СМИ и нравственность

СМИ и нравственность

Жизнь нужно прожить так,

что бы тебя помнили даже сволочи.

Ф.Г. Раневская

Можно сказать, что период реформенной выплаты Россией контрибуции за поражение в холодной войне СССР завершен. С возвращением Крыма черта подведена. Впереди стратегическое планирование инфраструктурного обустройства своей территории.

Восстанавливаем потихоньку и информационный суверенитет страны. Под тезисом: Свобода мнения и гарантии свободы деятельности СМИ считаются одним из основных достижений современной демократии. Свобода печати — одна из составляющих института свободы слова, и сохранение последнего невозможно без государственной защиты независимых СМИ.

            Судебное решение, что запаздываем, имеется: «…Так, ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 55 устанавливают допустимые ограничения свободы слова и свободы массовой информации. Из этих предписаний, в частности, следует, что свободы не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства. В то же время отсутствие четких закрепленных федеральным законом ограничений этой свободы, направленных на защиту нравственности, безопасности государства и т.п., а также мер ответственности и механизма привлечения к ответственности не позволяет в должной степени реализовывать конституционные нормы. При этом необходимо иметь в виду, что непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, должно расцениваться согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 2 июля 1998 г. № 20-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.1998. № 5).

«Мы будем активно защищать основы нравственности в средствах массовой информации и в Интернет-сфере», - говорится в проекте «Программы 2012-2018», который опубликован на сайте www.putin2012.ru.

В январе 2014 патриарх Кирилл в Совете федерации сказал, что агрессии массовой культуры государство должно противопоставить грамотную информационную и культурную политику, чтобы молодежь видела живые примеры нравственности. Патриарх в частности, призвал СМИ «правильным, интеллигентным языком доносить ценности, которые формируют нравственные начала в человеке, укрепляют семью, скрепляют общественные отношения в рамках страны, чтобы они становились доминирующими». Кирилл посетовал, что в наши дни в российском информационном пространстве нет образа «положительного современного героя».

Знают ли у нас представители СМИ хотя бы в общих чертах, что такое «основы нравственности»? Насколько я представляю, для 99,99% редакторов и журналистов слово «нравственность» - пустопорожнее высокопарное фразерство.

Вот, например, российский эксперт в области профессиональной этики журналистики Г.В. Лазутина считает, что нравственное становление личности в развитом обществе включает в себя три одинаково важных процесса:

·       трансформацию генетической установки на согласованность действий биологического вида «человек» в моральную установку социальной личности;

·       нравственные искания личности, которые предполагают освоение ею накопленного обществом нравственного опыта, зафиксированного в разных формах общественного сознания, и определение своих предпочтений в области критериев и моделей поведения;

·       стимулирование нравственного самосовершенствования личности общественными структурами, прежде всего посредством создания необходимых условий.

         Есть и такое: «…нравственная миссия предопределяет не только степень терпимости к многообразию интересов и взглядов зрителей, но и меру нетерпимости к проявлениям пошлости, отсутствию вкуса, жестокосердию, цинизму и тривиальности. Она не допускает подмены подлинных общественных идеалов и интересов сиюминутными умонастроениями публики. Социальная ответственность журналиста обязывает его принимать в расчет все возможные результаты оглашения информации, с которой следовало бы, по крайней мере, повременить, или, напротив, сокрытия фактов, требующих безотлагательного общественного внимания». Или «…В любых изданиях – мужских, экономических, женских – нужно говорить больше о том, что в жизни имеет первостепенное значение. А это неизменные ценности, идущие из глубины веков и не теряющие с годами свою значимость: любовь, вера, семья, культура, наука, творчество. Неизменные ценности, искренняя вера и надежда, направляющие человека к развитию в себе нравственного начала».

         Традиция российских интеллектуалов: много вычурно и витиевато наговорить, но ничего не предложить по существу.

Ну и ладно, жизнь заставит отличать этику от нравственности, нравственность от морали, психологию от психики.

