Путешествие на мыс Марии и мыс Елизаветы

Путешествие на мыс Марии и мыс Елизаветы

Путешествие на мыс Марии и мыс Елизаветы

Рассказ об очередном путешествии клуба "Sakhalinfishing and travel" мне бы хотелось начать с небольшой предыстории. В планах на 2020 год было посещение за два месяца двух южных мысов (Анива и Крильон)  и двух северных мысов (Марии и Елизаветы). Для осуществления задуманного велась большая подготовительная работа по планированию и организации трех путешествий. 

Итак, планы были обозначены перед членами клуба путешественников, определены даты путешествий с 12 июня по 10 августа мы осуществили три путешествия. Первым было посещение мыса Крильон от реки Урюм с 12 по 14 июня, второе путешествие-  от мыса Свободного до мыса Анива и далее до поселка Новиково с 15 по 17 июля. Третье было запланировано еще 6 июля 2019 года со стартом из Южно-Сахалинска 1 августа 2020 года, так и случилось.

Могу с уверенностью сказать, что путешествие на мыс Марии и мыс Елизаветы на сегодняшний день было самым дальним и самым сложным путешествием в моей жизни. Но обо всем по порядку. 

Подготовка к путешествию.

Стоит отдельно остановиться на подготовке этого сложного, но чрезвычайно интересного и запоминающегося путешествия. Целый год у меня ушел на планирование и изучение маршрута, поиск подводных камней и подготовку материально-технической базы. Мыс Марии и мыс Елизаветы являются самыми северными мысами Сахалина, до которых нет ни каких дорог! Единственный способ, которым туда можно добраться, - водный транспорт или вездеход. Располагаются эти два мыса на полуострове Шмидта и входят в границы государственного природного заказника «Северный» на территории Охинского городского округа. 

Для посещения заказника необходимо оформить специальный пропуск в Министерстве экологии Сахалинской области. Оформление для шести человек было сделано заранее, а вот для седьмого члена нашей команды,оператора Игоря, сотрудники министерства сделали исключение и оформили пропуск очень оперативно,  за что им огромное спасибо.

Когда были получены пропуска на всю команду, нам предстояло поставить группу на контроль в МЧС и отправить уведомление в пограничную службу Охи с подробным планом путешествия, на каждую из четырех лодок в отдельности. Хотелось бы отметить вежливость и доброе отношение сотрудников береговой охраны, которых мы встретили 5 августа в устье залива Куэгда. 

Еще одним важным аспектом путешествия были пункты ночевок на маршруте и место, где был установлен базовый лагерь - в поселке Ныврово в устье залива Куэгда. Заранее мы договорились с руководителем стана и нашли с ним полное взаимопонимание. Помню, как он сказал: «Поможем Сахалинскому Конюхову!», имея ввиду меня. Хотелось бы выразить Роману двум братьям Левкиным Александру и Сергею огромную благодарность за помощь! 

Конечно, организация такого путешествия просто была бы невозможна без помощи огромного количества людей, которые помогли нам исполнить нашу мечту и побывать на двух северных мысах Сахалина.

Начало путешествия. 

Итак, путешествие началось 1 августа 2020 года в составе четырех экипажей:

Экипаж №1: Лодка "Баджер 390"  Мячин Евгений и Сорока Максим – руководитель клуба и организатор.

Экипаж №2: "Риб 440" Полякин Андрей и Комышев Юрий Васильевич;

Экипаж №3: Лодка "Братан 420" – Петров Алексей и Бамбизо Алексей;

Экипаж №4: Лодка "Флагман 380" - Колупаев Игорь.  

За первый деньпроехав 650 километров, мы добрались до Дагинских горячих источников и ночевали там. Всем было интересно посмотреть, как их благоустроили, и после дальней дороги снять усталость в горячих ваннах.

Утром второго дня мы выехали дальше до Охи, чтобы заправить канистры для лодок и докупить продукты, затем - до поселка Некрасовка. Два дня шел дождь с разной интенсивностью, поэтому от грунтовой дороги между Ногликами и Охой осталась проезжая часть только в одном направлении. Особенно нам запомнился участок длиной 3-4 километра, где велись дорожные работы. Тяжелая техника и проливной дождь просто уничтожили федеральную дорогу, а проезд по глубокой колее с прицепом напоминал экстремальное путешествие на джипах! Каждый экипаж ехал с разной скоростью, но на этом участке скорость движения упала до 5-10 километров в час, и последний размытый подъем в триста метров дался всем тяжело. После обеда мы добрались до Охи. Хотелось бы отметить, что уже чуть более 90 километров дороги заасфальтировано (от г. Охи до               г. Ноглики), что было приятным бонусом для всех. Закончив все дела в Охе, мы направились по направлению к порту Москальво, погода резко поменялась в лучшую сторону, и я с Евгением решили посмотреть поселок Москальво и залив Байкал, а после все экипажи приехали в поселок НекрасовкаТам нас встретил мой знакомый Арялин Юрий, который нас разместил на своей базе. 

