Россия ждет Сталина

Россия ждет Сталина

         Название заметки несколько провокационное. Я отчетливо понимаю степень почти полярной разделенности российского общества в сталинской теме. Тем не менее, за основу взято утверждение Пьера Куртада (французский журналист и писатель, коммунист, член ЦК Французской компартии): Сталин не ушел в прошлое, он растворился в нашем будущем…

Лично меня озадачило третье место Сталина в проекте «Имя России». После долголетнего и массированного втаптывания в грязь памяти о  Джугашвилли-Сталине общество выдвинуло советского лидера в первую тройку имен. Как объяснить такое проявление общественного сознания?

         До недавнего времени меня вполне устраивали обобщения: Сталин дал народу нравственный пример Вождя;  «народный сталинизм» есть социально-психологический феномен социальной брутализации или потаенного желания широких масс поставить к стенке весь путинский истеблишмент - от ментов-беспредельщиков до министров и олигархов.

         Хорошо зная формационную теорию или марксизм-ленинизм, я осознавал, что Сталин и сталинизм – это прикладное проявление ключевого положения теории в программе ВКП(б): индустриализация страны при диктатуре пролетариата, обострении классовой борьбы и автаркии. Так же я понимал, что потенциал формационной теории для современной России исчерпан и для сталинизма условий больше не существует.

Вопрос оставался: что общего между представителями первой тройки - Александром Невским, Петром Столыпиным и Иосифом Сталиным?

         С двумя первыми было понимание. Александр Невский боролся с мечом за Русь святую и некоторые исследователи причисляют его к князьям древней стране русских – Рассении. Петр Столыпин был вдохновителем «Черной сотни» и возглавлял русскую парламентскую фракцию. В молодости Сталин был грузином, а вот потом обрусел и первый тост на торжественном офицерском собрании по случаю победы в Отечественной войне поднял за русский народ.

         В общем, решил я подзаняться исследованием трансформации грузина Джугашвили в лидера СССР и русофила Иосифа Сталина.

Исследованием чего? В первую очередь, фенотипа. Согласно И. П. Павлову, фенотип - это склад деятельности нервной высшей, образуемый в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Синоним -  характер. Понятия «генотип» и «фенотип» ввел В. Иоганнсен в 1909 г. Понятием «генотип» обозначается сумма всех генов организма, наследственная конституция организма, совокупность всех наследственных задатков данной клетки или организма, т. е. набор генов, состоящих из молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и организованных в хромосомный ряд. Генотип организма является результатом слияния двух гамет (яйцеклетки и оплодотворяющего ее спермия). Понятием «фенотип» обозначаются любые проявления живущего организма — его морфологические, физиологические, психологические и поведенческие особенности. Фенотипы не наследуются, а формируются в течение жизни; они — продукт чрезвычайно сложного взаимодействия генотипа и среды. Наука пока не выработала классификацию фенотипов. Развивается прикладное направление – характерология.

Игры разума ученых ведутся вокруг понятий шизоид, параноик, истероид, психастеник, гипертимный, эпилептоид по уровням адекватный, акцентуированный, патологический.

Николас М. Батлер, бывший президент Колумбийского университета США, утверждал, что «мир разделен на три класса людей: очень маленькую группу людей, которые управляют ходом событий; несколько большую группу, которые следят за ходом событий; и подавляющее большинство, которое не ведает, что происходит».

Известный публицист Ю. И. Мухин (см., например, «Не надейся, не умрешь») тоже делит человечество «на троих», независимо от расового, этнического и классового происхождения: «животные», «люди» и «обыватели». Представителям каждой части он дает яркие, но скорее эмоциональные, определения.

Члены научного сообщества строже относятся к результатам изысканий, но, тем не менее, также выделяют три психотипа: суперанимал, неоантроп и диффузный трансформер (см., например, Н. Н. Островский - «Святые рабы») - с более точными качественными и количественными характеристиками.

Лично я делю людей на четыре фенотипа: человек одухотворенный (с признаками духа), человек разумный (душа), человек рассудочный (прагматизм), человек животный (люмпен). Со знаком «плюс» или «минус».

