в кинотеатре друзья уже начали перемигиваться и кивать в его сторону: что, мол, за чудо?
Первый за тридцать лет киносеанс должен был вот-вот начаться, и фойе Дома культуры заполнили возбужденные люди. Горяев жил в Южно-Курильске не так долго, чтобы действительно понимать, почему все женщины вдруг нарядились, как не одеваются ни на работу, ни посещая местные рестораны – сдержанно и красиво, а мужчины явились в костюмах и даже галстуках, будто на свадьбу. Все чуть ли не раскланивались друг с другом, и Горяев краем уха услышал обрывок разговора: «… а я ему говорю: в клуб новую картину привезли…». Вдруг показалось, что сейчас он войдет в зал, а фильм окажется черно-белым и непременно со шкворчаньем пару раз оборвется посередине. Стряхивая наваждение, Никита вытащил из кармана билеты: Люк Бессон, «Люси», – и никакого тебе фантастического скачка в советское прошлое.
Подруга – молодая длинноногая Инна, не стесняясь людей, липла к Горяеву, собственнически оплетая его локоть обеими руками. Он ничего не имел против: эти отношения длились уже восемь месяцев – небывало длинный срок. Дело зашло так далеко, что Горяев ездил к ней обедать, а Инна знала всех его приятелей. Иногда ему забредала в голову шальная мысль про женитьбу, но, слава богу, так же быстро исчезала. Инна, конечно, заговаривала иногда о том, что «было бы лучше… как-нибудь вместе… и вообще…». Горяев намеков старательно не понимал.
Шестым чувством, которое торчало антенной из затылка, Никита выхватил из общей сумятицы приближение события. Мягкая ладонь легла ему на спину, в аккурат меж лопаток на позвоночник, и Горяев от неожиданности дернулся.
– Мне надо с вами поговорить…
Горяев обернулся на звук низкого, чуть хрипловатого голоса – незнакомая женщина смотрела ему прямо в лицо: без вызова и кокетства. От ее глаз веяло холодом, и по рукам Горяева под рукавами свитера побежали мурашки.
Инна смерила конкурентку придирчивым взглядом и, сама того не заметив, высокомерно сморщила носик – женщина была старовата на ее взгляд.
– Я пойду покурю, – великодушно уведомила Инна незнакомку и отпустив руку Никиты, зацокала каблуками к выходу.
У дверей она обернулась, еще раз окинула взглядом собеседницу Горяева, непроизвольно сосчитав достоинства и недостатки: тонкая талия – это плюс; довольно высокий рост и возможно поэтому – сандалии на плоской подошве. Плоская подошва для Никиты – всегда минус, но для Инны этот минус компенсируется ценой – сандалии дорогие, вкупе с длинным белым одеянием (что за хламида на ней?) намекают на киношный образ богатой римлянки или греческой богини. Волосы рыжие, длинные, вьющиеся, хотя могут быть и паричком. На женщину обращали внимание, Инна видела, как перешептываются то там, то тут, но никто не идет поздороваться с рыжеволосой. И это было странно: сама Инна каждые три секунды отвечала кому-нибудь: «Привет! Нормально! Тебе тоже привет! А ты как?»
Рыжеволосая терпеливо наблюдала, как Горяев следит за Инной, перебегая взглядом со щиколоток подруги на покачивание ее ягодиц. Вот, цокая шпильками, Инна скрылась за дверью, и он опять обратил свой взгляд на незнакомку.
– Итак? – сказал он, раздражаясь от вида ее губ, почти поплывших в насмешливой улыбке.
– Завтра, в семь, у церкви, – ответила женщина.
– Не понял…
– Я назначаю вам свидание, что тут непонятного? Сейчас не время объяснять, – серо-зеленые глаза, чуть оттененные косметикой, не улыбались, противореча наметившимся ямочкам на щеках.
Никита не успел ответить, – рыжая, махнув кому-то за спиной Горяева, вновь коротко тронула его ладонью – теперь по плечу, как бы ставя точку в разговоре, и отошла.
Горяев обернулся, но не успел увидеть, кого она приветствовала.
– Что хотела престарелая златовласка? – Инна опять обвилась лианой вокруг Никиты, и ему это вдруг стало неприятно.