Утром третьего августа, проснувшись в Некрасовке, мы увидели, что погода начала улучшаться, и выход в море с залива Помрь был просто сказочным - по абсолютно гладкой воде как зеркало, в котором отражались высокие берега залива. Проснувшись в 6 утра, мы потратили порядка 5 часов на то, чтобы упаковать и спустить лодки на воду, а также отогнать машины с прицепами на базу к Юре и после на одной машине доехать обратно к заливу.

Когда все лодки были на воде, из-за большого перегруза у первого и второго экипажа возникли трудности с выходом на глиссер. Обе лодки не могли развить необходимую скорость, и начался процесс перегрузки части вещей по экипажам три и четыре. Но и это не помогло нашему экипажу №1. И тогда Алексей Бамбизо предложил мне поменяться с ним напарниками, для уменьшения веса в моей лодке. Это сработало -  с огромным трудом мне удалось встать на глиссер и развить скорость до 23-24 километров в час. Однако перегруз второго экипажа был столь большим, что мотор 9,9 сил не мог справиться с рибом длиной 4,4 метра, и их скорость составляла 13-15 километров, поэтому первый переход до реки Пильво дался нам тяжело, и 50 километров мы шли почти 4 часа. Радовали только солнечная погода и спокойное море, однако подводное течение со скоростью 3-4 километра существенно замедляло наш путь. Трем экипажам приходилось постоянно останавливаться и ждать экипаж №2 на рибе.

Когда все экипажи дошли до реки Пильво, на берегу нас встретили три человека, которые охраняли ближайшие реки от браконьеров. Их заранее предупредили по спутниковому телефону о нашем приезде. Нас встретили очень тепло два Алексея и Илья. Они помогли нам вытащить перегруженные лодки на берег и занести их на 20-30 метров вверх от уреза воды, потому что было время больших приливов высотой до 2 метров.

Мне и моему напарнику Евгению предложили переночевать в небольшом домике из досок и синего тента, и теплая и большая печь очень согревала ночью. Остальные экипажи поставили себе палатки. Перед ужином нам предложили посмотреть реку Водопадную, на которой располагается трехступенчатый водопад, а в окрестностях живет много медведей. Сотрудники охраны сопроводили нас до водопада, где мы увидели медвежат и крупную медведицу, которая на мое удивление не проявляла агрессии и спокойно смотрела на нас через кусты и деревья на расстоянии 40-50 метров. Надо признаться, что для меня, городского жителя, это была запоминающаяся встреча, однако сотрудники охраны видят ее каждый день, и, я так понимаю, она привыкла к людям. Речка была полная горбуши, и медведи каждый день проходили сюда как в «столовую». Мы тоже поймали две горбуши голыми руками в мелкой речке на ужин.

К 20-00 мы вернулись в лагерь. Нам приготовили полевую баню с горячей водой по ведру на человека, и мы смыли с себя всю усталость от трехдневного путешествия.Мы только поставили большой шатер, а Илья и два Алексея уже пожарили рыбу, и через 30 минут мы все сидели застолом и делились впечатлениями от увиденного водопада и медведей. Вечер, проведенный на берегу реки Пильво, и интересная встреча с сотрудниками охраны прошли просто великолепно, но утром нам предстоял большой переход до залива Куэгда и обход опасного мыса Мариимысли об этом не давали нам расслабитьсяпоэтому к полночи все уже легли спать.

Утром четвертого августа в 9 часов мы попрощались с нашими новыми знакомыми, поблагодарив их за теплый прием, и отправились к поселку Ныврово. Рано утром был сильный прилив, поэтому лодки, стоящие в 30 метрах от уреза воды вечером, утром оказались всего лишь в одном метре от воды. А сильное течение Татарского пролива создавало небольшие встречные волны, которые существенно замедляли наш путь. Через 3 часа мы дошли до мыса Марии. Нам повезло - море было абсолютно гладким и спокойным, и все рассказы об этом коварном месте не подтвердились. Однако на обратном пути все было совершенно иначе!