В практике государственного, муниципального и корпоративного управления имеет резон учение К.Юнга о «самости» или способности человека к самосовершенствованию – того, что  требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. С делением по  жизненной установке: экстраверсия или интроверсия. Архетип самости по Юнгу становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Сталин – человек духовный, образец самореализации или способности к самости. Понимание фенотипа Сталина дает  история его детства и юношества. Конфликты с отцом в детстве выработали у него общее предрасположение к сопротивлению отеческой власти. Бунтарский дух проявился у Coco еще в училище, обрел силу в семинарии и затем получил дальнейшее развитие в революционной практике. Когда Джугашвили в 1899 г. оставил семинарию (получил свидетельство учителя начальных классов), он уже был настоящим революционером, бунтарем против гигантской карательной системы патерналистской власти, именуемой царизмом. Вступая в большую жизнь, пишет Иремашвили (Иремашвили Иосиф (1878-1944). Друг и однокашник молодого Coco Джугашвили (Сталина). Учился в Горийском духовном училище и в Тифлисской духовной семинарии; участвовал в революционном движении в Закавказье, член РСДРП. В дальнейшем порвал с большевиками. После 1917 г. работал преподавателем в Тифлисе. В 1921 г. Иремашвили был арестован, и тогда его сестра попросила помощи у Сталина. После освобождения из тюрьмы он вместе с другими грузинскими меньшевиками в 1922 г. был выдворен из страны. Обосновался в Германии. В 1932 г. в Берлине вышла книга воспоминаний Иремашвили (на немецком языке) «Stalin und die Tragoedie Georgiens» («Сталин и трагедия Грузии»), Джугашвили захватил с собой «злобную, лютую вражду к школьной администрации, к буржуазии, ко всему, что существовало в стране и воплощало царизм». Нет ничего удивительного в том, что бунтарь стал марксистом: очень его привлекла идея диктатуры пролетариата как власти класса производительного над классом присваивающим (включая чиновника-бюрократа и прочих паразитариев из блескучей культурной, политической и экономической элиты).

И бунтарь оказался стойким, с несгибаемым характером.  После исключения из семинарии за пропаганду марксизма Сталин (происхождение псевдонима «Сталин»  связывают с русским переводом древнегрузинского слова «джуга» — «сталь»)  перебивается уроками, а затем (в декабре 1899 г.) поступает на работу в Тифлисскую физическую обсерваторию в качестве вычислителя-наблюдателя, ни на минуту не прекращая революционной деятельности. В марте 1901 года полиция произвела обыск в той физической обсерватории:  Сталин переходит на нелегальное положение.

С того года вплоть до февральской революции 1917 года он ведет жизнь профессионального революционера ленинской школы. В.И.Ленин – это был единственный авторитет и политический учитель Сталина. Кутаисская губернская тюрьма, ссылка в Балаганск Иркутской губернии, побег. Баиловская тюрьма, ссылка в Сольвычегодск Вологодской губернии, побег. Арест, возвращение в Вологду, побег. Арест, возвращение в Вологду, побег. Опять арест, Вологда, побег. Арест, ссылка в Нарымский край, побег. Арест в 1913-ом, ссылка в Туруханский край – уже до февральской революции 1917 года…

Курейка была маленьким «станом», затерявшимся за Поляр­ным кругом в огромной «туруханской пустыне». Девять домов. В этих избах жили 67 человек, по 8—9 в каж­дой. «Это, — вспоминала бывшая ссыльная В. Швейцер, — самое северное поселение Туруханского края. Про Курейку можно было без преувеличения сказать, что она находится на краю земли. Зима длится здесь 8—9 месяцев, и зимняя ночь тянется круглые сутки. Здесь никогда не произрастали хлеба и овощи. Тундра... Человек при 65-градусном морозе ютился в юрте». Почта прибывала только 8—9 раз в год; за лето в Курейку заходил лишь один пароход. Приставленный для контроля за одиночным ссыльным стражник Мерзляков вспоминал: «И.В. получал кормовых по 15 руб. в месяц, я же получал по 50 руб. в месяц, этих денег мне никогда не хватало»…

Запредельные условия жизни, нехватка теплой одежды, замерзающая к утру вода в промерзшей комнатушке, рыбалка, охота силками…преодоление характером и стальная воля к жизни. Как писали потом соратники Сталина, он, как говорится, не ругался матом, он им разговаривал. Сталин использовал мат как некую систему опознавания "свой-чужой". Это был стиль общения сталинцев — в противовес интеллигентам типа Бухарина.

Совокупность социальных характеристик человека - приобретенные свойства как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы - обозначать термином фенотип не принято.

Я бы предложил простую систему социотипов: государственник-патриот, общественник-родинец и индивидуалист-эгоцентрик. С разделением на почвенников и западников по культурологическим свойствам.

