Фотомастерская. Персоны. Александр Земляниченко.

Фотомастерская. Персоны. Александр Земляниченко.

Добрый день!

Сегодня рассказ об еще одном члене "Могучей тройки" лауреатов "World Press Photo", госте выставки "Гран-при по-русски" Александре Земляниченко.

На "Горном воздухе". 16 мая 2013 года.

Даже те, кому его имя ни о чем не говорит, два его снимка наверняка видели, а увидев, не могли не запомнить.

Поверженная статуя "Железного Феликса" с Лубянской площади. Август 1991 года.

Танцующий Борис Ельцин на рок-концерте в разгар своей второй президентской кампании. Июнь 1996 года.

Оба снимка  принесли их автору Пулитцеровскую премию, самую престижную международную награду в журналистике, а "Танцующий Ельцин" взял 3-й приз в номинации "Люди в новостях" на конкурсе "World Press Photo" в 1997 году.

Александр Земляниченко родился в 1950 г. в Саратове, в семье профессионального фотожурналиста. Окончил Саратовский политехнический институт. Работал в областной газете "Заря молодежи". В начале 80-х годов прошлого столетия по приглашению редактора журнала "Ровесник" Алексея Нодия перебрался в Москву. После работал в газете "Комсомольская правда", журнале "Советский Союз". С 1988 г. начал снимать для Ассошиэйтед Пресс, в 1990-м был принят в штат, а несколько лет спустя стал руководителем фотослужбы Московского бюро агентства. Фотограф кремлевского пула. Съемочная география – весь бывший Советский Союз, Ближний Восток, Европа и Соединенные Штаты.

 Мое знакомство с Александром Земляниченко состоялось в Москве, в 2010 году, в буфете баскетбольного комплекса ЦСКА, перед матчем ЦСКА-Юникаха, куда я пришел на съемку будучи на стажировке в фотослужбе агентства "РИА Новости". Именитый фотограф оказался совсем не страшным и не "бронзовым", а вполне открытым, добрым и интиллигентным человеком. Когда я назвал его Александром Вадимовичем он скривился, как от зубной боли, и попросил называть его просто Саша.

К сожалению времени тогда было мало и толком пообщаться не удалось. На следующий день он позвонил и пригласил меня к себе в бюро. Мы много говорили о репортажной фотографии и о Сахалине. Он давно хотел побывать у нас, но плотный рабочий график не позволяет вырваться.

Когда бабахнула Фукусима Саша позвонил и попросил меня сделать съемку. Довольно приличные, по моим меркам, кадры, он разнес в пух и прах. Но 2 кадра все-таки вышло на ленте "Associated Press". Это был успех:-) Так завязалось наше сотрудничество.

Когда мы готовили "Гран-при по-русски" в Южно-Сахалинске куратор выставки Василий Прудников обрадовал меня, что ему удалось на 5 дней "выцарапать" Земляниченко из цепких лап плотного российского инфотраффика. Но и эти 5 дней у Александра были плотными и я не успел взять у него интервью. (Честно говоря, я тогда и не думал, что буду вести блог о фотографии). Поэтому  рассказ о нем я построю на цитатах от первого лица, используя материалы многочисленных интервью, найденных в сети интернет.

...Мой отец был профессиональным фотожурналистом, и потому первая камера у меня в руках была отцовская. Какая - не помню точно. В свое время мне дедушка подарил "Смену", но она не нашла серьезного применения. А в старших классах я уже осознанно снимал на уроках жанровые картинки. Снимал не "Сменой", а отцовскими камерами - "Лейкой", "Контаксом", "Роллефлексом.

После того, как я закончил Саратовский политех и получил диплом инженера-технолога, я пошел работать в областную газету "Заря молодежи". Из нее меня призвали в армию. Два месяца прослужил как обычный солдат, потом замполит предложил мне создать фотолетопись части. Родители прислали фотоаппарат, и я занялся любимым делом.

После армии вернулся в саратовскую молодежку. Работая там, начал стринговать для "Комсомолки", где меня заметил тогдашний редактор журнала "Ровесник" Алексей Нодия и вытащил в Москву.

В "Ровеснике" я достаточно быстро понял, что мне там делать нечего. Журнал печатал статьи о какой-то непонятной для меня музыке, и я начал бегать в "Комсомолку", куда в конце концов и перебрался. Решающее слово за меня замолвил Василий Михайлович Песков.

Но и там я надолго не задержался. Через 4 года, в ноябре 1984-го я перешел в журнал "Советский Союз". Этот журнал был в ту пору лучшим иллюстрированным изданием. Там собралась команда известных советских фотографов, работали крупные мастера - такие как, например, Анатолий Гаранин. Кто очень повлиял на меня, так это Володя Лагранж, за что я ему очень благодарен. Одно время мы с ним даже кабинку делили. В общем, там было у кого поучиться.

Вряд ли западная читательская публика давилась в очереди за свежим номером "Советского Союза". Просто считалось, что мы пропагандируем советский образ жизни. Зачем? Для кого? А не важно. Пропагандируем. Так надо. Мы создавали некие фотофильмы о жизни в СССР. Скажем, в течение недели я жил в Ставрополе в молодой семье. Муж и жена. Оба маляры. И я снимал их будни. Вот они идут на работу. Вот покупают продукты в магазине. Вот читают газеты. Вот он поет в самодеятельном хоре, а она пришла в спортзал на тренировку. Сейчас это выглядит дико.

