Айнский альбом: Кто поймал больше марлинов? (продолжение).

Айнский альбом: Кто поймал больше марлинов? (продолжение).

«Услышьте шепот мира, в котором люди и природа существуют бок о бок» – вот так, одной фразой, характеризуется в рекламном буклете выставка исторических материалов, традиционных орудий труда и произведений искусства айнского музея. 02 44

Директор музея, Масахиро Номото посетовал, что люди предпочитают посмотреть танцы, послушать песни, побродить по деревне, а в само здание музея заходят неохотно. Но мы провели именно здесь большую часть времени, отведенного на посещение музейного комплекса. Сразу у входа огромное панно в картинках рассказывает посетителям о жизни айнов и о мире их богов. Еще бродя по деревне, мы обратили внимание на то, что ритуальный частокол за «задним» домом, увешанный стружками инау и украшенный черепом медведя, состоит из трех ярусов. Эти ярусы говорят о том, что айнские божества бывают главными, менее значительными и почти рядовыми. Почти – потому что на самом деле незначительных богов у айнов не бывает. Самый главный бог – это, конечно, бог гор, приходящий к людям в образе медведя. Много айнских юкара рассказывают о нем. В его честь устраивается медвежий праздник, а медведь, которого держат в клети, является предметом гордости деревни. 

Череп на частоколе (на фото темы) когда-то принадлежал медведю, жившему в здешнем маленьком зоопарке и скончавшемуся от старости. Теперь в айнском музее живет другой медведь, а в вольере рядом держат хоккайдских собак (это порода такая) – все так, как могло бы быть в настоящей айнской деревне.02 50

Бог озера, бог реки, богиня земли, бог огня, бог рыбы, бог оленей, сова (божество, охраняющее деревню), бог леса и богиня, которая управляет душами, – существует еще множество других божеств, к которым айны обращаются за покровительством, а также те, которых можно условно считать нехорошими. Но айнские божества противоречивы, как люди: хорошие боги могут совершить злое деяние, а плохие – наоборот. Чтобы изгнать злых духов, айны размещали в доме по углам под крышей вязанки хвороста и стреляли в них стеблями полыни. Такие вязанки, с застрявшими в них полынными стрелами, служили оберегами.

О церемонии отправки души медведя к богам написано много, поэтому я не буду описывать ее подробно. Но, что важно, медвежья церемония в Японии проводится только в этом музейном комплексе. Задали мы, конечно, вопрос о том, правда ли айны выкармливали медвежонка женским молоком. Масахиро Номото рассказал, что маленького, еще слепого медвежонка, 

пока он не начнет кусаться, действительно кормили женским молоком, при этом «кормилица» постукивала раздувшегося от еды малыша по нижней части тела, чтобы научить его опорожнять кишечник.

Чествуют айны и бога огня, перед строительством нового дома проводя особую церемонию. Такая церемония состоялась и при закладке здания Айн-ского музея в г. Сираои. 

02 45Чтобы рыбакам сопутствовала удача, на носу лодки устанавливают ивовую палочку со стружками инау (фото лодки в первой части альбома). Перед охотой молятся соответствующим божествам и тоже делают для них стружки инау.

Айны были прекрасными охотниками и рыболовами. Обычно, после завершения хода лососей, по первому снегу они начинали охотиться на оленей, а зимой приходил черед медведя (сцены охоты и рыбной ловли занимают немало места в Айнском музее). 02 46

Снаружи, под крышей дома, на цепях крепился тонкий ствол дерева для сушки рыбы. А на стене дома вывешивались хвосты пойманных марлинов, которые попадались айнам нечасто. У кого на доме больше хвостов марлина – тот самый искусный рыболов.02 47

Одним из важнейших занятий айнов было собирательство. Весной они выкапывали из земли луковицы кардиокринума, перетирали их в ступе в муку и делали круглые лепешки с дыркой посередине – вязанка таких лепешек, которые сушили на сетке из ивовых прутьев над очагом, отдаленно напоминает вязанку баранок.

02 48

Собирательство нашло отражение в названии айнских месяцев: апрель назывался «месяц подготовки к выкапыванию ИХ корней», а май – «месяцем ИХ выкапывания» (это многозначительное «их» явно говорит, что айны обожествляли и собираемые растения). Ели айны ягоды, грибы, корни кандыка и лигустикум, ветреницу, белокопытник и крапиву, борщевик и гречиху сахалинскую и, конечно, черемшу…

Переселившись на холодный Хоккайдо, айны, привыкшие использовать в своей кухне весь арсенал дикой природы, вынуждены были начать заниматься огородничеством, выращивая как «культуры для сухих полей», так и рис. Но растения использовались айнами и для других целей: из аконита делали яд «суруку», которым смазывали наконечники стрел (корни аконита толкли в ступе, затем ставили для брожения в теплое место, готовность проверяли на насекомых). Яд быстро разлагался в теле убитого животного, и мясо спокойно можно было употреблять в пищу.

Природа не только кормила, но и одевала айнов, и обеспечивала их быт: они ткали халаты из крапивы, циновки из тростника, делали прочные веревки из луба, используя их очень широко – от простого способа переноски тяжестей до плетения сумок; с помощью растений окрашивали ткани и делали на циновках рисунки.

