Что кладбища? Все те же города в миниатюрном варианте.

Что кладбища? Все те же города в миниатюрном варианте.

  У многих в городе или на природе есть места особо притягательные, где приятно побывать,  куда хочется вернуться, поделиться впечатлениями. О таких популярных местах  можно легко найти описания, увидеть фото-изображения, такие уголки связаны с  активным отдыхом,  праздником, беззаботным времяпровождением.

   А есть места с противоположным смыслом, тихие, наводящие на размышления о приходящем и вечном, там испытываешь иные ощущения, входишь в другое состояние. Такие места тоже  часть нашего быта, как бы нам не хотелось с этим мириться. Совсем недавно я такое место открыла в чужом для меня районе Корсакова. Обследовать ту часть города как-то не пришлось, а без  дела и интересов незачем туда ехать? И тут его величество случай предоставил такой повод. Знакомые подались в отпуск, и попросили присмотреть за питомцем. До этого в квартире я у них не была, знала, что живут где-то на Нагорной. Не  могу точно описать свои чувства в тот момент когда  увидела, что из окон открывается панорамный вид на кладбище... Моя  тонко настроенная психическая организация содрогнулась, и душевное спокойствие смутилось. От дома  всего метрах в десяти  поднимается вверх

склон сопки, на которой последнее пристанище нашли те, кто жил в  бывшем японском городе Оодомари и в  Корсакове периода социализма. Прямо под старым городским погостом было построено несколько домов улиц Нагорной и Окружной. Их жители, по всей видимости,  свыклись с этим обстоятельством, но мне сначала стало неуютно от этого соседства. Когда город Оодомари снова стал именоваться Корсаков, его жители  продолжили  использовать японское кладбище. Раньше об умершем корсаковце так и говорили:  «Свезли на Окружную».

  Выйдя на улицу в первый раз с доверенной мне собакой, я подумала,  чем сопка у дома не  подходящее  место для прогулок вообще, и с собакой в частности? То, что там расположено кладбище, меня не остановило, то, что незнакомо, обычно мотивирует меня  к познанию. Разведка на местности показала, что  та  часть кладбища, что начиналась у обрыва, и обозревалась из окон, была изначально японской. Устройство кладбища на возвышенности, где прекрасный вид сверху, со всех сторон простор, ветер и свежий воздух вполне соответствует японскому духу. За много лет  погост на сопке сильно  зарос и стал похож на запущенный, заглушенный  парк или лес.

Там немного жутко от обреченности и заброшенности, и в то же время ощущаешь себя исследователем чего-то неведомого. С опаской, мелкими шажками  приходилось нащупывать землю,  местами ее плотно скрывал травостой, вымахавший с мой рост. Раздвигая траву, продвигаясь вперед, пришлось  пробираться под стволами и ветками упавших то ли от старости, то ли от непогоды деревьев. По пути попадаются неожиданные провалы в земле, нужно быть внимательным, чтоб не наткнуться на обломки бытия в виде спрятанных  в зарослях  остовов оградок. В той части кладбища много захоронений с надписями на японском и корейском языках, иероглифы 

старого начертания, иногда памятные столбики встречаются над пустыми ямами, может, родственники увезли прах предков на родину в Японию или Корею? Неплохо сохранилось сооружение, которое раньше было, скорее всего, крематорием. Пытливо озирая всё  вокруг, ловишь себя на мысли, что находишься на  исторической экскурсии в прошлое.

По разным видам памятников можно проследить,  как изменялись  ритуальные традиции в течение пятидесяти лет. То, что это место перестали использовать по своему назначению  очень  давно, видно  по наиболее сохранившимся табличкам на памятниках. Самые  последние захоронения датируются восьмидесятыми годами прошлого столетия,  где то от 1970-го  по 1975-й  г.г.      На мой взгляд  большинство захоронений уже заброшены и не посещаются родственниками. Очень  много  разрушенных,  упавших памятников, многие надписи не читаемые, большинство оградок покосило и сломано временем, изъедено  ржавчиной.

