Про поезда

Про поезда

Вы любите ездить на поезде? В этом посте - подборка фотографий на железнодорожную тематику из походов на «Ведьмин мост» - это старая японская дорога, соединяющая Южно-Сахалинск и Холмск (прежние названия Тайохара и Майока) и участок Сахалинской узкоколейной железной дороги Победино — Первомайское в Смирныховском районе. 

891689178918891989208921892289238924892589268927892889298930893189328933893489358936

Подробнее тут

 

СПРАВКА: «Сахалинская узкоколейная железная дорога» — неофициальное название физически существующей единой сети железнодорожных линий колеи 1067 мм на территории острова Сахалин. Частью Сахалинской узкоколейной железной дороги являются как линии Сахалинской железной дороги, так и участки, имеющие другую принадлежность (находящиеся в ведении различных организаций). Участок Победино — Первомайское принадлежит частной фирме. Он является частью Сахалинской узкоколейной железной дороги, но не является частью Сахалинской железной дороги. 

История этой дороги началась в годы японской оккупации. Ориентировочная дата её открытия — 1943 год.
По неподтверждённым данным, первоначальная ширина колеи составляла 600 мм. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлась станция Котон (ныне Победино) — крайний северный пункт железнодорожной линии колеи 1067 мм. Основным назначением узкоколейной железной дороги являлся вывоз известкового камня из карьеров, расположенных вблизи населённого пункта Гомон. Возможно, узкоколейная железная дорога в «японский» период своей истории не была введена в постоянную эксплуатацию.

В августе 1945 года территория Южного Сахалина вошла в состав СССР. Узкоколейная железная дорога была реконструирована, получила стандартную узкую колею (750 мм). Её основным назначением стал вывоз леса. Протяжённость линий значительно увеличилась. В 1940-х годах были построены посёлки Муйка (ныне Первомайское), Рассвет, Светлое и другие. До 1953 года в этих посёлках проживали в основном граждане, подвергнутые репрессиям («спецпоселенцы»). При строительстве посёлков использовался подневольный труд заключённых.

В 1992 году (ориентировочно) в поселке Первомайское был открыт нефтяной терминал (нефтехранилище, в котором предусмотрена возможность налива нефти и нефтепродуктов в цистерны). Почти одновременно с открытием нефтяного терминала была прекращена работа известкового карьера в связи с отсутствием спроса на известковый камень. Погрузка леса в Первомайском сократилась до минимума, затем прекратилась. Первомайский леспромхоз был ликвидирован. Основным грузом на железнодорожной линии стала нефть.

На территории депо сохранились небольшие фрагменты путей колеи 750 мм, на них по непонятной причине до сих пор можно найти несколько цистерн колеи 750 мм. Некоторые цистерны, переставленные на тележки колеи 1067 мм, сохранили старую сцепку, привычную для наших узкоколейных железных дорог. Все тепловозы и пассажирский вагон ПВ40 были оборудованы «ширококолейной» автосцепкой СА-3.Локомотивное депо в Первомайском, находившееся вблизи бывшего нижнего склада, почти полностью разрушено. Участки путей на территории бывшего нижнего склада, в основном, сняты «металлоломщиками».

На участке Победино — Первомайское путевое развитие сохранилось только на станции Лесная (все пути, кроме главного, не используются и заросли кустарником). Известно, что на Муйской узкоколейной железной дороге станций было значительно больше. Действовали станции Сплавная — предположительно, вблизи пересечения с рекой Поронай, Ягодная, Берёзки (29 км), Черёмухово, и другие. 

В 1991 году на всём протяжении железной дороги стояли километровые и пикетные знаки, имевшие деревянные опоры. Теперь их почти не осталось. Считается, что в этом виноваты рыбаки, использовавшие сухую древесину в качестве топлива для костров (почти на всём своём протяжении железная дорога пролегает вблизи рек Житница и Побединка).

Участок Лесная — Известковый (Гомон) считается законсервированным. Карьер не действует уже почти 15 лет. На перегоне Лесная — Известковый лежат ржавые рельсы. Со слов машинистов, в 2004 году путь был расчищен от зарослей кустарника, до карьера несколько раз ездил тепловоз. Обсуждалась возможность участия японских инвесторов в проекте возобновления деятельности карьера. 

Установленная скорость движения на участке Победино — Первомайское составляет 25 км/час (в начале 1990-х годов — 40 км/час). На обоих раздельных пунктах (Лесная и Первомайское) нет персонала. Стрелки переводит помощник машиниста. В тепловозах имеется радиосвязь с дежурным по станции Победино Сахалинской железной дороги. Однако часть линии находится вне зоны приёма. В случае серьёзного инцидента на таком участке единственно возможный выход — идти на автодорогу и ожидать проезжающую автомашину.

Станция Первомайское находится на отметке 47,5 км (отсчёт от границы подъездного пути вблизи станции Победино Сахалинской железной дороги). На станции — 5 путей (2 действующих), недостроенное и уже полуразрушенное здание ДС. Нефтеналивной терминал находится приблизительно в 1500 метрах к северу от станции Первомайское. На его территории находится крайняя северная точка участка железной дороги. 


 

 

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Роман Фатыхов, 20 мая 2014, в 16:49 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
ЛАВИНА 2К14
ЛАВИНА 2К14
АСТВ: продолжение
АСТВ: продолжение