Еще от зубов отлетать будет:

нравственность – свойство психики человека как устремление к благотворчеству, определяющее прогресс социального государства;

мораль – свойство психологии человека, определяющее коммунитарное поведение в социальном государстве.

Центр «Российский сетевой интеллект» и Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования года два как раскручивают законопроект «О защите нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей продукции средств массовой информации, Интернета и издательской деятельности», в рамках которого должна быть признана и зафиксирована необходимость государственного регулирования оборота информации, оказывающей негативное воздействие на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние народонаселения. Выстраивается целая система защиты сознания населения России от информационных ударов через СМИ. Авторы отмечают, что по опросам ВЦИОМ 70% опрошенных россиян поддерживают идею осуществления нравственной цензуры в СМИ.

К негативной информации относится:

- продукция эротического и порнографического характера;

- продукция,  связанная  с  изображением  физического  или  психического  насилия (детальное  изображение  убийства  людей  или  животных, причинения увечий или мучений, вандализма, наслаждения насилием и жестокостью);
- продукция, пропагандирующая употребление    ? наркотических средств, психотропных  веществ,  их  аналогов;  алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей; основанные на риске игры, пари, за исключением лотереи, а также продукция, пропагандирующая иные виды физической и психической зависимости;

- продукция, провоцирующая причинение себе увечий, иного вреда здоровью или самоубийства;

- продукция, содержащая бранные слова, непристойные и оскорбительные сравнения и выражения;

- продукция,  пропагандирующая  правонарушения  и  иное  девиантное поведение;
- продукция, пропагандирующая культ богатства, денег, вседозволенности;

- продукция, примитивизирующая индивидуальные и социальные потребности (включая многочисленные ток-шоу и реалити-шоу);

- продукция, формирующая пренебрежительное отношение к бедным и слабым, старшему и младшему поколениям;

- продукция, содержащая экстремистские материалы;

- продукция, принижающая или дискредитирующая человеческие ценности: труд, нравственность, патриотизм, любовь, милосердие, творчество, честность, порядочность и т. п.

         Предлагаются меры контроля, наказания, ограничения, регулирования, стимулирования и госзаказа.

         В методологическом плане законопроект слабоват. Авторы разграничивают нравственность и психическое здоровье – западное философское влияние сказывается. Название должно быть научно обоснованным и правоприменительным: о защите психического здоровья и поддержке позитивной психологии.

Если бы закон ввели в действие сегодня, то этот сайт оказался бы на административном прицеле за вредное массовое воздействие: пропаганду правонарушений и девиантного поведения (распространение информации о правонарушениях без редакционной их оценки) и примитивизацию индивидуальных и социальных потребностей (псевдокультурные потребительские ценности, подрывающие устои социального  государства).

Как редакцией поддерживается пассионарность (социальная энергетика) как важнейший фактор жизнеспособности и развития?

Нет этого в правилах – а для чиновника, к примеру, значит, что никак.

Может ли блоговое сообщество саморганизоваться на укреплении нравственности?

Ответ однозначный: нет, не может.

Может ли журналистско-редакционный состав обеспечить саморегулирование правил пользования в координатах нравственности?

Ответ предварительный: нет, не видит необходимости и целесообразности.

Но это нормально в российской действительности: пока рак на горе не свистнет – мужик не пошевелится. Рак сегодня не тот – это доброхотливый чиновник с щучьей пастью.

Ну а пока смишная стайка резвится в коммерческой прикормке и не желает понимать, что свободы без ответственности не бывает. Иначе это уже не свобода, а вольница.

Вот пока так.

P.S. Согласно ч.4 ст. 1259 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Автор: Андрей Кузьмин, 28 марта 2014, в 12:29 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Правда ли, что образ в Интернете отличается от реальных качеств и свойств собеседника?
Правда ли, что образ в Интернете отличается от реальных качеств и свойств собеседника?
Коммерческая реклама, как социальная ответственность бизнеса
Коммерческая реклама, как социальная ответственность бизнеса