Рабы-рыбаки

Еще одна трагедия на море. Снова страшные смерти. Хотя в море не страшных, не бывает. Но пожар… 

Сегодня профессия рыбака – самая опасная на Сахалине. Они гибнут, как во время викингов. Словно не было с тех пор изобретено компаса, GPS, спасжилетов и огнетушителей.

Десять лет назад разговаривала с сотрудником гострудинспекции. Он вздыхал, что раньше в год если было 5 смертей на судах, это было ЧП, а потом стало 30 – 40 и это никого не удивляет. Какова статистика сейчас – не знаю, но спорю, что не улучшилась, а усугубилась.

Я не знаю, что вызвало пожар на «Тайгане», не знаю, почему не удалось избежать жертв. Но в любом случае, то, что происходит сейчас в отрасли – это результат систематического и последовательного бездействия властей.

Мой папа, после того, как его списали на берег по здоровью стал работать девиатором в электрно-навигационной камере. Понимаю, что это мало кому что скажет, поэтому объясню – он проверял исправность приборов перед выходом судна в море. В один прекрасный день он пришел домой с квадратными глазами и поделился удивлением – ему предложили взятку за то, чтобы он проверку не проводил, и побыстрее подписал документы для выхода судна в рейс. «Ладно бы предложили взятку за то, чтобы получше проверял, но за ЭТО?» - в голове отца, который сам ходил в море капитаном не укладывалось, что можно так рисковать судном и экипажем. Кстати, ходовые испытания длились всего несколько часов и эта задержка для парохода совсем не критична.

Сейчас в области не осталось учреждений, которые бы проводили проверки перед выходом судна в море. Не нужны оказались.

И как результат – на промысел выходят лохани, где нет ни спасательных костюмов, ни плотов.

Когда в районе мыса Свободный исчезла шхуна «Удача 1» специалисты не могли понять – почему ни единого сигнала тревоги не пришло с борта? Почему радиобуй, который при кораблекрушении должен подавать автоматический сигнал молчал? А другие специалисты им объяснили – капитан мог пойти на «левый лов» и на время перехода отключить все аппаратуру, чтобы передвижения не засекли, а буй прикрутили на палубе, чтобы не случайно не упал. Такие вот меры предосторожности. В результате родные погибших до сих пор не знаю, куда везти венки. Мать одного молодого матроса год кидалась к телефону, ожидая услышать голос сына. Мне рассказывала, что может команду вынесло на берег и они живут сейчас на каком-нибудь острове ожидая помощи. Ей экстрасенс сказал. Честное слово, лучше похороны, чем такая затянувшаяся агония.

Конечно, можно упрекать рыбаков, что сами идут работать на сомнительные суда сомнительных фирм, где работают неофициально, без договоров. Но если больше идти некуда? Можно подумать, что они имеют возможность пойти на новый корабль, получить трудовой договор, соцпакет и 6-часовой рабочий день, но предпочитают браконьерить на свой страх и риск на старой лохани.

Эту скотскую систему выстроили власти. Самую отмороженную фирму, которая на своих судах по несколько лет в рабстве держала рыбаков, где людей избивали до полусмерти, где и речи  не было о зарплате, держал бывший офицер ФСБ. О его судах «Обручево», «Водитель», «Первореченск» я писала не раз. И не только я. Если интересно – поищите в сети. Но даже несмотря на огласку, руководителю бандитской фирмы все сходило с рук. Он был однокашником одного руководителя местного управления ФСБ, другом – другого, князем (диплом о княжении лично видела).  Что, нельзя было найти на него управу? Выходит – нельзя. Кстати, на его подельника и компаньона, который курировал фирму в Японии, все же нашли – его убили в Корее. Воистину – получил то, что заслужил.

Удивляет поразительная беспомощность властей и правоохранительной системы. Хотя, когда ей нужно, она решает проблемы, просто за час. Добытчики ежа рассказывали историю, как однажды какой-то генерал собрался с инспекцией на Южные Курилы. За день до его прибытия местные пограничники по радиосвязи сказали браконьерам явится в определенный квадрат. Прибыли все до единого. Там им на простом русском языке приказали, чтобы на сутки все убрались либо в порт либо в нейтральные воды. В общем, чтобы не маячили. Все сказали «Не вопрос» и картину инспекции ни один браконьер не омрачал.

Кстати, вот деталь – когда ученые стали добиваться увеличения квот на добычу ежа, этому резко воспротивились….. пограничники. Кажется, вы-то откуда знаете сколько на дне этого ресурса? Но пограничники бились как львы, чтобы квоту оставили мизерной. Ее все же увеличили и теперь  те компании, которые возили ежа в Японию нелегально, теперь везут его открыто. Кто-то лишился маленького приработка….

Почему чиновники уничтожают систему контроля за флотом, правоохранительные службу выстраивают систему абсолютно откровенно вымогательскую, а тонут, горят и работают бесплатно рыбаки? При этом контроль-то как раз есть – недаром рыбопромышленники, воют от нашей бюрократии и предпочитают лишний раз в российские порты не заходить. Вот только контроль этот специфического свойства.

Я не уверена, получат ли семьи погибших на «Тайгане» компенсации. Полагаю, что нет. Владелец не известен, название фирмы – тоже. Судно которое уже, по слухам, меняло названия, может сменить его снова. Делов-то. 

Автор: Любовь Барабашова, 20 мая 2013, в 11:39 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Что общего у эфиопца и россиянина? И при чём тут МТС?
Что общего у эфиопца и россиянина? И при чём тут МТС?
Нетерпение сердца
Нетерпение сердца