– Знакомого искала, - ответил Горяев. – Давай, шевели своей красивой попкой, уже зал открыт…
Они вошли раньше всех и уселись на последнем ряду. Горяев внимательно рассматривал публику, но та, которая назначила ему встречу, в кинозале так и не появилась.
Весь следующий день он думал о предстоящем свидании и пытался просчитать, что интересовало рыжеволосую на самом деле. В то, что она воспылала к нему страстью, Горяев не верил – все было против этого предположения: и внезапное появление, и лишенный теплых искорок взгляд, и отсутствие интереса к Инне. Незнакомка обратила на Инну столько же внимания, сколько на стенку, а вот Инна не только провела сравнительный анализ себя со «златовлаской», но и имела неосторожность вечером в постели выложить Никите свои выводы. Умозаключения пассии сводились к тому, что она, Инна, моложе, а потому привлекательнее. И по тому, как Инна настойчиво расписывала достоинства своих упругих сисек и заставляла Горяева наощупь убеждаться в отсутствии целлюлита у нее на бедрах, Никита понял, что Инну встреча в кинотеатре беспокоит. Женское чутье – вот как это называется. Он готов был поклясться, что никогда не видел рыжую раньше, но какой-то смутный образ мелькал в мыслях. Горяев не успел схватить воспоминание, и оно исчезло.
К обеду он твердо решил, что никуда не пойдет – в конце концов рыжая могла и пошутить, но к вечеру Инна собралась в салон красоты, и Горяев рассудил, что от него не убудет, если он прогуляется к церкви. Не явится незнакомка – ну и не надо, он зайдет в магазин и возьмет пивка. А придет…
Рыжая ждала его, нетерпеливо постукивая носком туфельки об асфальт. Молча кивнула, махнула рукой – мол, пошли, – и повела… Куда бы вы думали? Сюрприза не было: к маяку.
– Послушайте, давайте хоть познакомимся, – сказал Никита ей в спину, когда они вышли за последний дом.
– А надо?
– Ну, это глупость какая-то, я иду за вами, как телок на привязи, а вы даже не хотите сказать, как вас зовут.
– Я скажу, – пообещала она и ускорила шаг.
Горяев подумал: «Почему она опять в белом?»
Тонкая материя волновалась вокруг ее ног, цепляясь за колокольчики и кровохлебку, и Никите все время казалось, что жесткая трава вот-вот порвет ей юбку.
– А вам не холодно? – на мысу всегда дует неприятный сырой ветер и, возвращаясь оттуда, Горяев каждый раз чувствовал тонкий налет океанской соли на щеках .
Женщина шла на пять шагов впереди, и Никита вдруг увидел, какой роскошной волной падают почти до талии рыжие волосы. Закатное солнце било лучами ей в спину, и копна волос переливалась жидким золотом на ветру. «Престарелая златовласка», – вспомнилось ему, и чувство протеста, выбравшись из-под ребер, уперлось в кадык: женщина, может, и казалось староватой Инне, но для него «златовласка» была вполне ничего себе. Трудно определить ее возраст, но вряд ли она старше Никиты.
Незнакомка приподняла юбку и перебралась через заросший травой окоп, сверкнув щиколотками, – на правой Горяев заметил татуировку и удивился: для женщин его поколения татушки не были обычным делом.
Целеустремленность рыжей задевала: словно бы ей все равно, топает Горяев позади или нет. Обернулась она, только когда маяк остался позади:
– Вот мы и пришли.
Никита равнодушно огляделся. Горизонт тонкой нитью делил мир пополам, закатное небо переливалось розовыми оттенками, отражаясь в спокойной глади. Ветер стих, как бывает всегда в предзакатный час.
– Вы бывали здесь раньше? – спросила она.
– Разумеется.
Она стала на край обрыва и, вытянув шею, пыталась увидеть что-то внизу. Волнистые локоны ворохом осыпались со склоненной спины и за рыжим занавесом скрылось ее лицо. Горяеву вдруг показалось, что волосы тяжелые, перевешивают, и она сейчас сорвется с обрыва.
– Эй, отойдите от края, пожалуйста, – попросил он. – Как вас все-таки зовут?
Она рассмеялась:
– Вы боитесь высоты?
– Ничего я не боюсь!
– Ну, так подойдите, обещаю, что не свалюсь вниз на ваших глазах.
Никита, уже начиная досадовать на себя за то, что поддался на провокацию и вообще пошел куда-то с этой женщиной, шагнул ближе и протянул ей руку.
