Пирожное и мороженное и качеля. Избирательные кампании
Я прошел уже не одну избирательную кампанию и вижу, как меняется и стратегии кандидатов и сам избиратель. Эта кампания будет отличаться от всех предыдущих.
Решение перейти от смешанной системы выборов к исключительно одномандатной было продиктовано вопросами не местечковыми, разумеется, а стоящим на уровне государства. Появились риски, что в представительные органы могут попасть, прикрываясь исключительно брендом, члены партий, за плечами которых ни реальных дел, ни даже известности у избирателей. Понятно, что выборы по одномандатным округам для таких людей станет проблемой. За это время они отвыкли от кампаний как таковых)
Но с другой стороны возвращается возможность людям инициативным, активным, имеющим говорить и способно внятно высказать какую-то идею, стать депутатом. Меняется концепция возможностей. Это важно.
Вместо 13 округов по 10 тысяч человек сегодня появились 25 округов, где проживают примерно 5 тысяч избирателей. Сегодня любой может округ обойти, переговорить со всеми жителями, постучать буквально в каждую дверь. Возвращается время, когда выборы могут выиграть люди, не имеющие большого ресурса, но способные общаться и убедить избирателей.
Возвращаются времена политического романтизма. Я помню, как в 2005 году кресла депутатов горсобрания занимали люди, которые на политическую сцену выходили из ниоткуда, их никто ранее не знал. Один кандидат одел куртку с надписью МЧС ( при том, что к министерству чрезвычайных ситуаций отношения никакого не имел), обошел все дворы в округе и его избрали. Вот и сегодня возвращается актуальность личного контакта.
Нужно учитывать, что и настроения избирателей сегодня совершенно иные, чем были ранее. Лет пятнадцать назад все кандидаты выступали с глобальными, заведомо невыполнимыми программами «как нам обустроить Россию». Потом такие приемы сменились более прагматическими – избиратели устали слушать про глобальные задачи. Выборные компании стали прикладными - кандидаты начали монтировать уличное освещение, устанавливать детские площадки и засаживать клумбы. И обещали они примерно тоже – починить крышу, закопать яму. Это работало, хотя, по сути, не совсем правильно. Депутаты не должны подменять собой ЖЭУ и муниципалитет. Они представляют интересы жителей города и им не присущи функции органов исполнительной, они не должны таким образом подкупать избирателя.
Но сейчас большую часть территорий уже более-менее привели в порядок и качели больше не являются чем-то невиданным. И хотя у нас эти процессы сильно запаздывают по сравнению с другими регионами - там дворы это дворы, а у нас очень часто это, судя по виду, место какой-то глобальной битвы. И тем не менее, процесс благоустройства запущен. Строить кампанию на одних качелях не получится.
Мне кажется, что сегодня, на фоне ого бюджета, что сегодня имеет Южно-Сахалинск, кандидату становится выгодно говорить с избирателем о другом. В бюджете достаточно, чтобы он мог исполнять свойственные ему функции. И нужно обещать горожанам обеспечение эффективного расходования средств.
Ведь сегодня у Южно-Сахалинска бюджет 25 млрд рублей, то есть больше 700 млн долларов. Не всякий город в Европе имеет такие возможности. Эта информация способна серьезно повлиять на мыслящего избирателя. То, что работало еще вчера – обещание заасфальтировать яму перед домом, по идее, сегодня должно вызывать отторжение – у города столько денег, что асфальт должен лежать уже давно. И именно об эффективной использовании ресурсов, о планах развития нужно говорить. А это не требует гипервложений, нужно только найти внятную идею и правильный подход к избирателю.
+7-962-125-15-15