Мы и наши дети

Мы и наши дети

Особенностью современных первоклассников, отмечаемой учителями, является слабо развитое внимание и излишняя подвижность. На фоне этого все больше приходящих в школу детей имеют дефекты речи. Ребенок не способен высидеть спокойно даже укороченный урок в 35 минут, постоянно отвлекается, витает в облаках, а то и просто играет своими игрушками. Почему наши дети такие? Почему ещё двадцать лет назад такой проблемы не существовало? Как развить усидчивость у своего ребенка, как воспитать внимательность?

В детстве главным человеком в моей жизни была бабушка. Родители работали, и я целый день оставался с ней. Моя бабушка рассказывала мне сказки. Она знала их много и рассказывала интересно. А я затаив дыхание слушал её сказки. Когда я пришел учиться в первый класс, мне было не сложно высиживать 45 минут урока и внимательно слушать учителя. Мое внимание и усидчивость были натренированы бабушкиными сказками. В классе было около 20 детей и не было ни одного, кто бы вертелся и не слушал учителя. Видимо у всех были бабушки, которые рассказывали им сказки.

Современным детям некому рассказывать сказки. Ускоренный темп жизни не позволяет даже бабушкам надолго оставаться с внуками. Помимо этого телевидение, интернет не просто заменяют живое общение между людьми, они делают его практически ненужным. И действительно компьютерные игры, ютуб, разного рода социальные сети расширяют возможности человека, но ограничивают общение глаза в глаза. А это в свою очередь ограничивает вербальные возможности в общении и не требует строгого следования правилам русского языка при написании текста. Общение в среде молодежи происходит на так называемом «олбанском» языке. А как мы знаем - язык формирует мышление.

А теперь представьте, что гаджетами пользуются дети 5 – 6 лет. Когда речевой аппарат не развит ни физиологически, ни психологически.

Маленькие дети любят поболтать. Тематикой разговоров может быть и что-то детское, и что-то смущающее взрослых своей откровенностью. Часто родителям не хочется или не нравится поддерживать разговор с малышом. Дескать, что он там умного скажет или рано ему говорить о таких вещах, или отвяжись не мешай маме (или папе). Тем более под рукой смартфон или планшет – вот пускай с ним и разговаривает.

Действительно, интернет и гаджеты  прочно вошли в нашу жизнь и от этого никуда не денешься. Но увлечение гаджетами в ущерб общению с человеком у ребенка не вырабатывает привычку слушать: учителя, родителей, других людей. Мне не раз приходилось наблюдать картину, когда ребенок задает вопрос, а выслушать ответ у него уже не хватает терпения. Или на уроке первоклассник вдруг прерывает учителя вопросом, который не имеет никакого отношения к теме занятия. Мама читает четырехлетнему ребенку сказку. По ходу чтения ребенок задает вопросы, не относящиеся к содержанию произведения. Это значит, что во время слушания он постоянно отвлекается на какие-то другие темы. А значит, он невнимательно слушает то, что читает мать. И это не потому, что сказка неинтересная, а потому что может от рождения, может от недостатка воспитанности, а может от излишнего увлечения гаджетом у него не развилось умение слушать живую человеческую речь.

Другой стороной ограничения общения родителей с ребенком и увлечением его смартфоном или компьютером являются отношения, которые развиваются между ними.

Переставая общаться, родители и ребенок теряют между собой вербальную связь: ребенок понимает, что родителей раздражает его болтовня, и он постепенно перестает разговаривать с ними по собственной инициативе. То есть на вопросы родителей он отвечает, а вот самостоятельно завести разговор не старается, поговорить с мамой о чем-нибудь не решается – привычка убита родителями. Когда такие дети становятся взрослыми им тоже не о чем говорить со своими постаревшими предками – не сформирован круг интересов между ребенком и родителями, не выработана привычка разговаривать друг с другом. И теперь взрослые дети, когда мать или отец пытаются поговорить с ними, отмахиваются от них - чего умного могут сказать эти старики,  или – расскажу им что-то – не так поймут. В результате родители сетуют на бездушность детей, а дети на занудство родителей.