Мне непонятно, зачем сейчас-то заниматься постановочной фотографией. Если вы не видите тот кадр, который вам нужен, значит, его просто там нет и не нужно его выдумывать, вмешиваться в ход событий, искусственно создавать спектакль. А вот дождаться своего момента, который хорошо бы выразил происходящее, и поймать его – вот это настоящее и редкое  удовольствие для фотографа, которое случается далеко не каждый день.

В 1988 году случилось землетрясение в Армении, и я туда собрался. Узнав об этом, Борис Юрченко, единственный фотограф АР, с которым я был знаком, сказал мне: "Саша, корреспондентов иностранных агентств туда не пускают. Может, снимешь для нас несколько роликов?" Я с удовольствием откликнулся, улетел в Армению, стал передавать оттуда с экипажами самолетов, как тогда это делалось, пленки в АР. Что-то из мною заснятого попало на ленту агентства. Потом мне сказали: мы можем сотрудничать. А в 1990-м руководство Ассошиэйтед Пресс приняло решение о расширении Московского бюро. Я к тому времени уже активно сотрудничал с ним и в результате был приглашен в штат.

Что главное для фоторепортера? Снимать правду. Не вмешиваться в события Но бесстрастно зафиксировать событие все равно не получится. В том, как оно снято, всегда заключена оценка. Фотограф - живой человек со своим мировоззрением, своими представлениями о жизни, о добре и зле. Но если я не перевернул событие с ног на голову, не передвинул его вправо или влево, значит, не погрешил против правды. Я просто увидел это событие своими глазами. И показал. Кто-то увидит по-другому. И тоже покажет. Нельзя снимать бездумно. Хотя некоторым это удается.

Мне всегда интереснее человек. Через него я могу и событие показать. Если ты снимаешь спортсмена, который только что выиграл забег на сто метров, то по возможности возьми в кадр и того, кто занял второе место, хотя рассчитывал на первое. У них будут разные выражения лиц. Это создаст глубину и объемность события. Потому любую тему я стараюсь решать через героя. Знаменитая фотография Макса Альперта "Комбат" - классический образец такого подхода.

Макс Альперт. "Комбат".

Пришлось и на войне побывать. Первая и вторая чеченская, Сектор Газа, Афганистан.

Риск в работе фоторепортера, снимающего в военных действиях, присутствует всегда. Здесь невозможно все предусмотреть. Однако перед фотографом не стоит задача проявлять бездумный героизм, бежать под перекрестный огонь, его цель состоит в том, чтобы остаться живым и донести материал, что происходит там, где он только что побывал.

В Чечне. Фото Валерия Матицына. ИТАР-ТАСС.

Буденновск. Больница. Заложники машут белыми простынями подавая знак спецназу не стрелять во время штурма.

Буденновск. Заложники покидают больницу.

Ирак.

Афганистан.

Афганистан. Кандагар. После патрулирования в районе Панджвай. 2010 год.

Россия. Путч. 1991 год.

После первомайского митинга. 1 мая 1993 года. Москва.

Задержание на митинге. Фото Антона Белицкого. "Ридус".

Выборы на Украине. Февраль 2010 года.

"Ты входишь в Кремлевский пул журналистов. Скажи, тебе не скучно снимать официальные встречи государственных лиц, освещать саммиты. Ну можно ли ярко, изобретательно снять то, что на жаргоне фоторепортеров называется "рукопожим"?

Даже здесь нет стандартов. Когда лидеры выстроились для "семейной фотографии", от нас казалось бы уже ничего не зависит, только щелкай, и всё, мы стараемся запечатлеть моменты общения лидеров между собой.

Скажем, собираются президенты стран СНГ, и ты уже знаешь, что самое интересное будет происходить между таким-то и таким-то лидером. Тебе известен сегодняшний реальный контекст их отношений. И вот ты смотришь, тепло ли они поздоровались, как посмотрели друг на друга, обменялись ли репликами. Официальная встреча, если ты знаешь, что ей предшествовало, может быть исполнена драматизма, может нести в себе интригу. Вот это и надо показать.

Владимир Путин и Ангела Меркель.

Владимир Путин с собакой.

Встреча Владимира Путина и Барака Обамы.

Владимир Путин.

 Если ты взял в руки камеру, тебе следует понимать, почему ты сейчас находишься именно тут, а не в другом месте, почему снимаешь именно это, а не то и, главное, зачем снимаешь. Знание света, знание композиции - это уже технические составляющие ремесла. Этому можно научиться. Но без острого интереса к событию, без азартного желания это событие запечатлеть в нашей профессии делать нечего.

В публикации использованы кадры из архива А. Земляниченко и С. Красноухова.

Использованы материалы сайтов Русская Планета, Rosphoto, Leica Camera Russia Blog, Российская Газета, Snapbox.

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Сергей Красноухов, 27 марта 2014, в 07:57 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Литературное объединение «Лира» открывает Неделю юношеской книги - 2014
Литературное объединение «Лира» открывает Неделю юношеской книги - 2014
Восемь с половиной минут.. Удовольствия... >>>
Восемь с половиной минут.. Удовольствия... >>>