В 12 часов мы вышли на берег у мыса и маяка Марии, погода была просто великолепная - светило солнце, дул небольшой бриз с берега, и голубое небо радовало глаз. Вся эта красота поднимала наше настроение и боевой дух. Перекусив на берегу, пять человек из нашей команды решили подняться на высокий берег и посмотреть маяк. Красота панорамы с маяка, который располагается на краю крутого берега просто потрясает воображение – высокие горы, голубое и спокойное море, множество трав и полевых цветов.

Старинный маяк на мысе Марии был открыт в 1805 году первой Русской кругосветной экспедицией 1803-1806 годов на шлюпе «Надежда», под командой капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Мыс назван именем матери русского императора Александра 1 вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Башня маяка была построена в 1932-1933 годах.

Через два часа мы пошли к заливу Куэгда, подул северо-восточный ветер, который поднял встречную волну в Северном заливе, и переход в 20 километров всем дался тяжело, потому что волны были небольшие, но частые, и все лодки прыгали с волны на волну. Через час все экипажи подошли к устью залива Куэгда, однако полный отлив не позволил нам зайти в него на моторе и пришлось тащить лодки волоком по мелководью. Здесь нас встретили рыбаки со стана во главе с бригадиром Левкиным Сергеем. Нам помогли вытащить лодки и установить наш базовый лагерьна территории стана. Нам предоставили небольшой домик на трех человек - для экипажа №1 и Юрия Васильевича, которому в августе исполнится 68 лет. Все остальные члены команды поставили палаточный лагерь. Нужно отметить, что приняли нас радушно и оказывали нам разнообразную помощь, начиная от топлива и заканчивая продуктами, а ежедневная баня придавала силы. Но больше всех удивило, что даже в таких удаленных местах у нас было электричество, водопровод и WI-FI, поэтому каждый день я звонил домой по WhatsApp. Вся наша команда выражает огромную признательность директору стана и его бригадирам. Вечером Евгений Мячин сварил вкуснейший плов, кушая который каждый делился впечатления о насыщенном и трудном дне с морским переходом в 70 километров, подъемом и спуском на маяк Марии и установкой палаточного лагеря.

 По плану 5 августа мы должны были отходить из Ныврово на мыс Елизаветы, но огромная усталость от четырех дней пути, а также сильный северный ветер немного скорректировали наши планы, и мы решили устроить день отдыха и посвятить его рыбалке. Надо признаться, что рыбалка в таких диких местах просто потрясающая, но осуществляется только по принципу «поймал-отпусти». Статус природного заказника ограничивает даже любительское рыболовство в заливах и реках, поэтому всю пойманную рыбу мы отпускали. Рано утром 5 августа Алексей Бамбизо отправился на изучение фарватера залива Куэгда и поиски устья реки Валовская. Сделав пару забросов на реке Валовская, он сразу поймал сахалинского тайменя весом килограмм 10-12 и, сделав пару фотографий, его отпустил, а после вернулся в лагерь и рассказал об этом нам. К восьми утра все уже проснулись и пошли посмотреть на залив Куэгда и огромные косяки кунджи, которая ела малька. Когда Алексей показал нам видео с пойманным тайменем, у всех проснулся азарт и большое желание хотя бы увидеть такую огромную и легендарную рыбу, которая занесена в Красную книгу России и Сахалинской области? Поэтому на трех лодках мы отправились на рыбалку, а я сел в лодку к двум Алексеям. К 9 утра начался отлив, поэтому, чтобы зайти на лодках в реку Валовская, нам пришлось их протаскивать по мелководью с илистым и топким дном. Однако удовольствие от рыбалки на огромных тайменей покрывало всю тяжесть от таскания лодок по илу.

Все пойманные таймени были  отпущены после нескольких фотографий с ними.

 

С собой мы взяли на еду несколько горбуш и пару штук крупной кунджи, которая клевала с каждого заброса в устье залива Куэгда. Ужин у нас был просто потрясающий - из жареной горбуши и кунджи, а Алексей Бамбизо взял несколько крупных рыб кунджи и приготовил их путем горячего копчения. День отдыха и рыбалки придал всем сил, и вечером вся команда решила, что завтра утром, 6 августа, мы отходим на мыс и маяк Елизаветы. 

Путь к мысу Елизаветы.

Утром все проснулись с волнением и ожиданием того,что цель нашего путешествия будет достигнута. Погода на море была просто необыкновенная, обычно бушующий Северный залив встречал нас абсолютно спокойным морем,и легкий бриз сдувал вездесущих комаров и мошку, которая там присутствует в большом изобилии. Через 15 километров мы достигли цели нашего похода – мыса Елизаветы, который был открыт в 1805 году первой Русской кругосветной экспедицией 1803-1806 годов на шлюпе «Надежда», под командой капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Подход к берегу был простым, асам берег удобным для выхода на него с наших лодок.

