История одной музы

История одной музы

Скульптуры Огюста Родена славятся особой чувственностью – он отнюдь не был пуританином,   а его работы вызывали осуждение приличного общества даже после того, как он получил признание. Сегодня мы только улыбнемся, ведь с точки зрения современников скульптуры Родена почти целомудренны, а то, что его «Мыслитель» не одет, мало кто замечает, потому что он прекрасен.

Но ХIX век имел свои, жесткие представления о морали. Роден в них не вписывался. Он жил так, как чувствовал и так, как сегодня живут многие. Увы, для самой главной любви его жизни это обернулось потерей себя и трагедией, с которой она не сумела справиться.

Ее звали Камилла. Невероятно одаренная девочка, в руках у которой глина превращалась во все, что она видела перед собой. Мастерской был сарай, натурщиками – братья и сестры. Глину для своих работ она ухитрялась выкапывать сама где-то в окрестностях маленького французского городка…

А потом был Париж. Камилла поступает в частную Академию Коларосси. Туда принимают женщин и даже разрешают им изучать технику лепки обнаженной натуры. Это нонсенс, потому что в Академию изящных искусств женщинам вход был безнадежно закрыт.

В 19 лет она попадает в мастерскую Родена. Он долго отпирался. Родену было уже около сорока, он долго работал подмастерьем и реставратором чужих работ, и вот, наконец-то, стал заметен как мастер. Ему не нужны были ученики или помощники, и его пришлось долго упрашивать взглянуть на необычную и невероятно одаренную девушку, чью работу «Старуха Элен» уже успели принять в знаменитом парижском Салоне.

Видимо, она его действительно впечатлила. Камилла осталась у мастера – подметать мастерскую, месить глину, строить каркасы, учиться у профессионала.  Она почти все время молчала и работала, в свободное время ухитряясь трудиться и над своими скульптурами.

Свой собственный, понятный только этим двоим людям мир становился все шире и шире. Огюст Роден был связан с другой женщиной, как принято сегодня говорить, гражданским браком. Она была преданной и честной женой, безропотно бравшей на себя обязанности по обеспечению семьи, когда он бывал в творческих кризисах, растившая их сына, варившая ему обеды. От искусства она была безнадежно далека. Камилла же дышала с ним одним воздухом, загоралась одним вдохновением. Надо ли говорить, что их отношения переросли наставнические? Из девушки с метлой она превратилась в его натурщицу, и именно период отношений с Камиллой стал расцветом его творчества.

Эти отношения не были мимолетными. Около десяти лет Огюст Роден разрывался между своей любовью и чувством долга по отношению к  жене. Постепенно о Камилле узнали в его кругах. Что говорить, он и сам был грешен тем, что хвастал ею и ее талантом перед друзьями, коллекционерами, скульпторами, ввел ее в светское общество и предпочитал появляться там с ней, а не с женой. Самой Камилле он далеко не сразу признался, что несвободен.

Единственная беременность Камиллы завершилась потерей ребенка, отношения с любимым человеком оставались ограниченными их тайной мастерской. Ей было уже почти тридцать, и это возраст, когда женщины устают от неопределенности. Она решилась на разрыв. Кроме того, ее семья, включая мать, узнав о ее связи с Роденом, громко и решительно отреклась от нее. «Когда мать узнала, что я сплю с Роденом, она запретила мне показываться в ее доме, утверждая, что страсть захватила мой ум и глубоко его поразила. Это ужасное, ранящее состояние — быть человеком, от которого отреклись», — напишет она позже. Все эти события плохо сказались на ментальном здоровье девушки.

Еще какое-то время она пыталась жить и состояться без него. Но это было трудно. Ее репутация была испорчена, музеи неохотно принимали ее работы и чаще отказывали. Терзаемый чувством вины Роден посылал ей деньги и поздравлял с праздниками, но она отзывалась о нем со злым сарказмом.  Периоды одержимости работой сменяются апатией. И, хотя именно в это время Камилла Клодель создает свои лучшие работы – «Вальс» и «Клото» -оно станет закатом ее творчества. Она станет все реже и реже выходить на улицу из своей квартиры, голодая из-за отсутствия средств к существованию…

Однажды ее соседи, обеспокоенные тем, что из квартиры долгое время никто не выходит, а ставни все время закрыты, вызовут полицию. Квартиру вскроют и обнаружат в ней исхудавшую испуганную женщину среди гипсовых и глиняных фигур, в невероятной грязи. Ее увезут в психиатрическую клинику, где она и проведет следующие тридцать лет своей жизни.