– Идите сюда.
– Смотрите, – она не отрывала взгляд от чего-то внизу. – Надо же как здесь теперь круто, а раньше была вполне безопасная тропинка вниз.
– Вы что, хотите спуститься?
– Нет. Да иди-те же, наконец, ближе!
Горяев, вздохнув, подошел к самому краю. Рыжеволосая присела на корточки и обняла колени, по-детски уткнувшись в них подбородком. Чтоб не стоять столбом, Никита тоже присел – близко, джинсы почти прикасались к белой юбке.
– Ну, вот, – сказала она.
Никита подумал, что прогулка становится невыносимо скучной. Вдруг порыв развернувшегося ветра бросил ему в лицо рыжие пряди, и Горяев отшатнулся.
Все дальнейшее казалось ему нереально-медленным: женщина, привстав, протянула обе руки и толкнула Горяева. Он летел вниз и видел при этом свои ноги и руки, которые не успевали падать вровень с телом, а серо-зеленые глаза странной и – надо же! – опасной женщины смотрели сверху и, кажется, не удалялись, а наоборот – приближались, и ее горящие в закатном солнце волосы, уже не золотые, а отливающие красным, трепались на ветру и заполоняли небо. Он еще успел подумать, что придет домой в порванной одежде и с синяками, и Инна будет весь вечер доставать его вопросами, он не выдержит, и пошлет ее подальше.
Голова ударилась о камень, сноп искр вылетел из глаз, и в набегающей темноте рыжие пряди, захватив все окружающее пространство, набились ему в рот, перекрыв дыхание. Но еще до того, как погасли искры, он успел вспомнить.
Рыжеволосая увидела проблеск осознания в исказившихся чертах его лица, в сомкнувшихся у переносицы бровях, заметила движение пальцев потянувшейся к ней руки – запоздалый жест сожаления, и кивнула.
– Первый, – шепнула она и, нисколько не нервничая, будто все случившееся не имело значения, подхватила полы юбки и легким, быстрым шагом пересекла пустырь морской террасы. Ее видел издали мужчина, гулявший с черно-белой лайкой, и две женщины, катившие по наезженой колее детскую коляску.
***
Алтуфьев отодвинул бордовую занавесочку, делавушую кабинку ресторана похожей на катафалк, и погасил свет, чтобы было лучше видно, что творится в общем зале. Две высоких девчонки – блондинка и пегая («Кажется, это называется у них мелированием», ? подумал Николай Алексеевич) колыхались в центре с равнодушными лицами, мерно двигая челюстями. Блондинка толкнула в бок пегую и спросила, кивнув на Алтуфьева, явно рассчитывая, что он услышит:
? Это что за гоблин?
Пегая выпустила изо рта пузырь жвачки и, приткнувшись поближе, ответила подружке на ухо. Блондинка вскинула брови, равнодушное выражение, однако, не исчезло с ее лица.
? Да-а? – протянула она и демонстративно повернулась к Алтуфьеву спиной.
Николай Алексеевич ухмыльнулся: тощий зад красавицы был похож на два яблока, которые кто-то шутя запихал ей под мини-юбку. Алтуфьев предпочитал формы более вкусные – зад одалиски должен быть, как пара небольших дынь, так что девочка может не стараться. К тому же с малолетками связываться ? себе дороже. Он давно вышел из того возраста, когда искал приключений на свое собственное сидячее место. Спокойно выпить, закусить, посмотреть на молодежь и уехать ? чуть раньше, чем завсегдатаи «Океана» побегут на улицу блевать шампанским на новый асфальт. Если повезет ? уехать не одному.
? Алексееич, не возражаешь?.. ? в кабинку заглянул начальник райотдела полиции Кочкин.
? Присаживайся, Антон Иванович, - ответил Алтуфьев. ? А ты чего в комуфляж вырядился?
? Да какая разница? Шалавам что галстук, что комуфляж – один шут. Главное ? фейсконтроль пройти, ? и Кочкин, добродушно заржав, покрутил пухлым пальцем вокруг своей физиономии.
Алтуфьев зацепил за локоть бежавшую мимо официантку:
? Слушай, красавишна, будь ласка, попроси вашего этого диджея, чтоб музыку поставил нормальную.
Официантка убежала и через минуту осточертевший Алтуфьеву рэп умолк. Разочарованно погундев, отдыхающие разбрелись к своим столикам.
