Люди театра. Большие и маленькие
На вопрос, с чего начинается театр, я вам отвечу: «С детской театральной студии». Например, с «Арт-класса», где актерское мастерство преподают Лилия и Валентина Шурыгина.
Я со своей малышней пришла на занятия в "Арт-класс" во Дворец детского (юношеского) творчества во вторник. Днем здесь занималась старшая группа – это мальчишки и девчонки, которых Шурыгины обучают театральному искусству уже не первый год. А вечером – 4-летние актеры. На всю работу (а малыши реально трудятся, не смотря на то, что все происходит в виде игры) – 35 минут. Поэтому время зря не тратят, включают музыку и – поехали. Разминка и пластика – вотчина педагога Валентины Шурыгиной.
Я фотографирую, а эти маленькие актеры успевают не только прыгать, бегать, изображать животных и замирать, как скульптуры, но и позировать.
Диана Змачинская
Вероника Шемелева
Кирилл Пастухов
К семье Шурыгиных уже можно применять словосочетание «театральная династия». Лилия Юрьевна Шурыгина – известный сахалинский режиссер. За ее плечами – яркая работа в Углегорском и Корсаковском народных театрах и в Чехов-центре. В начале 2000-х она возглавила творческую лабораторию «Нэртис+ТВ» и поставила такие сложные, философские вещи, как «Вероника решает умереть» Пауло Коэльо, «Последний срок» Валентина Распутина. Практически все ее спектакли создаются одним и тем же коллективом. Это Валентина Шурыгина, Николай Макеров, Анастасия Легчилина, Анна Фролова, Раиса Шолохова, Екатерина Конченко.
Спектакль "Баба Шанель"
В 2008 году Лилия Юрьевна стала Лауреатом акции администрации президента по поддержке театральных инициатив. Это своеобразный президентский грант, который ежегодно (до 2012 года) вручался только трем театральным деятелям (проектам или коллективам) в России.
С Евгением Мироновым, организатором Акции
по поддержке Театральных инициатив
Сегодня Шурыгина-старшая возглавляет творческую мастерскую «Арт-проект» (это новое название «Нэртис+ТВ» - прим. автора) и является педагогом детской театральной студии «Арт-класс» во Дворце детского (юношеского) творчества. Вместе с дочерью Валентиной у них прекрасный педагогический и режиссерско-актерский дуэты. Валя окончила Сахалинское училище искусств как режиссер-педагог и Хабаровский Государственный институт культуры как режиссер ТВ и Радио. Она была автором и ведущей программы "Сон чудес" на телеканале АСТВ. Веселой озорной Пеппилотте, роль которой Валя исполняла на экране, приходили письма от детей со всей области. «Я даже не успевала отвечать на все, - вспоминает Валентина Шурыгина. – Вот так и началась наша работа с детьми и для детей».
Лилия и Валентина Шурыгины
В постановках своей мамы Валентина стала ведущей актрисой – природа как будто специально наградила ее актерским талантом. Она ежегодно стажируется в Мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСЕ (там же тонкости театральной профессии уже двадцать лет постигает Лилия Юрьевна).
Но основная часть их жизни и творчества связана сегодня с детьми. В «Арт-классе» занимаются около ста ребят, начиная с 4-леток и заканчивая 16-летними подростками. С одними Шурыгины работают уже несколько лет, другие только начали ходить на занятия. В течение трех лет их учениками были трое воспитанников Троицкого детского дома.
- Один из них, Миша Воищев, учится сейчас в Сахалинском театральном колледже, на третьем курсе, - рассказывает Валентина Шурыгина. – Мишка нам как сын родной, прибегает почти каждый день, не может уже жить без нас и мы без него.
Первый спектакль, поставленный с детьми, – «Ронни, дочь разбойника» - признан «Лучшим детским спектаклем» на фестивале детских и юношеских театральных коллективов «Пространство юных» в Сочи.
Во время поездки в Сочи
В «Арт-классе» все по-взрослому, как в самом настоящем театральном училище. Пластика, актерское мастерство, сценическая речь, история театра, изучение литературы. Здесь вообще много читают, и из школьной программы, и того, что в нее никогда не входило, но что развивает детей духовно.
В тот день, когда я побывала на занятиях малышей, они должны были репетировать сказку «Кот-рыболов», которую ставят в процессе занятий. Но т.к. к ним пришли гости (то есть я с детьми), то Лиля Юрьевна тут же сымпровизировала. Достал огромный мешок с костюмами и предложила поставить «Репку». А так как там оказались костюмы коровы, лисы, барана, то сказка приобрела новый колорит. Кошка позвала лису, лиса – корову, корова – барана, баран – лося.
Кстати, меня поразила способность Лилии Юрьевны решать конфликты с детьми совершенно по-взрослому. Разбирали костюмы к сказке – «кошку» захотели Кристина (ученица) и Маша (моя дочь). Обе в слезы. Никто не хочет делиться. Как поступает большинство из родителей и даже педагоги? После нескольких бесполезных увещеваний, волевым решением спорный предмет отдается кому-то. Лиля Юрьевна как-то просто объяснила Кристине, что существуют правила гостеприимства, и Кристина, уже с улыбкой, отдала «кошку» Маше. Мне, правда, было очень неудобно:)
Такие воспитательные моменты, как с «кошкой», незримо и как бы мимоходом присутствуют на каждом занятии. Например, когда разбирается произведение, которое будет ставиться.
- Чтобы понять героев и автора, приходится первую очередь ответить самому себе на многие вопросы, - говорит Лилия Шурыгина. - Сейчас мы работаем со старшими ребятами над «Днем непослушания», они ставят себя на место взрослых, и в наших разговорах раскрывается их такой глубокий внутренний мир, ставятся такие сложные проблемы.
Огромное внимание в «Арт-классе» - пластике, движению, развитию речи и воображения. "Дети все время должны быть в движении, - уверяет Лилия Юрьевна. – В нашей стране выросло поколение потерянных в плане физического здоровья детей – они все время скрючены: в школе за партой, дома за компьютером. А это негативно влияет и на мышление. У нас в студии все построено на движении и на игре. Играя, дети развивают и социальные навыки, и мышление, и воображение. Они учатся правильно говорить, что в свою очередь помогает им правильно писать. Они фантазируют под музыку.
Кристина Кузнецова
Аглая Казанли
А еще театр – это железная дисциплина. Порой и взрослому не под силу то, что делают дети. Учить роль, выдерживать долгие репетиции; стоя за кулисами по время спектакля, внимательно следить за ходом постановки, не разговаривая, не отвлекаясь ни на что. Это я могу подтвердить вам на собственном опыте. Однажды мне повезло, Лилия Юрьевна взяла меня в постановку «Последний срок», и за кулисами я дожидалась своего выхода вместе с Юлей Кайгородовой. Ее героиня появлялась на сцене в финале, но девочка мужественно выдержала «час тишины».
Юля Кайгородова в спектакле "Последний срок"
- Я вообще считаю, что обучение актерскому мастерству дает ребенку все - физическое развитие, психическое и духовное, дисциплинирует его, развивает фантазию, учит его сопереживать и самостоятельно мыслить, учит слушать и слышать!
P.S. После занятий – фото на память )
+7-962-125-15-15