 Подъем на мыс по крутому склону был не из легких, но два наших Алексея повесили страховочную веревку. На мысе был установлен крест, однако сильные северные ветра сломали поперечную перекладину. Как всегда, Алексей Бамбизо оказался на высоте - он взял с собой топор, с помощью которого два Алексея починили деревянный крест. После, когда вся команда собралась у креста, мы долго фотографировались и снимали видео для наших спонсоров. 

 Хотелось бы выразить огромную признательность и благодарность Сапунову Алексею, Зайцеву Петру Дмитриевичу и Крысанову Максиму за финансовую помощь в осуществлении нашего путешествия.

 На самом мысе Елизаветы растет много ягоды шикшы, поэтому туда приходят медведи. Мы тоже не удержались, и вся команда принялась ее поедать и наполнять организм витаминами.

Осмотрев мыс мы отправились к маяку Елизаветы, который стоит на высоком и крутом берегу. Там проложена старая и уже полуразрушенная деревянная лестница, в которой ровно 90 степеней.

Она подымается только до половины крутого подъёма, а дальше от нее идет очень извилистая тропинка. Когда вся команда поднялась наверх, то взору открылся красивейший пейзаж. Было видно, как разные подводные течения сталкиваются, как птицы ловят рыбу в скалах у мыса, как высокие горы цепляют облака, преграждая им путь, а солнце освещало все это ярким светом.

Осмотрев дома и постройки маячников, которые уже ехали отсюда, вся команда отправилась на сам маяк. Вид с него стоит всех потраченных сил, средств и нервов – это просто супер красивый вид на горы, скалы, водопады и все окружающее. На маяке мы провели несколько часов, и каждый нашел, что посмотреть и сфотографировать.

Путь вниз занял немного времени. Пообедав на берегу копченой кунджой, которую приготовил Алексей, вся команда отправилась в обратный путь. Солнечная погода и спокойное море дали нам возможность порыбачить в море. Поймав несколько хвостов минтая, мы отправились к сотрудникам метеостанции, для которых руководство передало небольшой презент из фруктов и документы для генератора. Сотрудники метеостанции встретили нас радушно, но отсутствие сил и времени нам не позволило с ними долго пообщаться.

К шести часам вечера мы вернулись обратно в базовый лагерь в поселок Ныврово, а приготовленная рыбаками баня была как нельзя кстати. Рядом со станом есть несколько домов, где живут и работают нивхи из поселка Некрасовка. Бригадир у них женщина – Людмила Закировна, которая родилась в Ныврово, однако пять нерыбных путин сильно сказались на их финансовом положении. Вечером следующего дня вся наша команда отправилась к нивхам познакомиться и пообщаться. Я долго разговаривал с Леонидом, мужчиной лет шестидесяти, который поведал много интересных историй о поселке Ныврово и о гигантских рыбах, которые он тут ловилОдин рассказ меня поразил. О том, что в 1970 году им в невод попалась просто гигантская кунджа, которую шесть взрослых мужчин держали на вытянутых вверх руках, а хвост касался земли. Я склонен ему верить, потому что мой друг из поселка Ноглики Сергей сам видел таких рыб в 1968 году в том же районе, но у материка. Я после путешествия с 10 по 16 августа жил у него в доме, и его жена Татьяна каждый день готовила разные вкусности.

Два дня, 7 и 8 августа, мы решили посвятить рыбалке в заливе Куэгда и двух речках - Валовская и Диановская. Мне очень повезло, и я поймал большого тайменя весом 13-15 килограммов, после нескольких фотографии мы его,конечно, отпустили, как и всех других. Беречь природу — это главный девиз нашей команды! Тайменей поймали все члены нашей команды, кроме оператора Игоря, но зато у него была очень важная и ответственная миссия – запечатлеть весь поход и смонтировать фильм, чем сейчас и занят Игорь Колупаев, бессменный наш оператор и надежный товарищ.

