Судьба этого самолета – загадка для нескольких поколений. Поисковики знают и его номер, и номер двигателя. Но что произошло почти 70 лет назад на юге Сахалина, кому принадлежал самолет, и что стало причиной его крушения до сих пор неизвестно. Возможно, информация засекречена.
Больше полувека самолет пролежал на сопке, за поселком Лесное, в 500 метрах от моря. Осенью прошлого года, чтобы доставить его в Южно-Сахалинск, организовали операцию в несколько этапов. Вытащить останки из леса удалось только с помощью вертолета.
Останки переместили в неприметный ангар на окраине Южно-Сахалинска.
Здесь поисковики рассортировали детали самолета, подготовили для реставрации (ее стоимость исчисляется миллионами).
В отличном состоянии оказался двигатель самолета, так как судно упало не штопором, а плашмя.
При ударе отвалились только две лопасти. Мощность двигателя составляет около 1000 лошадиных сил (вес самого самолета около 6 тонн). После реставрации его установят рядом с самолетом, чтобы все посетители могли видеть, как выглядит сердце самолета.
По мнению Артема Бандура, председателя регионального отделения «Поисковое движение России», находку сложно переоценить: "Это не просто ИЛ-2, это уникальный самолет. В нем не только бронированная кабина пилота, но и бронированная кабина стрелка. Факты о такой модификации пока неизвестны".
На реставрацию штурмовика-корректировщика потребуется около 6 месяцев. Затем самолет планируют установить на площади Победы.