Великие женщины Великой страны! Валентина Гризодубова - первая женщина-Герой Советского Союза

Великие женщины Великой страны! Валентина Гризодубова - первая женщина-Герой Советского Союза

Валентина Степановна Гризодубова — советская лётчица, полковник, участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.


Валентина родилась в семье изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова 27 апреля 1909 года (хотя официально датой рождения героини указано 31 января 1910 года).

Уже в 2,5 года она совершила свой первый полёт на папином аэроплане, привязанная к отцу ремнями. В возрасте 14 лет участвовала в слёте планеристов в Коктебеле. Окончив среднюю школу, Валентина поступила в Харьковский технологический институт, а параллельно была зачислена в консерваторию. Наверное, это был самый подходящий набор учебных заведений для будущей лётчицы, но в ноябре 1928 года открыл свой первый набор Харьковский центральный аэроклуб. Этот клуб 19-летняя лётчица оканчивает за три месяца, оставляет институт и поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году Гризодубова уже учится в Пензенской школе лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1937 годы девушка работала лётчиком-инструктором сначала в Туле, а затем в Москве. Валентина облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. В одном лишь 1937 году Гризодубова установила пять мировых рекордов на лёгкомоторных самолётах.

24-25 сентября 1938 года Валентина в качестве командира экипажа вместе с двумя другими легендарными лётчицами – Полиной Осипенко и Мариной Расковой – на самолёте «Родина» улетели в историю. Они совершили беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Это был международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут советские девушки пролетели 6450 километров). Самолёт из-за прерванной радиосвязи вынужден был сесть в тайге, на болото. Экипаж был обнаружен с воздуха и благополучно был доставлен на Большую землю. За этот перелёт 2 ноября 1938 года весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза. Гризодубовой была вручена «Золотая звезда» № 104.  
В 1939 году Валентина Степановна назначается начальником Управления международных воздушных линий СССР и параллельно учится в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. Все эти годы знаменитая лётчица вела большую общественную работу. Была депутатом Верховного Совета СССР, в 1941 году возглавила Антифашистский комитет советских женщин, была членом комиссии по расследованию злодеяний фашистских захватчиков.

Гризодубова занимала очень активную жизненную позицию. Она помогла вернуть из лагерей и ссылок почти пять тысяч человек. Примечательно, что именно ей и лётчику Михаилу Громову принадлежит заслуга в возвращении с Колымы Сергея Павловича Королёва. Используя все свои знакомства, визиты в Кремль и по другим инстанциям, они добились, что талантливого конструктора перевели в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29 НКВД. Став большим начальником и депутатом, она пыталась помочь самым разным просителям. К ней приходили, приезжали и звонили с самыми различными вопросами: «Гибнет промысловая рыба на Камчатке, выручайте!» или «Не дают внедрить новые технологии». 

Начало войны потребовало перестройки Управления международных воздушных линий СССР, которое она возглавляла. Гризодубова и лётчики управления стали выполнять особо сложные задания в тылу врага. В 1942 году ей было поручено укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила с предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам. Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выйти на цель без ошибки. Вот Валентина Степановна на своём личном примере и показывала, как это надо делать. Особые трудности вызывали полёты к партизанам. Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю. Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским.

С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (позднее – институт приборостроения) по лётной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах.


Умерла В. С. Гризодубова 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Автор: Андрей Фугенфиров, 25 февраля, в 14:14 +3
Комментарии
Online
alex8665 Online
Написано 25 февраля, в 17:45
Вечная Слава!
Вечная Память!
Героям!
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Великие Полководцы России!  Адмирал Фёдор Ушаков
Великие Полководцы России! Адмирал Фёдор Ушаков
Великие женщины Великой страны!
Великие женщины Великой страны!