К встрече врио губернатора Кожемяко и блогеров АСТВ
Дело идет к ротации областных управленцев. Для тех, кто стремится в это управление, надо бы понимать задачи, которые придется реализовывать. Причем не просто отрабатывать в текущем режиме, а еще и наверстать не менее чем пятилетнее отставание в организации областных органов власти. Каждый год за четыре – это серьезный вызов для энтузиастов. Не административно управляемой команды, а именно для коллектива энтузиастов. Есть вызов времени в организации управления с приоритетностью социально-психологических факторов труда. О чем речь?
Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" впервые в новейшей истории России поставлена задача разработки и реализации государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. Культура возведена в ранг национальных приоритетов.
По Конституции РФ общие вопросы культуры относятся к совместному ведению федерации и субъекта федерации. Готова ли Сахалинская область к региональной культурной политике?
У меня накоплена достаточная доказательная база, что ПСО не только не готово, но и саботировало готовые наработки. В частности, по региональному социокультурному проекту развития в рамках Стратегии национальной безопасности РФ, по региональной программе развития социальной инфраструктуры при реализации СРП.
Что существенно для сахалинцев в реализации Указа №808?
Цель: увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на родине (Родина с маленькой буквы в Указе – в смысле малой Родины), считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания, раскрытия творческих, созидательных способностей.
Метод: постепенное и целенаправленное включение профессионального сообщества и общественных организаций в процесс трансформации административной системы управления.
Направления (по тексту Указа):
А) (создание)/ сохранение материального культурного наследия (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т. д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии - все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи);
Б) сохранение и распространение нематериального культурного наследия (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие);
В) развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций, повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности; формирование базовых навыков восприятия и создания произведений искусства в процессе общего образования; повышение доступности дополнительного образования в сфере искусств; сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел; создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учетом этнонациональных традиций и особенностей местных сообществ;
Г) практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц;
Д) повышение эстетической ценности архитектурной среды городов, государственная поддержка архитектурного творчества, признание архитектуры социально значимым видом искусства;
Е) приоритетное развитие гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Вот примерно так, для начала. Посмотрим, какие дополнения/изменения в областной закон «О культуре» наш продвиннутый облМинкульт предложит. Мне лично очень любопытно, как они вместе с учеными раздельно конкретизируют духовную и нравственную деятельность. Вот это стоящую задачку гуманитариям президент подкинул, аплодисменты от русского движения.
В Указе определен срок реализации культурной политики – не менее 15-20 лет, однако первые ощутимые результаты должны быть получены в ближайшие 5 лет. И результаты материальные, а не очередной свод «конкретизированных» намерений.
Социокультурный проект как норма Стратегии национальной безопасности необходим для реализации в Сахалинской области ФЗ-172 «О стратегическом планировании». Потому что экономические мероприятия должны иметь российский цивилизационный смысл и содержание.
Надо пересматривать распоряжение Правительства Сахалинской области от 29 октября 2014 г. N 598-р "Об утверждении Плана-графика ("дорожной карты") по подготовке документов стратегического планирования Сахалинской области». В нем нет обязательного требования стратегического планирования – учет параметров национальной безопасности РФ.
Вообще, в культурном и экономическом блоке областного управления требуются самые жесткие меры кадрового отбора. Новому составу предстоит наверстать минимум четырехлетнее запаздывание и разработать:
1.Региональный социокультурный проект развития (выбрать и конкретизировать с учетом сахалинских реалий на основе указа №808 какую-либо общепризнанную культурологическую модель развития: государство-инженер, государство-архитектор, государство-вдохновитель, государство-патрон);
1.Прогноз социально-экономического развития СО на 12 лет (основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов, оценка факторов и ограничений экономического роста, показатели развития социальной, транспортной и энергетической инфраструктур, количественные показатели и качественные характеристики, основные параметры государственных программ);
2.Бюджетный прогноз на 12 лет;
3.Долгосрочную стратегию социально-экономического развития СО на 6 лет (на основе Прогноза приоритеты, цели, направления, показатели, задачи и ожидаемые результаты социально-экономической политики, оценка финансовых ресурсов, перечень областных программ);
4.Областные программы на основе Стратегии (письмо Минфина России от 30 сентября 2014 г. N 09-05-05/48843 «О разработке и реализации государственных программ субъектов РФ»;
5.Схему территориального планирования (на основе Градостроительного кодекса РФ);
6. План мероприятий по реализации Стратегии (трехлетние этапы);
7.Среднесрочную Стратегию социально-экономического развития (на 3 года как этап долгосрочной Стратегии);
Надо бы уже понимать объем среднесрочных государственных региональных программ в рамках положений ФЗ «О стратегическом планировании».
Как я понимаю, самой политизированной, спорной и наукоемкой частью 12-ти летнего Прогноза будут демографические показатели. Пора переламывать отношение к Сахалинской области как к социально-упадочной зоне вахтового освоения ресурсов.
Пока ПСО жует в управленческом обозе на свою высокую зарплату надуманные «планы мероприятий», «дорожные карты» и всяческие мониторинги.
Скоро от них будет приниматься одно название: годовой план мероприятий по реализации среднесрочной Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области. С персональной ответственностью руководящего состава.
Сахалин должен подтянутся на уровень лучших федеральных ориентиров по организации регионального управления. Все необходимые ресурсы у нас есть в достатке. Финансово-сырьевой ресурс – даже в избытке, раздаем направо и налево.
Остается уплотнить идею общего развития до степени управленческой воли. Вот здесь блогеры АСТВ должны свою лепту внести.
+7-962-125-15-15