Осень. В ней жизнь человека

Осень. В ней жизнь человека

Если было бы возможно сыграть в «русскую рулетку» с самой природой, поставить на кон жизнь, а в барабан начищенного до блеска Кольта зарядить один единственный патрон на выбор, я бы предпочёл патрон калибра «осень». А уж если бы мне не повезло (как это обычно со мной случается, когда приходится надеяться на случай), я бы хотел умереть от струи осеннего свежего морозного воздуха, бьющей в самое основание моего мозга.

Никогда не задумывался над тем, почему всё чаще в разговоре с людьми стал повторять фразу: «Да не понимаю я, почему вы так грустите по уходящему лету. Не люблю я лето. Люблю осень!». Нет, ну правда, должна же быть какая-то причина любви и нелюбви к чему-то неживому. Вот взять, к примеру, любовь к матери. Понятно же всё – люблю, потому что она – мама (читай – выносила, родила, вырастила, воспитала, поставила на ноги). Или вот любовь к девушке – понравилась внешне, нашел какие-то общие черты характера, да и вообще она – уууух какая – понимающая, ласковая, добрая. Они живые – они способны под тебя подстроиться, способны разжечь в тебе пламя любви нежным прикосновением утром, теплым очагом вечером. Ты как бы уже родился с любовью к ним, просто узнаёшь о существовании этой любви позднее – когда впервые скучаешь по маме, уезжая в какой-нибудь детский лагерь на всё лето, когда видишь ту самую девчонку на школьной дискотеке и замечаешь какое-то внутреннее смущение, несвойственное тебе ранее. А осень? Как можно любить осень? Или не любить лето? Как?

Может, дело в самом понимании значения слова «любить»? Может быть, я что-то с чем-то путаю, употребляя в речи по отношению ко времени года слово «люблю»? Может, стоило бы сказать «нравится мне осень», ну или «обожаю осень». Не не не… Во как – «ассоциирую с осенью самые счастливые моменты жизни». Да ну нет же! Люблю! То есть, чувствую по отношению к любимому времени года столько положительных эмоций, что готов раздаривать их другим. Вот налево и направо – всем! Люблю! То есть, готов ради встречи забросить все свои дела, убежать непонятно как далеко, сесть на какой-нибудь пень у берега реки, и просто дышать, наслаждаясь моментом единения. И вот парадокс же еще какой – к человеку любовь со временем может потухнуть, иссякнуть, притупиться, отойти на второй план, давая простор каким-то другим чувствам – уважению, преданности, верности. Любовь не пропадает, нет, она эволюционирует, разбрасывая свои частички всюду – вот ты вроде бы и уважать человека стал сильнее, но теперь как-то еще и с любовью. И верен ты ему, но теперь еще крепче верен, потому что к верности прибавилась частичка фундаментального чувства. То есть, теперь ты больше ему верен, нежели чем любишь его. А к осени как это применимо? Ты ее не уважаешь так, как уважаешь отца, ты не верен ей, потому что изменять ей не с кем, да и не хочется. Ты даже не предан, поскольку это просто не нужно. Ты ее всю жизнь любишь (или не любишь) одинаково - не так сильно и пламенно как маму, а прямолинейно – без скачков, пиков и упадков.

Быть может, любовь к осени связана с тем, что я осенью родился? Возможно. До сих пор вспоминаю, как несколько лет подряд в детстве ждал дня своего рождения только по одной причине – в Смирных в этот день, как правило, шёл первый снег. Это было так необычно для меня – знал ведь, что этот снег растает, но мне нравилось наблюдать за тем, как он медленно и слегка вальяжно ложится на деревья, всё ещё покрытые желто-красной листвой. Было в этом что-то такое каноническое что ли, предопределяющее. Мне нравилось видеть в этом процессе изменение природы - тут же воздух становился другим – чистым, пробирающим, земля показывала, что всё ещё дышит и своим теплым дыханием не даёт стелиться этому преждевременному прохладному покрывалу, а небо хмурилось и как будто бы противилось, не желая отпускать теплые дни. Потом мы бежали в детский сад или школу, всегда обращая внимание на утренние лужи – нам было интересно и по-своему важно - образовался ли на поверхности этих луж первый лёд…

Помню, как мы любили осенью искать во дворе упавшие тополиные листья. Не простые листья, а свернутые трубочкой – там внутри всегда находилась маленькая гусеница, таким способом собирающаяся встретить зиму, а по весне готовая превратиться в прекрасную бабочку. Мы эти листья разворачивали, убеждались, что с гусеницей всё в порядке, заворачивали обратно и бережно клали на своё место. Зачем мы это делали? Видимо, из желания быть заботливыми.

Именно осенью, 2 сентября, мы стояли всем классом у памятника Герою Советского Союза Леониду Владимировичу Смирных, и рассказывали свои первые публичные стихи. Солдаты палили куда-то вверх, тем самым отдавая почести всем погибшим во Второй Мировой войне. Мы дожидались окончания «митинга» и бросались сломя голову собирать отстрелянные гильзы – для нас очень важным было собрать как можно больше и забить ими под завязку старую коробочку из-под игрушечного вездехода, когда-то привезенного из командировки отцом.

В старших классах школы осенью мы ходили в походы, играли в футбол на размокшем от осеннего дождя поле – и ведь не оббегали лужи стороной – старались залезть в самое их топкое и жижистое место, чтобы пропитаться осенью до основания – так мы любили это время года.

Кстати, раз уж упомянул о стихах… Стихи и песни, посвященные осени, помните? «В последнюю осень ни строчки, ни вздоха. Последние песни осыпались летом…», «Что такое осень? Это…», «Осень-осень, лес остыл и листья сбросил…», «Осенний поцелуй после жаркого лета…», «Старые часы в новом доме стоят…»… Или, например, взять старинные документы – в одном из них мною были найдены такие строки: «Осень подобно жене уже старе и многочадне, овогда дряхлуюши и сетуюши, овогда же радуюшися и веселяшися, рекше иногда скудота плод земных и глад человекам, а иногда весела суши, рекше ведрена и обильна плодом всем и тиха и безмятежна; в ней жизнь человека».

У меня есть ощущение, что авторы тех лет и летописцы прошлого любили осень так же искренне.

Увлёкся…

Мне кажется, в жизни человека обязательно должно быть что-то такое, нечеловеческое, обездушенное – то, что можно было бы любить до конца дней, будучи уверенным, что никогда не разлюбишь. В моей жизни и в моей душе это место прочно занято осенью.

P.S. Сейчас за моим окном идёт дождь, уверен, что и за вашим тоже, – и если бы, к примеру, летом я обратил на него внимание, то только с крайне недовольной миной и восклицанием а-ля «Опять мокро, опять пасмурно – ни на природу отдохнуть, ни на рыбалку не поехать!», то осенью я этот дождь люблю так же, как люблю саму осень – пускай льёт, так приятно его слушать через открытое настежь окно! И как же приятно при таком звуковом, почти музыкальном, сопровождении писать эти строки…

 

Изображение к записи: http://www.bestwallpapers.net.ru/private/img.php?id_img=7762

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: -, 5 сентября 2014, в 11:35 +3
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Первая книга будущего блогера
Первая книга будущего блогера
Провинциальные погосты
Провинциальные погосты