Сталин однозначно был подвижником-родинцем, государственным деятелем. Сегодня подзабыли, что он не занимал государственных должностей до 1941 года (3 апреля 1922 года Пленум Центрального Комитета партии по предложению Ленина избрал Сталина генеральным секретарем ЦК, но только 6 мая 1941 года он занял пост председателя Совета народных коммисаров-главы правительства).

Я лично Сталина ассоциирую с древнерусским волхвом. Было такое сословие мудрецов в древней Рассении - с ведической верой, рунической письменностью и стотысячелетней историей. Историей, которая сегодня подтверждается археологией с предметно-очевидными доказательствами (см. http://blog.astv.ru/blogs/3913/4959, Глобальная кража у русских).

Обычная норма чтения Сталиным литературы была около 300 страниц в день. Он постоянно занимался самообразованием. После его смерти из библиотеки на Ближней даче книги с его пометами были переданы в Институт марксизма-ленинизма. Их оказалось 5,5 тысяч!  Помимо словарей и нескольких курсов географии в этом списке значились книги как древних, так и новых историков: Геродота, Ксенофонта, П. Виноградова, Р. Виннера, И. Вельяминова, Д. Иловайского, К.А. Иванова, Гереро, Н. Кареева, 12 томов «Истории государства Российского» Карамзина и второе издание шеститомной «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева (СПб., 1896). А также: пятый том «Истории русской армии и флота» (СПб., 1912). «Очерки истории естествознания в отрывках из подлинных работ д-ра Ф. Даннсмана» (СПб., 1897), «Мемуары князя Бисмарка. (Мысли и воспоминания)» (СПб., 1899). С десяток номеров «Вестника иностранной литературы» за 1894 г., «Литературные записки» за 1892 г., «Научное обозрение» за 1894 г., «Труды Публичной библиотеки СССР им. Ленина», вып. 3 (М., 1934) с материалами о Пушкине, П.В. Анненкове, И.С. Тургеневе и А.В. Сухово-Кобылине, два дореволюционных выпуска книги А. Богданова «Краткий курс экономической науки», роман В.И. Крыжановской (Рочестер) «Паутина» (СПб., 1908), книга Г. Леонидзе «Сталин. Детство и отрочество» (Тбилиси, 1939. на груз. яз.) и др…

Итак, почему Россия ждет Сталина? Исследуя фенотип Сталина в сети я совершенно неожиданно встретил объемный пласт сведений по ожиданиям русских. Любой может пройти этим путем, просто набрав в поисковике «Россия ждет Сталина».

Сделал я некоторое обобщение в тезисах:

Молодежь объединяется под призывом: «Верните нам достойную и сильную Россию». За молодежным консерватизмом стоит главный запрос новой России – запрос на духовную и политическую суверенность России. Новая образованная и творческая русская элита формируется в молодежном консерватизме среди тех, кто не собирается ни при каких условиях, несмотря на крепкие мозги, «свалить из России». И они не желают, чтобы столицей их родины стал Брюссель, чтобы чиновник из Страсбурга учил их, как любить мать родную, а из Вашингтона указывали, что надо делать для блага Родины;

 Россия ищет свою дорогу к будущему. И для этого ей необходим некий мобилизующий пример. Необходима историческая личность, которая вдохновляла бы на великие свершения;

Сталин - вот та фигура, которая вдохновляет на великий Рывок. Иной фигуры попросту нет «под рукой», хотя Россия действительно богата на великих государственных деятелей, которые образуют плеяду творцов ее национальной истории;

Сталин сегодня является «концептуальным правителем» России. Именно он - главная неоднозначная фигура русской истории, вокруг которой кипят споры с 1953 года.  И сегодня ведется ожесточенная «борьба за власть над ретроспективой», и она сводится к борьбе за или против Сталина;

Осуществить инновационный рывок можно только от имени Сталина, только апеллируя к нему;

Большинство относится к Сталину положительно, но не желает жить в сталинское время;

В Сталине главное не то, что он сделал (хотя это очень важно). Главное - его волевая решимость двигаться вперед. Тот, кто постигнет до конца эту главную тайну сталинизма, кто переведет ее на язык политического действия - тот оседлает историю.

В общем, будущее уже не то, что было раньше. Оно стремится быть похожим на прошлое. Тот самый консервативный запрос В.В.Путина в притихшей и сосредотачивающейся после Олимпиады, Крыма и чемпионата по хоккею России.

Автор: Андрей Кузьмин, 11 июня 2014, в 03:52 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
В Поронайске траур, в Южном надуваем шарики
В Поронайске траур, в Южном надуваем шарики
Счастье это-...
Счастье это-...