Маленькие дети должны научиться многим социальным навыкам, используемым в жизни людей, в том числе и живому разговору между людьми. А для этого родители не только должны слушать болтовню детей (для ребенка это важный разговор), но и поддерживать тематику разговора на доступном малышу языке. Этим они вырабатывают привычку и у себя и у ребенка разговаривать друг с другом, привычку делиться чем-то интересным, а может и своими секретами. Это разовьет вербальные возможности ребенка, будет способствовать пониманию родителями и ребенком друг друга, развитию тесной связи между ними, а иногда из этих разговоров родители будут своевременно узнавать, что происходит с их чадом, и будут знать как помочь ему, если он попал в сложную жизненную ситуацию.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Viktor5, 21 сентября 2020, в 11:04 +4
Комментарии
Написано 21 сентября 2020, в 11:49
Всегда смешанные чувства, когда читаю похожие статьи. Мне кажется, что сегодня мы имеем некое идиллическое представление о временах, которые уже прошли. В том числе и в педагогическом смысле. Во это "тогда и теперь" почему-то часто звучит именно в контексте, что "тогда" было лучше. Все, что здесь описано и в других похожих статьях, безусловно справедливо. И родители в гаджетах, и дети в мониторах, и общения не хватает... но это одна сторона медали. По факту общения с родителями и раньше не хватало - в Советском Союзе родители пахали, как кони, а дети тоже часто были предоставлены сами себе, но, за неимением гаджетов, росли на улице. Но тогда этим не особо заморачивались, "все так жили". Сейчас больше возможностей у родителей - и педагогическая психология развивается, и статей много о родительстве, и всякие курсы-тренинги для родителей в любом формате, и возможность к психологу с ребенком сходить, и школа заботится о том, чтобы ребенок больше с родителями вместе "творил" (родители школьников меня поймут), а значит, и времени больше с ними больше проводил. Все это было недоступно раньше, а главное, не было понимания, зачем это надо вообще. Одет, обут, накормлен, нареканий из школы нет - родительские обязанности выполнены, на фабрику пора.
+1
Написано 21 сентября 2020, в 11:51
"Когда такие дети становятся взрослыми им тоже не о чем говорить со своими постаревшими предками... И теперь взрослые дети, когда мать или отец пытаются поговорить с ними, отмахиваются от них - чего умного могут сказать эти старики, или – расскажу им что-то – не так поймут. В результате родители сетуют на бездушность детей, а дети на занудство родителей" - это вообще проблема вечная, а не маркер сегодняшнего времени. "Отцы и дети" можно перечитать, например. Или вспомнить стенания античных философов по поводу распущенной и бездушной молодежи.
В общем, я хотела сказать, что сейчас не самое плохое время для развития детско-родительских отношений и точно не хуже предыдущих времен. А то, что дети другие - закономерно. Время другое - дети другие, потому что условия другие. Тогда были одни проблемы, сейчас - другие. Но они и тогда были, и немало.
+1
Написано 2 октября 2020, в 08:11
AnnaAnna, Согласен с Вами. Всегда было и всегда будет хорошее время для развития детско - родительских отношений. Главное было бы желание общаться у родителей, когда дети маленькие, и у детей, когда родители постарели. Нынешнее время хорошо ещё и тем, что можно получить информации столько сколько хочешь, и такой которая тебе по вкусу. Пролистывая страницы социальных сетей, часто встречаю жалобы пожилых родителей на своих повзрослевших детей. В таких случаях задаю себе вопрос: а кто воспитывал этих детей. Как воспитали, так и относятся. С другой стороны общаясь с молодыми людьми, у которых есть малолетние дети часто замечаю: вместо совместной с ребенком деятельности: разговорами, чтением сказок, уже с малолетнего возраста дают им в руки смартфон или планшет и всё - ребенок не мешает. Вот отсюда начинается старт разрыва отношений между родителями и детьми. При таком развитии отношений смартфон и компьютер заменяют ребенку и маму и папу, и ведет к разрыву близких отношений в семье.
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
И снова о домашних заданиях
И снова о домашних заданиях
Отзыв о детском клубе "Би-би"
Отзыв о детском клубе "Би-би"