О людях никто не думал

О людях никто не думал

В прошлой теме я рассказал о том, что при крушении БАТМ «Дальний Восток» не было недостатка в индивидуальных средствах спасения. Весь трагизм ситуации заключался в том, что людям не предоставили реальной возможности воспользоваться данными спасательными средствами. Кто-то самостоятельно держал ситуацию под контролем, кому-то помогли другие члены команды, а для многих этот рейс оказался последним.

На самом деле всё упирается в простые причины – человеческий фактор. Но я не о тех, кто погиб или выжил, а о тех, кто должен был отвечать за экипаж в этой сложившейся ситуации. Никто не подал вовремя команду тревоги. Это обстоятельство установлено на следствии и в суде, но ему абсолютно не уделяли внимание в приговоре, как самостоятельной причине гибели людей.

Давайте отбросим все причины, по которым судно стало крениться, погружаться в воду, а впоследствии затонуло. Абстрагируйтесь от этого, как от причины крушения, и задумайтесь только о причине гибели людей. Ведь, с одной стороны, эти две составляющие, крушение судна и гибель людей, неразрывно связаны между собой. С другой стороны, в Российской и мировой морской практике существует множество случаев, когда суда тонут, но при этом остаются живы все члены экипажа. Значит всё-таки эти понятия необходимо разделить.

Безусловно, если крушение судна происходит стремительно, либо во время сложных погодных условий, в виде сильного шторма, цунами, столкновений, то и жертвы среди экипажа могут быть напрямую связаны с катастрофой. Но в случае с БАТМ «Дальний Восток» все обстоит ровно наоборот. С самого начала серии своих публикаций я рассказывал о том, что с момента получения судном опасного крена, когда вода стала поступать во внутрь его корпуса, и до его полного погружения под воду, прошло более двух часов.

Хронология событий указана ЗДЕСЬ.   По версии следствия около 3:40 был выбран трал на промысловую палубу и расположен со смещением на левый борт. Крен судна увеличился до 10-12° на левый борт, и вода стала накапливаться вдоль накренённого борта. И только спустя два часа, в 5:40, по судовой системе авральной сигнализации был дан сигнал об оставлении судна - «Шлюпочная тревога», а в 05 часов 45 минут БАТМ «Дальний Восток», получив крен на левый борт более 50°, начал погружаться в воду кормой вниз. В 06:12 первое судно – траулер «Гранит» - подошло к месту крушения и его экипаж увидел, как БАТМ «Дальний Восток» полностью погрузился в воду и затонул

Задумайтесь вначале об указанной мною информации, которая взята из обвинительного заключения. В 5:40 был дан сигнал об оставлении судна, а в 5:45 судно уже погружалось в воду кормой вниз. Лично для меня это не укладывается в голове. Не понятно, о чём думал капитан ровно два часа, до 5:40. Это уже было время фатального исхода, и подавать команду на оставление судна было даже какой-то насмешкой над теми, кто в эту минуту мог её услышать.

Большинство членов экипажа к 5:40 уже давно покинули судно на свой страх и риск, а те, кто остались, на капитана не надеялись.  Они действовали в сложившейся ситуации самостоятельно и были правы. Нельзя рассчитывать на командира, который в момент критической ситуации бросил командование над вверенными ему людьми и предоставил их самим себе.

С момента начала развития опасной ситуации люди не знали, как им поступать. Через 5 минут после команды по оставлению судна, БАТМ «Дальний Восток», встал «свечой», погружаясь под воду кормой вниз. Два главных двигателя были остановлены вторым механиком. На судне остались единицы, из тех, кто боролся за живучесть судна до последнего, и неизвестно ещё число тех, кто возможно спал в своих каютах после вахты.

Спасённые моряки рассказывали, когда судно уходило на дно, через открытые иллюминаторы были слышны крики о помощи тех, кто остался внутри. Но это уже навсегда останется тайной, которую затонувшее судно унесло с собой.

Никто из осужденных не виноват в том, что даже в 5:10 вместо команды на эвакуацию, капитан отдавал явно запоздалые и на тот момент невыполнимые команды по сливу рыбы за борт. Не виноваты осужденные и в том, что не все потерпевшие проявили собственную инициативу, не бросили самостоятельно свои рабочие места и несмотря на отсутствие команды тревоги и команды на оставление судна, не приняли мер к своему спасению.