Утром 9 августа мы отправились в обратный путь. Провожать нашу команду рано утром вышла половина рыбаков со стана. Первый раз за весь поход испортилась погода, дул сильный северо-восточный ветер. Мы планировали дойти только до реки Пильво, но ситуация вынудила нас идти сразу в поселок Некрасовка. Когда мы огибали мыс Марии, нас встретили двухметровые волны и необычное и опасное зрелище - на участке 50-100 метров из моря поднимались вертикальные частые волны. В этом месте сталкивались два течения. Зрелище интересное, но опасное. Наш экипаж прошел первым и, надо признаться, я сильно испугался, но держал прямой курс и максимальную скорость в этой пучине. Все экипажи прошли это место, но у оператора Игоря возникли проблемы, потому что у него маленькая и легкая лодка, и его чуть не перевернуло. В итоге участок в 100 метров он шел минут 5. Все это время все экипажи стояли от него метрах в 100 и смотрели, чтобы в случае беды идти ему на помочь, но все обошлось испугом. Надо признать, что мой напарник Мячин Евгений не был так напуган, как яи просто кричал на меня, чтобы я остановился сразу за этим опасным местом. Я его послушал, и мы ждали все экипажи, стоя прям напротив мыса и маневрируя между высокими волнами. Он большой молодец, как и все экипажи, которые остановились возле нас.

Дойдя до реки Пильво, Юрий Васильевич решил выйти на берег, чтобы сказать сотрудникам охраны, что мы решили идти сразу в Некрасовку. Я стоял рядом с берегом, но видя большой накат, не стал подходить ближе. Мы прокричали слова благодарности сотрудникам охраны, и когда Юрий Васильевич и Андрей отошли от берега, мы направились дальше. Остальные экипажи стояли в море и ждали нас, тем временем погода стала налаживаться, и небольшая, но попутная волна толкала нас домой. К 16-00 мы пришли в залив Помрь, где нас уже ждал Юрий Арялин на машине, чтобы отвезти четырех водителей за машинами с прицепами. К 19-00 вечера все лодки и вещи были упакованы, и мы отправились в обратный путь. Вся команда снова ночевала на Дагинских горячих источниках, а я сразу поехал в Ноглики. И провел еще неделю там, посвящая время рыбалке и купаясь в Дагинских источниках, которые достаточно хорошо благоустроили, но, по моему мнению, не до конца. Там очень не хватает чистой воды для уборки внутри куполов и слива, а также вентиляции.

К 10 августа все вернулись в Южно-Сахалинск, я же вернулся 16 числа. Воспоминания об этой поездке будут со мной до конца жизни, мечта семерых и смелых мужиков выполнена!

Команда выражает благодарность.

Хотелось бы отметить доброе и хорошее отношение пограничников к нам и выразить благодарность за подробное и четкое инструктирование. Также хотелось бы высказать слова благодарности сотрудникам Министерства экологии Сахалинской области, руководству Федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за постоянную помощь и поддержку наших путешествий, за предоставление информации о погоде, приливах и отливах. Также хотелось бы выразить слова благодарности Илье Жакису за предоставление спутникового телефона для связи с погранслужбой г. Оха дважды в день (утром и вечером). Без помощи этих людей наше очередное путешествие могло и не состояться.

Весь наш маршрут составил около 300 километров вдоль берега моря на лодках и 1800 километров на машинах. На протяжении всего путешествия мы делали фотографии и снимали небольшие видео, чтобы читатели могли хоть чуть-чуть представить, какие красоты мы наблюдали на протяжении десяти дней путешествия. 

Автор: Сорока Максим руководитель Сахалинского клуба рыболовов и путешественников "Sakhalinfishingandtravel".

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Sakhalin_fishing_and_travel65, 24 августа 2020, в 19:10 +2
Комментарии
Написано 24 августа 2020, в 19:15 Отредактированно 24 августа 2020, в 19:16
Маяк Марии
+3
Online
Написано 24 августа 2020, в 23:51
Очень интересный пост, но я ожидала больше фотографий, которых вообще практически нет
+4
Написано 25 августа 2020, в 09:15
Нюра_просто_Анна, я не смог сюда их выложить, все фото в Инстаграмму Sakhalin fishing and travel
+1
Online
Написано 25 августа 2020, в 17:43 Отредактированно 25 августа 2020, в 17:43
Sakhalin_fishing_and_travel65, это отговорка, в посте есть галерея, туда можно загрузить сколько угодно фотографий. Без фото читается тяжеловато, с ними было б интереснее. Ну, это ваш пост, ваше право.
+5
Написано 29 августа 2020, в 15:15
Нюра_просто_Анна, Действительно, происходит сбой при загрузке фотографий. Разбираемся.
+1
Еще 4 комментария
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Удивительное рядом или "Туризм у нас есть, у нас туристической индустрии нет"
Удивительное рядом или "Туризм у нас есть, у нас туристической индустрии нет"
Про инвентаризацию вообще и в частности в Углегорском районе.
Про инвентаризацию вообще и в частности в Углегорском районе.