02 49

Айны очень любили всякое рукоделие: мужчины вырезали из дерева фигурки богов в образе зверей, женщины вышивали. Традиционные айнские халаты в разных местностях можно отличить по рисунку вышивки. Одни заполняли спину халата вышивкой сверху донизу, другие вышивали только верхнюю часть и полы, оставляя середину свободной. 

Дизайн айнского музея по задумке организаторов напоминает обычный айнский дом, где под крышу вешалась рыба для копчения, а в центре был очаг. Детская люлька подвешивалась к потолку, и представляла собой небольшой щит из досок, к которому крепко привязывался ребенок. Одна из панорам показывает, как проводили вечера в айнском доме, и больше всего это похоже на традиционный семейный вечер, когда дети собираются вокруг взрослых и слушают сказки, а вокруг кипит жизнь: ловят рыбу медведи, настороженно прядают ушами олени, ухает в темном лесу сова… Панораму хорошо сфотографировать не удалось – она была застеклена, и стекло отбрасывало блики. 

Если кто-то хочет услышать шепот мира, звуки ветра и голоса птиц, какими их слышат айны, то ссылки на  звуковые файлы можно найти в конце предыдущей части текста.

Курильские же айны шили одежду из птичьих перьев и рыбьей кожи и жили вот в таких "землянках"

02 52

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: tsupka_kuru, 14 января 2015, в 21:13 +4
Комментарии
Написано 14 января 2015, в 22:40
Интересная статья. Для меня интересна ещё тем, что на втором снимке увидел скульптуру. Чем она мне интересна?
Да, когда-то давно, лет может 20 назад, нашёл я на улице ключи с брелоком. И всё это время думал, что изображён на этом брелоке, какой то монах из Шао Линя.
Теперь, глядя на фото, понимаю, насколько я дремуч. Изображение, даже выражения лица, один в один. И посох такой же характерный. И одежда. На обратной стороне надпись...теперь уже понятно, что на японском.
Вопрос, имеет ли эта скульптура название? Или может какого-то известного айна изображает?
0
Написано 16 января 2015, в 16:59
sasch, это какой-то известны айн, к сожалению, я не записала эту информацию - отвлеклась на что-то. Двадцать лет назад они тоже существовали, поэтому возможно, что брелок из этого же музея.
0
Написано 16 января 2015, в 21:29
tsupka_kuru, google мне в помощь, но не так легко найти. Итак это вроде "Айойна, культурный герой, создатель и учитель айнов."
Взято отсюда.
http://oko-planet.su/history/historyriddles/154830..
0
Написано 16 января 2015, в 21:55
sasch,
Айона - да, верховное божество, может быть. Но у меня все же ощущение, что это был реальный айнский хлопец. Попробую уточнить, может, кто из японских коллег откликнется. Все-таки у вас уже дело к ночи, порядочные люди не висят в интернете в такое время)))
0
Еще 4 комментария
Написано 14 января 2015, в 23:34
спасибо вам за то, что делитесь познавательной информацией, тема на самом деле увлекательная для тех, кто интересуется историй и этнографией; народ айну наверно еще долго будет ставить исследователей разных стран перед своими загадками втупик и он явно не спешит давать на них разгадки...
+1
Написано 15 января 2015, в 13:05
Сандра Клайд, Я полагаю, что скоро загадки айнов закончатся. Два ученых - Деревянко (госпремия 2013 за археологию) и Чудинов (расшифрока руницы) - с подачи администрации президента смогут продавить Институт антропологии РАН на пересмотр этнической принадлежности айнов. Я сегодня-завтра отправлю соответствующее обращение в презадмин. Жаль, что региональный ОНФ пока далек от общих вопросов культуры. В смысле, год культуры прошел - ничего от ОНФ в открытой инфосреде не слышал про дела сахалинские.
+1
Написано 15 января 2015, в 13:14 Отредактировано 15 января 2015, в 13:15
Андрей Кузьмин, Андрей, в ОНФ есть рабочая группа по образованию и культуре, но в ней реально работает только та часть состава, которая представляет образование, культура выпадает вообще, вы верно это подметили, в этой РГ нет тех людей, кто бы занимался вопросами, о которых вы говорите, приходите, предлагайте темы, привлекайте людей в качестве экспертов, кто ж вам всем мешает? работайте! ОНФ открыт для тех, кто реально хочет работать на пользу области, страны.
0
Написано 15 января 2015, в 14:21
Сандра Клайд, Вот-вот. Год культуры прошел - а у вас культура вообще выпала. Год литературы начался - литераторов не найдется. Насколько я понимаю, ОНФ отвели нишу типа прежнего народного контроля за расходованием бюджета.
0
Еще 2 комментария
Написано 15 января 2015, в 15:26
Да я понимаю. Только сегодня в связи с принятием Основ культурной политики уже не госполитика в сфере культуры, а культурная политика. Этот год правильный был - развернулись к культуре совсем по иному. Но это там, наверху. А у нас все по прежнему. В облзаконе о культуре принцип приоритета общечеловеческих ценностей.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Чтение без границ
Чтение без границ
вечерние размышлизмы))
вечерние размышлизмы))