  Первое впечатление  от старой, неухоженной части территории  кладбища  удручающее. Но природа старается по-своему как-то украсить и позитивно преподнести это скорбное место. Там даже  есть на что полюбоваться; 

вокруг пышно цветут шиповник, сирень, качаются стройные свечки люпина, тут и  там  в разнотравье вспыхивают яркими сполохами красодневы, есть и скромные орхидеи - ятрышники,  незабудки выстилают землю  ковром. Луговые травы яростно-зеленой, молодой порослью захватывают пространство, словно провозглашая торжество жизни, призывая радоваться всему, везде, сейчас и всегда! Я присела на прогретую полянку, ниже у  двух могильных холмиков шевелится живое существо, под солнышком греется пес, чутко прислушивается к звукам. Он тоже слышит, как сталкиваются в полете  жуки, в бутонах гудят шмели, как перешептываются кроны клена и сосны, растущие в обнимку. Деревьев очень старых, очень  много,  их корни  проросли могилы насквозь и плотно держатся за их содержимое. Деревья  стоят в одиночку и парами в оградах, где уже нет ни холмика, ни памятника, словно так и было задумано, огородить и защитить деревья.

  На погосте обнаружила  интересные  примеры того, как природа  поглощает и переваривает всё, что в неё искусственно привнесено  человеком. Вот  слева и справа старую металлическую пирамидку подпирают две  белоствольные

березы, они  растут и сплющивают, сжимают с боков, как тисками памятник. Или  вот это прекрасное, могучее дерево, не знаю точно его название, наверно ильм, словно обтекает ржавую оградку, которая  старается противостоять его росту вверх и вширь. Дерево не пытается бороться с железякой. Оно  поступает мудро, приспосабливаясь к условиям,  встраивает в свой ствол помеху. С боков и сверху дерево обрастает  собой угол ограды и растет вверх, расширяет массу ствола.

У  обрыва сопки я увидела интересное японское захоронение. На  нем сохранился маленький памятный столбик и  большой постамент, похожий на те, на которые  устанавливали  статую бодхисаттвы Дзидзо. Японцы, которые почитали буддизм, верили, что Дзидзо  отвечает за охрану и спасение душ усопших и живых, он берет на себя грехи людей, избавляя их от страданий. Скульптуры бодхисаттвы Дзидзо, так же, как и богини милосердия Каннон  использовались в обрядах поминовения умерших с очень давних времен. Остатки таких  скульптур в более или менее сохранившемся состоянии я видела  на месте японских кладбищ и буддийских храмов в других районах Сахалина и  Курил.

 Странное ощущение испытываешь, находясь на  обрыве сопки. Когда повернешься лицом к дому, то в нескольких метрах перед собой видишь, как люди живут своей привычной жизнью. Кто-то вешает на балконе белье, рядом мальчик копошится в велосипеде, вон хозяйка моет окно, бабуля поливает свой фикус, а кот зевает на подоконнике...

 В то же время, сразу за спиной начинается другой мир, где уже никому ничего не нужно. Там тишина, прохлада и тень, лишь  ветер тревожит сон старых деревьев, которые помнят то время, когда вокруг были аккуратные, посыпанные песком  дорожки и ухоженные могилы. Словно стоишь во временном портале; впереди  светлое настоящее и будущее, а сзади  затенённое сумерками прошлое. Вот так на улице Нагорной рядышком вполне толерантно существуют два времени – современных жителей Корсакова и тех, кто жил в префектуре Карафуто, соседствуют два мира - усопших и живых.