Там ей даже предложат продолжить свою работу и пообещают обеспечить глиной и всем необходимым, но она категорически откажется.  Объективных оснований держать ее в клинике не было и сотрудники периодически отправляла письма матери и братьям Камиллы, но они забирать ее не стали. Брат Камиллы Поль Клодель приложил целый ряд усилий, чтобы сестра оставалась там.

Что касается Родена, он был богат и знаменит: десятилетний период его творческого подъема дал невероятные плоды. Но после разрыва со своей музой скульптуры Родена навсегда лишились пронзительной чувственности. Один удержать эту высоту он не сумел. До конца жизни мастер мучился виной и слал деньги в клинику, но сам туда приезжать опасался. Последние годы жизни Роден был окружен сомнительными любовницами, расхищавшими его имущество и даже выносившими скульптуры из его мастерской.

Камилла Клодель умерла в возрасте 78 лет клинике Монтедеверже, Огюст Роден – двадцатью шестью годами ранее. За 25 дней до смерти своей гражданской жены Розы Бёре он официально женился на ней, уже тяжело больной. Через 11 месяцев не стало и его самого.

Зачем я пишу об этом? Меня всегда привлекали судьбы людей, та цена, которую мы платим за решения и поступки, цена успеха… Биографии – особенно ценный источник знаний о людях, о нас самих. Эта история, на мой взгляд, хорошая иллюстрация того, что уклонение от принятия решения – это тоже решение. И оно тоже несет свои последствия. Каким-то образом главному герою, якобы избегавшему предательства жены, удалось разом предать обеих этих женщин. А чувство вины – интересное чувство. Оно как будто предлагает компенсацию за твои поступки: да, я нехорошо поступил, но я же тоже страдаю! И вроде ты уже и не такой плохой. Классическая сделка с совестью.

Но я не осуждаю. Мы все такие, в большей или меньшей степени. Просто, когда мы это отчетливо видим, мы становимся понятнее сами себе.  

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: AnnaAnna, 20 апреля, в 14:01 +4
Комментарии
Online
Написано 20 апреля, в 17:51
С одной стороны, предательство разрушает не только отношения, но и душу. Но это только в том случае, когда человек осознает это предательство. В этом смысле люди далёкого прошлого были чище и совестливее нас. Сейчас большинство людей, предавая духом и телом, не считают это ни предательством, ни даже проступком. Но, тем не менее, скрывают, значит, осознают, что это неправильно. Только чувства вины и страданий не испытывают, причиняя страдания другому, обычно близкому. Чаще всего.
Порой мне кажется, что предательство (не именно измена, а предательство в общем) - часть жизни любого человека. Интересно было бы встретить персону, прожившую не менее половины жизни и ни разу не преданную никем - ни другом, ни близким, ни любимым человеком. Есть такие, интересно?
+2
Online
AnnaAnna Online
Написано 20 апреля, в 18:05
Ник_то, и не только не преданную, но и не предавшую ни разу, хоть в чем-то. Не говоря уже о том, как часто мы предаем сами себя. Поэтому и написала, что эта история в каком-то смысле - о нас всех, и я никого не сужу. Часто мы не хотим плохого. Мы просто хотим жить, как нам удобнее.
+3
Online
Написано 20 апреля, в 19:19 Отредактированно 20 апреля, в 19:20
AnnaAnna, последняя фраза

Однако есть те, кто все же обладает эмпатией и живёт не только для себя. А есть те, кто себя и свои желания (или желания, например, только своей семьи, яжмам-папы из той же серии) ставит на первое место. Это печально, потому что если хоть вполовину , да что там, даже на треть люди имели больше эмпатии - стало бы легче жить всем. Это общемировая проблема, не только наша конкретно.
+2
Написано 20 апреля, в 18:32
Это и есть сила женщины для мужчины. Когда мужчина теряет свою женщину, именно свою по душе, по тому состоянию которое именно с ней, то он умирает. Его жизнь меняется и он теряет все. Так произошло со многими великими людьми. Есенин и Айседора, Наполеон и Жозефина. Потеряв музу теряешь жизненную энергию и погибаешь.
+1
Online
AnnaAnna Online
Написано 20 апреля, в 19:16
ateriya, Роден не погиб. Но скатился, да.
+2
Написано 25 апреля, в 00:59
Какая показательная личная трагедия...
+4
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Кулич моего детства, или Как я побывала на освящении пасхальных сладостей
Кулич моего детства, или Как я побывала на освящении пасхальных сладостей
С двойным юбилеем, Григорий Николаевич!
С двойным юбилеем, Григорий Николаевич!