? Ты как насчет коньячку? - спросил Николай Алексеевич Кочкина.
? Положительно, - ответил Антон.
Алтуфьев разлил коньяк по рюмкам и потянулся через стол чокнуться:
? Ну, будем!
Заглатывая коньяк, Кочкин краем глаза заметил движение Алтуфьева, который, как охотничий пес, сделал стойку, таращась в полутемный зал. Антон Иванович едва не вывернул шею, высунувшись из кабинки: что мог увидеть вице-мэр во тьме третьесортного ресторана, чтоб так у него челюсть отвисла?
Коньяк скатился по пищеводу мягко, – владелец ресторана заказывал качественные напитки для постоянного и высокопоставленного клиента прямо из Японии. Тонкий мед послевкусия слился с картинкой, внезапно ударившей Алтуфьева прямо в мозг и куда-то в солнечное сплетение, – он втянул носом воздух: в ореоле света, бьющего из открытой двери, плыла женщина. Он едва ли сделала десять шагов к центру зала и остановилась в нерешительности, но Алтуфьеву показалось, что он уже долго-долго смотрит на разлетающиеся от ее ног волны длинной белой юбки и на подрагивающие широкие кружева вокруг декольте. Темные, гладко зачесанные волосы, собранные в тяжелый узел на затылке, украшала нитка жемчуга, и от всего облика этой странной, слишком парадно одетой особы веяло чем-то нездешним.
Она стояла напротив кабинки, из которой так бесцеремонно ее разглядывали два местных светских льва, и, будто чтобы добить Алтуфьева, грянуло танго ? диджей дозрел.
От барной стойки отделился кудрявый красавец с кавказским носом и, подхватив даму в белом, повел ее по залу. О том, как танцуют танго, он явно не имел никакого представления, но особу в белом это не смущало. Она податливо выгибалась, отзываясь на движения партнера, и летящая ткань юбки вилась вокруг его джинсов. Мужчины смотрели с легкой завистью на расторопного кудрявого танцора и с неприкрытым восхищением на его партнершу. Женщины дулись.
Алтуфьев вышел из кабинки и уверенным шагом, едва не столкнувшись с танцорами, прошел прямо по центру зала за барную стойку и взял за шиворот мальца, заведующего музыкой:
? Слышь, орел, я же просил…
Диджей кивнул и запустив руку в картонную коробку выволок оттуда диск Ваенги.
? Пойдет? – крикнул он Алтуфьеву.
Николай Алексеевич только махнул рукой: что, мол, с тебя, балбеса, требовать? Он обернулся в зал, там уже опять топтались подпившие тощие девчонки, те самые ? блондинка и пегая, в окружении вожделеющих их внимания кавказцев; два китайца пили водку возле барной стойки, шумная компания военных что-то праздновала, сдвинув вместе три стола, обливая скатерть шампанским, а Кочкин с аппетитом закусывал алтуфьевский коньяк жареными в кляре яблоками. Ни женщины в белом, ни кучерявого уже не было.
? А куда нимфа-то делась? ? спросил Кочкина Алтуфьев. ? Ты ее не знаешь, часом?
? Не-а.. Но завтра выясню. У нас муха не пролетит, чтоб мне не доложили! Отыщем твою красавицу.
Бурякин не стал говорить, что красавица не его, ? он рассчитывал как раз на то, что она будет его. Жаль, что не сегодня…
- - - -
Первый отрывок написан вечером в пятницу, второй – начат вчера, но что-то отвлекло. Между этими отрывками нужно всунуть появление сыщика (адвоката, бывшего следователя или молодого фээсбэшника, а может, расследованием займется Инна?). В принципе, я уже знаю, из каких побуждений (мотив) и каким образом (способы) "незнакомка в белом» может положить перед южно-сахалинским сыщиком (с какой-то целью приехавшим на маленький остров – его мы тоже окунем в чуждую среду; а может и не будем и возьмем местного) трупы (не менее трех). Сложнее придумать, в чем выразится трагедия главного героя («незнакомки в белом»), - что должно одновременно ужаснуть читателя и заставить его сочувствовать преступнице? Именно это сделало бы наше повествование оригинальным. Решить
Фабула есть. Сюжет прорисован. Наращивать мясо начерно нет смысла – здесь можно писать сразу.
Легко?
+7-962-125-15-15