 Я не знаю, определены ли официальные границы земельного участка под  этим кладбищем, не смотрела обозначено ли оно на кадастровой карте территорий,

но  никакого ограждения по его периметру нет от слова вообще.  Одна сторона погоста вплотную примыкает к дороге, идущей от улицы Нагорной вверх. Прямо у проезжей части  находятся могилы, мимо ездят машины, ходят люди,  живущие рядом, или те, что приводят детей в садик, расположенный вблизи  кладбища. Та часть территории погоста, что в верхней части  дороги, выглядит поновее, поухоженнее, там протоптаны тропинки, прохаживаются хозяева с собаками, заметен кое-какой порядок. Но чем дальше к более старым  секторам кладбища, тем  сильнее оно выглядит  дико и заброшено.

 Скорее всего, территорию никто не охраняет, не содержит в  надлежащем виде. Понятно, что уход за могилами на совести  родственников, но  спрос за состояние территории  кладбища с органов  местного самоуправления.  Я не буду ссылаться на нормы законов, но замечу, что есть санитарные и экологические требования к содержанию кладбищ, даже если погост имеет официальный статус закрытого. В любом случае территорию от бурелома должны  очищать, мусор убирать,  траву должны косить, разрушенные оградки и сгнившие от старости памятники на заброшенных, бесхозяйных захоронениях положено  утилизировать. Если там  навести порядок и правильно благоустроить территорию, то получится неплохая лесо-парковая зона в черте города.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Сандра Клайд, 1 июля 2019, в 16:37 +10
Комментарии
Написано 1 июля 2019, в 17:10
Действительно, что делать с таким соседством и как долго оно будет существовать...
Хорошо написано, мне понравилось!
+4
Написано 1 июля 2019, в 18:59
Русалка Обыкновенная, спасибо за ваше мнение.
+4
Написано 1 июля 2019, в 20:55
Работала недавно на одном предприятии. Вот уж нигде не ощущала такой обреченности, энергетика могильная, подавленная, хотя все ходят улыбаются, домой приходила, как будто из меня силы выпивали. Потом, когда узнала ситуацию на этом предприятии, поняла, почему так. Вот где ужас, когда живые люди живут в этом и им некуда деться толком.
Кладбище из статьи - история.
+5
Написано 1 июля 2019, в 21:10
Zizn, а на том предприятии почему такая энергетика плохая?
+2
Написано 1 июля 2019, в 21:26
Так здорово написано! Я прям зачиталась!
+5
Написано 1 июля 2019, в 21:51
Анфиса Черненко, спасибо, что оцениваете по-доброму! честно сказать, я сомневалась надо ли касаться этой темы, но желание поделиться этим опытом, или даже открытием пересилило, долго искала тональность, чтоб читалось легко...
+4
Написано 2 июля 2019, в 02:56
Прекрасный слог написания статьи, особенно описания пейзажей удались. По большому счёту, нам некогда обратить внимание на подобные вещи. А у властей нет никогда денег, чтобы изменить существующее положение дел. Только вот в чём вопрос - мы никогда не выберемся из этой неразберихи, грязи, бескультурия, если будем считать, что это мелочь, что это нас совсем не касается. Оказывается, из многочисленных мелочей и состоит наша жизнь, а ещё это показатель того, насколько мы цивилизованное общество. Я так думаю.
+6
Написано 2 июля 2019, в 09:21 Отредактированно 2 июля 2019, в 09:25
Helga777, согласна с вами, да, эта сторона бытия тоже часть нашей культуры, кладбище, или некрополь-это город мертвых, там тоже предполагается наличие упорядоченности и уважения к тем, кто нашел там свое последнее пристанище, у нас к живым-то отношение у власти какое? и средства должны в местный бюджет на содержание этих территорий закладывать, другое дело в каком объеме и как их расходуют?
+4
Написано 2 июля 2019, в 09:29
Предмет описания, конечно, мрачный, но как написано! Читала вот прям с удовольствием и интересом. Реалистично и образно, спасибо)
+3
Написано 2 июля 2019, в 09:40 Отредактированно 2 июля 2019, в 09:41
_zima_, спасибо, что поняли именно так, как я пыталась передать свое настроение.
+4
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Зачем человеку нужен театр?
Зачем человеку нужен театр?
Кто хочет стать губернатором?
Кто хочет стать губернатором?