На судне ничего не делается без команды. Некоторые моряки до последнего момента боялись сбросить в море спасательный плот и спуститься в него. А вдруг капитан действительно все держит под контролем и с судном будет все в порядке, а их в это время унесет в море далеко от судна?   Из-за отсутствия команд с мостика экипаж судна с большим опозданием стал одевать индивидуальные спасательные средства, но многие до последнего ждали команду.

Еще на учебных курсах моряков обучают ничего не делать на судне без команды. Существует типовая дополнительная программа по безопасности  «Начальная подготовка по безопасности», в которой чётко расписано, какие действия должен предпринимать член экипажа при поступлении команды на оставление судна и других команд в аварийных ситуациях. Но капитан не отдавал команды, не спасал людей.

 

"Никаких тревог, сигналов не было, что покидаем судно. А народ просто спал, никто не будил", — рассказал агентству «Интерфакс» рефмашинист затонувшего траулера Алексей Пономарев. По его словам, даже после того, как судно накренилось и стало понятно, что процесс необратим, рабочая смена в рыбных цехах продолжала трудиться. "Буквально народ выходил с завода, их не ввели в курс, что происходит, они до последнего были на заводе. Им сказали "стоп", а выходить или нет — не сказали. Тревоги не было, хотя судно лежало на боку, и буквально минут через 10 теплоход потух, все остановилось", — вспоминает Пономарев.

 Такого же мнения придерживается и другой член экипажа матрос Александр Бут: "Если бы комсостав траулера своевременно объявил общесудовую тревогу, то экипаж успел бы одеть гидрокостюмы, выйти на место сбора и сесть в плоты. Было бы больше шансов спастись. Но этого ничего не было. "

Аналогичные показания выживших членов экипажа я могу цитировать до бесконечности. Именно в этом вопросе у потерпевших нет противоречий. Все они считают, что командиры практически отобрали шансы на спасение у погибших. Но и в этом случае обвинение и суд не замечают очевидность.

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Адвокат Ефимчук, 20 апреля 2018, в 09:57 +6
Комментарии
Написано 20 апреля 2018, в 13:13
Для любого человека, связанного по работе с морем, не говоря уж о профессиональных моряках, очевидно, что отсутствие сигнала тревоги на тонущем судне является единственной причиной гибели членов экипажа. Ни один член экипажа, по правилам техники безопасности, не будет допущен к выходу в рейс без сертификата о прохождении обучения по спасению судна и собственной жизни при аварийных ситуациях. У каждого члена экиража расписаны роль, обязанности и места в спасательных плотах на случай общесудовой тревоги. Перед выходом в рейс, капитан обязан проводить учебные тревоги для усвоения членами экипажа своих действий по судовому расписанию. Никто из челнов экипажа не имеет права самостоятельно выполнять эти действия без объявления общесудовой тревоги и приказа капитана покинуть судно. Куда смотрели эксперты и следователи, когда готовили заключение о виновности лиц? А судьям всё просто до лампочки. К чему эти очевидные факты - тогда не кого будет сажать. Свидетельство тому - спящий судья на апелляционном заседании. За них уже давно решили сверху.
+4
Написано 20 апреля 2018, в 14:58
Да полностью согласен.Экипаж всегда доверяет капитану и уверен, что капитан всё сделает для безопасности! Но в данном случае это не сработало. Капитан своим бездействием, равнодушием, манией величия, жаждой заработать, прогнуться перед начальством итд, угробил экипаж! Очень жаль!
Но ещё он подвёл совсем не виновных людей под судейскую( тупую, кичливую, репресивную, показательную) машину.
И что то я не верю в решении суда об освобождении этих людей из зала суда.
+2
Написано 20 апреля 2018, в 17:07
А я почему то верю, что с них снимут вину за гибель людей и освободят( рано или поздно). А вообще, когда читаешь, как проходит областной суд, становится противно. Думаешь, ну зачем,зачем тогда вся эта апелляция, если вы всё уже решили?Зачем показывать своё пренебрежение и игнорировать(нагло) факты и показания выживших членов экипажа! Ведь видно же, что просто " отрабатывается номер". Один судья спит, другой прикидывается, что ничего не понимает! Ну зачем злить людей и вызывать ненависть и неверие в правосудие?!
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Григорий Николаевич, с Днем рождения!
Григорий Николаевич, с Днем рождения!
Удобная версия о нехватке спасательных средств
Удобная версия о нехватке спасательных средств