Еще до айну

Еще до айну

   В окрестностях города Ниикаппу (юго-восточное побережье острова Хоккайдо) много археологических стоянок, и мы побывали на стоянках Хокто, обустроенных для туристических целей. 02 69

Стоянки обнаружены на холме близ большой речной долины. Шесть тысяч лет назад всю площадь этой низменности занимало море, и стоянки прото- и палеоайнских племен располагались достаточно близко к побережью, что понятно: море давало пищу. Постепенно море отступало, низменность становилась болотом, и следы стоянок теперь находятся довольно далеко от побережья. 02 73

На заболоченных участках в изобилии водится японский журавль, а на лесной тропе, предупредил нас Усиро Хироси, могут встретиться не только олени, но и медведи. По счастью, обошлось без встречи с косолапым. 

Со смотровой площадки были видны участки освобожденной от деревьев территории, на которой отчетливо просматривались большие неглубокие ямы. На месте осматриваемых стоянок ям было так много, что сам собой возник вопрос: «Неужели столько строений могло быть в древнем племени?» Оказалось – нет. Если что-то случалось с «домом», предки айнов немедленно строили рядом другой. Поэтому количество ям совсем не дает представления о численности племени.
На одной из полян ученые воссоздали несколько землянок-хижин. Картинка в буклете обещала четыре строения. Три землянки мы увидели со смотровой площадки. Но в центре поляны, к нашему удивлению, было только черное пятно. Оказывается, в июле этого года произошел курьезный случай: в то время, когда сотрудник музея показывал школьникам, как обжигали глиняные изделия, огонь перекинулся на тростниковые стены. Огнетушителей в землянках нет, да даже если бы и были, первым делом все равно бы выводили из землянки учеников. Так и сгорел один из экспонатов, о чем писали японские газеты, а сотрудника нещадно ругали чиновники. Ничего удивительного в этой истории нет: землянки отапливаются по-черному, и при нас из тростникового входа одного из жилищ валил дым. В узкий лаз второго я рискнула нырнуть: в кромешной темноте остро пахло гарью, пара узких нар, едва прикрытых тростником, тянулась вдоль стен, а по центру камешками был выложен очаг. Вполне пристойное жилище для тех времен, даже уютное.


Когда-то на этом самом месте, в таких же утопленных в землю хижинах жили палеоайны – люди культуры Сацумон (для удобства буду называть их сацумонцами). Для того, чтобы читатель представлял себе, насколько давно это было, я перечислю периоды японской истории в том порядке, в котором нам их назвали: Дзёмон (примерно с 13 000 г. до н. э. по 300 г. до н. э.) – времена протоайнов, период охотской культуры (1-е тыс. до н.э. – начало 2-го тыс. н.э.), Сацумон ( 700 – 1150 гг. н. э.) – тогда жили палеоайны, и только потом наступил период айнской культуры. Люди культуры Сацумон (палеоайны) не были айнами, и, конечно, они не были японцами. На Хонсю сацумонцы противостояли государству Ямато (будущей Японии), а на Хоккайдо сосуществовали с людьми «охотской культуры»: первые занимали юг, а вторые – север. Сацумонцев и древних айнов сближают многие этнокультурные черты, но у айнов важную роль играли морские промыслы, а сацумонцы ими не занимались. Для них не был характерен культ медведя, их погребальный обряд и некоторые черты искусства отличаются от айнских. Главным же признаком людей культуры Сацумон является то, что основой их жизнеобеспечения было развитое земледелие с возделыванием гречихи, проса, ячменя, гороха, конопли, овощей и плодовых растений и устойчивые торговые связи с Хонсю. В начале II тысячелетия н. э. сацумонцы стали доминировать в регионе. В местном музее мы ознакомились с экспонатами, среди которых оказались железные орудия труда, такие как серп, долото, молот, нож и гвозди. Неужели сацумонцы владели технологией изготовления железных орудий труда, оздачились мы? Нет: из Китая через Хонсю приходили на север Хоккайдо железные предметы. В музее мы увидели глиняные «слитки» кубической формы – из одной такой заготовки получалась одна посудина. Образцы горшков висели тут же, дно их не плоское, а конусовидное. 

02 70


Такой горшок опускался в дыру очага, прямо в огонь, а потому в плоском дне не нуждался. Тут же, в музее, нам показали китайское металлическое зеркало, одна из его сторон абсолютно гладкая и имеет хорошие отражающие свойства. (Айны обожествляли зеркальные предметы, так как они могли отражать лучи солнца). Показанное нам зеркало, однако, оказалось довольно «новым» – его относят к 13 веку нашей эры. А в этом музее оно потому, что найдено было неподалеку.
Кто такие айны, откуда они пришли – на этот вопрос наука до сих пор не может дать достаточно ясного ответа. Но если про хоккайдских айнов материалов накоплено много, то курильские айны продолжают оставаться тайной за семью печатями. Впрочем, наши экскурсоводы считают, что южнокурильских (чисимских) айнов надо относить к хоккайдским, а живших на средних и северных Курилах – к курильским. Хотя и это деление достаточно условно, потому что чисимскими айнов стали называть в начале 20-го века. Предполагается, что курильские айны жили в землянках, напоминающих жилища палеоайнов. Начитавшись в Интернете об айнах, я не могла не задать Усиро Хироси вопрос об «эмиси» и «кувэй» – слова, которыми часто в разных источниках именуются прото- и палеоайнские племена. Как оказалось, эти слова никакого отношения к айнам не имеют: «эмиси» – так предки японцев называли всех людей, независимо от того, к какой народности они относились, а кувэй – искаженное китайское «квэ» или «кувэ», что тоже, в сущности, значит «люди», так древние китайцы называли японцев и прочих некитайцев.

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: tsupka_kuru, 16 января 2015, в 17:51 +3
Комментарии
Написано 16 января 2015, в 18:43
Я вчера обращение в адрес президента заслал. Концовка такая:
...По переписи РФ 2010 Институт антропологии айнами почему-то пренебрег и они в количестве 109 человек попали в таблицу иной национальной принадлежности – вместе с австралийцами, австрийцами, албанцами…
Есть основания полагать, что айны относятся к палеорусским или древнейшему населению России из алтайского центра.
Доказательную базу по отнесению айнов к палеорусским могли бы дать исследования ученых: лауреат госпремии 2013 академик А.П.Деревянко и профессор Государственного университета управления, академик, председатель Комиссии РАН по культуре древней и средневековой Руси В.А.Чудинов.
В случае подтверждения версии русского следа айнов территориальные претензии Японии можно было бы использовать во встречном направлении и существенно приободрить социально-психологическую среду на Дальнем Востоке.
Прошу Вас как председателя комиссии по межнациональным отношениям дать соответствующее поручение по определению происхождения айнов – это, возможно, будет способствовать обеспечению исторических интересов нашей Родины, укреплению нравственности как устремления к социальному прогрессу...
В презадмине есть сектор международных отношений. Обращение к ним попадет. Посмотрим, что ответят.
0
Написано 16 января 2015, в 18:47
Посмотрим...
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Отключите свой WhatsApp
Отключите свой WhatsApp
Пост, назревший после "Палача"
Пост, назревший после "Палача"